Как вылечить хронически больную экономику. Средство от кризиса

Aug 31, 2015 02:29


Все разговоры о повышении эффективности государственного управления экономикой не имеют никакого теоретического смысла и никакой практической ценности. Экономика, управляемая централизованной бюрократией, была приговорена к смерти еще в 1947 году, когда Уильям Эшби сформулировал первый и важнейший закон кибернетики - закон необходимого разнообразия (закон Эшби).
Не зря кибернетика была запрещена в СССР - в начале 50-х вместе с логикой и генетикой. Нельзя было не запретить науку, первым и фундаментальным законом которой четко определялась невозможность управления современной экономикой из одного центра - по принципу «Один Центральный Бюджет - один Хозяин». И чем больше по территории и многообразней страна, тем менее такая «вертикаль власти» возможна.
По закону Эшби для успешного управления субъект управления должен быть как минимум столь же сложным и разнообразным, как объект управления. Монарх еще справлялся с управлением экономикой, так как управляемый объект был в то время не настолько сложным - тем более, что в дела общины, местного самоуправления Монархи предпочитали не вмешиваться. С появлением городов экономика сильно усложнилась - республиканское самоуправление во Флоренции устроено уже достаточно сложно.
Падение монархической экономики - это естественный результат роста предпринимательской экономики в рамках старой монархической. Новая городская экономика благодаря своему многообразию стала настолько богатой и мощной, что скупила старую экономику и поставила монархов на службу республике.
Эволюционно выживаемость любой биологической популяции зависит от разнообразия действий составляющих эту популяцию особей. Благодаря разнообразию своего поведения человек победил всех своих биологических врагов - от хищников до вирусов - и расселился по всей планете. И смена власти Монарха властью Предпринимателей - это результат роста многообразия человеческой популяции, роста уровня выживаемости и населения в предпринимательских экономиках. Предприниматель победил Монарха, естественным образом поддерживаемый эволюцией.
Еще одно преимущество предпринимательской республики над монархией - близость к народу, к общине, более глубокое и обширное знание реальной повседневной жизни. Это дает Предпринимателю в союзе с изобретателями и учеными более точный расчет рисков, более далекий горизонт предвидения возможных опасностей. Это позволяет возводить все более высокие и прочные защитные барьеры между человеческой жизнью и смертельным натиском враждебной природы.
Чиновник к такой серьезной ответственной работе объективно не готов из-за краткосрочности своих планов и однообразия принимаемых по инструкциям решений.
Например, чтобы управлять советской экономикой, Госплан предельно упрощал объект управления. В каждой отрасли экономики, сфере общественной жизни, науки, искусства создавались свои отраслевые «колхозы» или так называемые «бериевские кусты», во главе коих назначались председатели, комиссары, министры, секретари. Сегодня эстафету Советского Союза подхватил Евросоюз в лице еврочиновников, еврокомиссаров, регулирующих все - от размеров птичьих клеток до формы огурцов.
Государственное регулирование неестественно и нежизнеспособно. Еврочиновник объективно не может регулировать многообразную деятельность малого и среднего бизнеса, поэтому сознательно уничтожает местный бизнес в странах-новобранцах Евросоюза. Чиновники способны регулировать лишь ограниченное количество объектов экономической деятельности в лице крупных компаний. Даже если эти крупные транснациональные компании имеют производство в Китае и как конкуренты, убивают европейский бизнес. Бюрократия вынуждена это делать, чтобы выжить, сохранить себя на вершине власти.
То же самое происходит в России, где доля сырьевого экспорта уже выросла до 80% ВВП. Это результат усилий чиновников по примитивизации экономики. Несколько отраслей и сотни крупных компаний, тем более госкомпаний гораздо проще контролировать, чем тысячи мелких и средних предприятий во всех перспективных для российского бизнеса отраслях.
Деградации российской экономики способствует также то упорство, с которым российские чиновники вслед за советскими не желают строить новые автомобильные дороги, незаменимые для малого бизнеса. При этом тупо уперлись в транспорт 19 века, транспорт крупных компаний - железнодорожный. И даже собираются вновь строить БАМ!
В нешуточной борьбе с законом Эшби чиновники не только упрощают объект управления, но старательно усложняют субъект управления, совершенствуют и реформируют государственные органы, создают все новые министерства и госкомпании. То есть пытаются угнаться за экономикой, за новыми задачами и новыми проблемами - в то время, когда старые еще не решены. Наращивание количества министерств и чиновников в экономике, - при том, что Центр управления и финансовый центр один - это бессмысленное и вредное занятие. Оно подобно печатанью Центробанком новой денежной массы в то время, когда старые деньги лежат без дела, мертвым грузом в резервах банков.
Если до решения создать новое министерство, агентство или госкомпанию был кризис управления, то после наступает коллапс, полный застой. Потому что как ни усложняй правительство и другие органы, Центр принятия решений по распределению ресурсов Центрального склада остается в единственном числе. В такой монархической реальности рост количества министерств и количества чиновников означает не усложнение управления экономикой, а усложнение межведомственных интриг вокруг этого Центра. У министров и руководителей госкомпаний появляется, во-первых, еще больше возможностей ничего не делать, кивая друг на друга, а во-вторых, растет стимул еще жестче толкаться локтями и меряться административно-силовым потенциалом у окошек Центрального бюджета.
В реальности это может выглядеть следующим образом. В городе А. госпредприятие ВПК, в соседнем городке Б. половина жителей - его работники. Точки А. и Б. связывают электричка, которая если не юридически принадлежит РЖД, то фактически в руках менеджеров РЖД (в госкомпаниях бывает и не такое!), а также разбитая российская автодорога, по которой иногда ездит разбитый муниципальный автобус. РЖД из-за кризиса повысили цены на проезд в электричке в два раза, а в ответ на протесты вообще их отменили. Можно пустить новые автобусы, но их надо купить плюс отремонтировать автодорогу.
Вопрос: как быстро договорятся между собой Минобороны, РЖД, Минтранс и Автодор, чтобы люди могли спокойно ездить на работу, и вообще городок Б. не оказался отрезан от цивилизации?
Ответ: видимо, договорятся нескоро.
Дополнительное условие: все это действие (называемое в СССР межведомственным конфликтом) происходит в Сибири, за тысячи километров от Центра принятия решений, вокруг которого спорят за финансирование решения проблемы министры и руководители.
Дополнительный вопрос: насколько быстрее договорятся участники конфликта после создания нового Министерства развития Сибири и Дальнего Востока?
Ответ очевиден: никогда. Вертикаль власти никогда не придет к человеку. Люди быстрее уедут в Москву или еще куда-нибудь поближе к Центру власти и финансов, чем дождутся чуда, когда центральная власть придет к ним.
Другой вариант. Предприятие в городе А. принадлежит местному Предпринимателю, который работает по заказам от Минобороны. Малый бизнес в городке Б. также заинтересован, чтобы жители ездили на работу и привозили домой зарплату и налоги. Муниципалитеты А. и Б. имеют достаточно налоговых поступлений для покупки автобусов и содержания дороги в порядке. Вообще никаких вопросов. Только взаимовыгодная работа Предпринимателей и муниципалитетов.
Если признать современный кризис кризисом государственного управления экономикой, то для выхода недостаточно перехода власти от Чиновника к Предпринимателю. Необходимо максимальное перемещение субъекта управления экономикой с государственного уровня на уровень местного самоуправления.
Только самоуправление позволяет выполнить условие, поставленное Эшби! При самоуправлении субъект и объект управления совпадают по сложности, это субъект и объект в одном лице!
Такое совпадение не счастливая случайность и не труднодостижимый идеал - оно абсолютно естественно для человеческого сообщества. Именно так жили все народы мира до монархий, без монархий и даже во времена правления самых жестоких Монархов - потому что по-другому жить невозможно.
Так жили наши предки до и даже во время так называемого «монгольского ига» - пока московские князья не переняли эстафету централизованной власти у Золотой Орды и еще более эту самодержавную власть ужесточили. Централизация Руси в пользу Москвы, уничтожение самоуправления, национализация земель в пользу московского царя через опричнину - все это «собирание земель» привело Русь к голоду и Смуте.
В русской транскрипции кризис - это проруха, смута, когда монархическая власть костенеет, теряет обратную связь с управляемым объектом. На Руси смута произошла после того, как потомки Александра Невского уничтожили независимое местное самоуправление не только в Великом Новгороде, но и во всех русских городах. До этого Русь всегда жила при городском и сельском коллективном самоуправлении.
По закону необходимого разнообразия эффективная экономика без кризисов возможна только в том случае, когда центр управления экономикой, распределения финансов и налогов находится не в столице государства, а в каждом местном самоуправлении. Самым стабильным, сильным и процветающим государством становится в ходе исторического развития то, в котором все, что только можно, находится во власти местного самоуправления, самоуправляемых и саморегулируемых профессиональных, гражданских, волонтерских, благотворительных, экспертных, общественных организаций - все максимально децентрализовано и независимо от Центра, от минимального центрального правительства с минимальными функциями внешней политики и обороны. Только самоуправляемое общество остается бескризисно управляемым и эффективным при любом росте многообразия. Такой до 20 века, например, была Великобритании, и называлась поэтому «страной самоуправляемых общин».
Человек по своим профессиональным и гражданским интересам может состоять и быть активным в самых разных самоуправляемых организациях. А может и не состоять. Но каждый человек просто по месту жительства - участник муниципальной жизни, субъект выживания и развития своего местного самоуправления.
Так как в местном самоуправлении, в общине, поселке или городе главным собственником, главным инвестором и главным работодателем во все века был и остается Предприниматель, то неизбежна передача экономической и политической власти Предпринимателю. Сначала на местах, а затем - с наработкой политических репутаций, по мере становления новых политических лидеров и формирования новой элиты - на региональном и федеральном уровнях.
В гармонии с законом Эшби живет сегодня Гонконг, хотя предпринимательскую республику атакуют левые радикалы, активисты «революции зонтиков». Наивная молодежь много дней выходила на площади и требовала демократических выборов, но пока, к счастью, безрезультатно, республика устояла.
Россия в 17 000 раз больше Гонконга по площади - и можно сказать, что наша страна в 17 000 раз острее нуждается в сильном независимом самоуправлении и разнообразной предпринимательской экономике. И соответственно, став предпринимательской республикой, наша страна должна быть в 17 000 раз богаче Гонконга. И в 2 раза богаче, чем США - если признать, что более обширная территория предполагает большее разнообразие экономики и экономических связей. Так и случилось бы, не ввяжись мы в Первую мировую войну и не свались затем в социалистический эксперимент без частного предпринимательства и местного самоуправления.
Следуя закону Эшби, управляемое из единого центра государство в ходе технологического прогресса и экономического роста неизбежно распадается - на все более мелкие, но более управляемые осколки. Так распались Югославия и СССР, так же и Россия рассыплется на части - если не проведет децентрализации управления экономикой, если центром экономической активности и концентрации финансовых средств не станет каждый муниципалитет.
Это фрагмент из Российского Манифеста, манифеста предпринимательской республики

малый бизнес, бюрократия, Российский Манифест, Центробанк, предприниматель, кризис, закон Эшби, государственное управление, предпринимательская республика, самоуправление, Центральный бюджет, экономика, местное самоуправление

Previous post Next post
Up