Лесной Дракон - антикризисный план и Проект развития Сибири и Дальнего Востока

Oct 15, 2015 05:08



Сегодня часть россиян живут древней логистической реальности - выживают благодаря «северному завозу», например. Большинство россиян в провинции живут еще в 19-м железнодорожном веке, и только жители центральной столичной России - в 20-м автомобильном веке. Люди покидают Сибирь и Дальний Восток по одной простой причине - они не могут жить и вести хозяйственную деятельность как в 19-м веке, а платить налоги, оплачивать коммунальные и прочие услуги как в 21-м веке - это просто физически невозможно.
Проект «Лесной Дракон» - это практическая попытка догнать США и Европу в логистическом и экономическом развитии. Этот проект уникален - он решает практически одновременно несколько крайне запущенных, десятилетиями нерешаемых проблем России.
Цель Проекта
Богатства недр Сибири и Дальнего Востока до сих пор еще полностью не разведаны, а уже разведанные - не осваиваются по причине удаленности, транспортной недоступности. Большинство регионов - дотационные, экономически неразвиты, неполноценны. Настоящее освоение сибирских и дальневосточных недр и прирастание богатства России поэтому еще не начиналось, оно впереди.
Локомотивом этого прорыва в экономическом развитии востока России может быть только лесная отрасль. Нефтяная и газовая отрасли заинтересованы в новых месторождениях, но не в развитии инфраструктуры, не в строительстве дорог. Вахтовый метод, авиатранспорт и трубопроводы - все, что нужно нефтяникам и газовикам. Предприниматели, заинтересованные в добыче иных ценных полезных ископаемых, могут стать партнерами Проекта только локально. А вот лес за Уралом - практически везде, спрос на него в мире стабильно высок, цена стабильно растет. России принадлежит 25% всех лесных площадей планеты (и это в основном ценные породы деревьев), а вот доля российской продукции лесного сектора в общемировом рынке сильно отстает, не превышая 6%. С лесной отраслью в роли лидера Проект действительно способен стать глобальным и долгосрочным.
Цель Проекта в нынешней кризисной ситуации - разбудить внутренний рынок, поддержать предпринимательскую активность, превратить людей, выживающих за счет бюджета, в творчески активных, экономически самостоятельных граждан. Развитие внутреннего рынка - это самая эффективная антикризисная мера в любой стране, столкнувшейся с кризисом - будь то США и Европа в годы Великой Депрессии, или Китай сегодня.
Общие положения
Проект может быть выполнен предпринимателями лесодобывающей, лесоперерабатывающей и бумажной отраслей при государственной поддержке. В случае успеха в течение 10-15 лет решаются 5 (пять) крайне болезненных и запущенных проблем лесных регионов Сибири, российского Севера и Дальнего Востока. Ни одна из этих проблем не может быть решена по отдельности в результате какой-либо государственной программы или бизнес-проекта.
Руководство страны в целом признает первоочередную необходимость траты средств бюджета и резервных фондов на инфраструктурные проекты в Сибири и на Дальнем Востоке. Но в реальности позитивных сдвигов не происходит - во-первых, из-за недостатка экономически эффективных проектов, а во-вторых, из-за высокой стартовой цены решения даже части проблем регионов, деградировавших десятки лет. Возможно только комплексное решение: в этом случае себестоимость каждого отдельного решения снижается. «Лесной Дракон» - это комплексный бизнес-проект.
Список проблем, решаемых при реализации Проекта:
1. Лесные пожары. Огонь ежегодно поражают прежде всего те регионы, где низкая эффективность использования лесных богатств, и соответственно отсутствует уход за лесом. Горит не тот лес, в котором туристы забыли потушить костер, а тот, в котором много сухих деревьев и сушняка. Без своевременной вырубки деревьев, достигших сортовых стандартов, лес стареет и сохнет, отсюда высокий риск не просто случайных возгораний, а масштабных пожаров на огромных территориях. Российские леса без настоящего заботливого хозяина обречены гореть и дальше, принося колоссальный материальный ущерб и человеческие жертвы;
2. Недостаток сырья для лесной отрасли, вызванный транспортной недоступностью перспективных лесных массивов. В целом сложилась следующая картина: на западе России леса гибнут от хронического переруба, на востоке - от хронического недоруба. Там, где есть дороги, лесные угодья уже сильно истощены, там, где дорог нет, леса сохнут и горят. В обоих случаях это тупик для лесной отрасли.
Лесная дорога - там, где она есть - как правило, или грунтовая или «зимник», то есть сезонная. Поэтому предприятия страдают из-за простоев во время осенней и весенней распутицы, из-за высоких расходов на создание складских запасов сырья. Сюда же - высокая аварийность и короткий срок службы лесовозов и другой техники из-за бездорожья. Все это дает в итоге низкую экономическую эффективность лесозаготовок и деревообработки, низкую отдачу на вложенный капитал;
3. Проблемы моногородов. В наиболее критической ситуации массовой безработицы находятся 75 моногородов, из них около половины - в лесных регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Эти города или были когда-то связаны с лесопереработкой (а большинство окружающих поселков - это бывшие леспромхозы), или с добычей полезных ископаемых, с карьерами, которые истощились. А новые месторождения, даже разведанные, транспортно недоступны;
4. Бездорожье. Причина деградации, экономического и социального вымирания Сибири и Дальнего Востока - отсутствие всесезонных автодорог. Без современной транспортной инфраструктуры нет торговых связей между поселками и с ближайшим городом, нет медицинской, противопожарной помощи, услуг образования и безопасности, иных услуг и помощи со стороны государства. Вымирание огромных территорий неизбежно приведет к тому, что осваивать их будут соседние государства. Например, Китай, который согласно новому лозунгу «Если мы хотим разбогатеть, нужно сначала построить дороги», строит их за неделю столько, сколько Россия за год, и уже сегодня общая длина дорог с твердым покрытием в Китае в 5 раз больше, чем в России.
Ситуация обостряется следующим обстоятельством - сибирские и дальневосточные регионы связывает с Россией по большому счету только Транссиб, и часть его проходит по территории соседнего Казахстана, пока еще дружественного России. А если отношения испортятся, то перерезать эту тонкую нитку, на которой все держится, очень легко.
В России почти не строят ни железных, ни автодорог, но если говорить о Сибири и Севере, то здесь необходимо планировать автодороги. Во-первых, железные дороги не могут быть проведены в каждый поселок, они недоступны для малого бизнеса и служб экстренной помощи, поэтому мало способствуют развитию внутреннего рынка и росту комфорта жизни сибиряков. Во-вторых, как показал БАМ, в условиях вечной мерзлоты железная дорога более аварийна, чем автодорога, более подвержена влиянию сезонных температурных колебаний и подвижек почвы, требует ежегодного капремонта, перекладывания рельсов. Фактически каждый год БАМ строится по-новому и по стоимости он давно уже стал не просто золотым, а бриллиантовым;
5. Морально-нравственный упадок населения депрессивных регионов Сибири и Дальнего Востока, неверие в будущее, алкоголизм и наркомания в молодежной среде. Молодежь или спивается, не находя приложения творческой энергии, дерзких молодых сил, или уезжает. Население стареет и стремительно сокращается, что еще более затрудняет полноценное освоение территорий.
В антикризисных планах и программах правительства сильно недооценивается психологическое состояние российского народа. Надежды на то, что после девальвации рубля начнутся импортозамещение и экономический рост - как в 1998 году - несостоятельны из-за отсутствия у россиян и российского бизнеса веры в будущее. В 1998 году эта вера еще была.
Даже локальный успех Проекта способен поднять моральный дух и веру в будущее всех россиян, предпринимателей, инвесторов.
Проект Лесной Дракон подробно

транспортная инфраструктура, логистическая революция, лесная отрасль, импортозамещение, предприниматель, дорожное строительство, Лесной Дракон, развитие Сибири и Дальнего Востока, Транссиб, антикризисный план, лесные пожары, моногород, логистическая цивилизация, девальвации рубля, Великая Депрессия, внутренний рынок

Previous post Next post
Up