Теоретические споры о пользе госрегулирования, особенно в благородном деле борьбы с кризисами, уже не имеют смысла. Спор разрешился сам, на практике - если еще недавно государство спасало компании от банкротства, принимая на себя их долги, то теперь под грузом долгов начали банкротиться сами государства. Это вполне закономерно, хотя еще вчера казалось государственникам невозможным.
У современного экономического кризиса та же системная причина, что у предыдущих, а именно - противоречие рыночного разнообразия предпринимательской экономики и однообразия монархически монопольного государственного регулирования этой экономики. В свое время такие разные экономисты 20 века, как Кейнс, Фридман и Шумпетер, создавшие достаточно разные экономические теории и предлагающие самые разные антикризисные меры, обнаружили и описали один и тот же факт. Вполне разумное поведение одного участника рынка приводит в итоге к общему краху, если все участники рынка начинают брать с него пример, вести себя так же разумно и успешно. Что очевидно - если все пассажиры корабля устремятся на один борт, то судно перевернется.
Нетрудно при этом заметить то, на что не обратили внимания знаменитые экономисты. На самом деле описанная ими ситуация возникает всякий раз, когда государство начинает регулировать свободный рынок. Любое правительство, ФРС, ЕЦБ или Центробанк любой страны - это как раз тот влиятельный игрок, который вынуждает всех участников рынка действовать одинаково, дружной толпой бежать к одному борту и топить корабль экономики! Все самые правильные, самые эффективные, самые проверенные и надежные антикризисные меры приводят к новому кризису и новому краху именно по этой причине.
Сегодня участники рынка зависят в своих решениях от решений государства, ставшего самым сильным игроком на рынке. Абсолютно любые действия чиновников правительств и центробанков, направленные на преодоление кризиса поэтому не могут помочь, способны только навредить - независимо от того, действуют правительства по интервенционизму Кейнса, по монетаризму Фридмана или по теории экономического развития Шумпетера!
Неважно, что делает Центробанк с учетной ставкой и уровнем резервирования, не имеет значения, что предлагается чиновниками правительства - сберегать деньги или раздавать кредиты, поддерживать потребление или производство, покупать гособлигации или вернуться к «золотому стандарту» - кризис в любом случае только обострится.
Любое централизованное регулирование вредно для экономики просто по факту своего существования. Чтобы оживить экономику, чиновники в очередной раз что-то придумывают и предлагают новое средство от кризиса - не понимая, что они сами и есть кризис от первой до последней буквы этого слова! Не важно «Что делать», чтобы выйти из кризиса, важно «Кто делает»! Или сами предприниматели на местах решают, в какую сторону и как им развиваться. Или чиновники из столицы все решают за них и навязывают решения через новые законы и постановления. Навязывают Предпринимателям одинаковые действия на рынке, угнетают разнообразную - столь же разнообразную как жизнь, деловую активность. И чем больше государство или союз государств - тем экономика разнообразней и тем вреднее монопольное государственное регулирование и управление большой экономикой!
Многообразие экономики - это не просто «много разных товаров и услуг», высокая диверсификация. Это многосубъектность, когда на рынке много свободных предпринимателей, принимающих свободные независимые разнообразные решения - в отличие от однообразия и моносубъектности современной экономики, когда государство, правительство, Евросоюз, ЕЦБ или ФРС навязывает предпринимателям правила игры.
Кризисы случались в США и в 19 веке, но только после создания ФРС и роста влияния вашингтонских чиновников на экономику кризис стал таким продолжительным и глубоким, как Великая Депрессия. А с усилением власти ФРС и международных чиновников кризис неизбежно должен был стать глобальным. Если происходит координация антикризисных мер на международном уровне - то предпринимателям уже не одной страны, а всех стран мира предлагается некое правильное действие. Бежать по решению ФРС из развивающихся стран в доллар, или опять инвестировать в риски, то есть бегать с одного борта на другой и раскачивать корабль мировой экономики.
Если бы чиновники не имели права вмешиваться в экономику, то банкиры, производители и торговцы действовали бы как предприниматели, со всем творческим разнообразием профессионального опыта оценки рисков, опыта коллективного спасения сограждан, повышения их жизненного уровня. Местные торговцы, промышленники и банкиры принимали бы решения, руководствуясь условиями и особенностями экономической ситуации в каждом городе, регионе, а не решениями далеких от понимания местной ситуации чиновников правительства и Центрального банка. Когда все на корабле заняты своим делом, а не бегают толпой от одного борта к другому - только тогда в экономике нет кризисов, сохраняются долгосрочная стабильность, устойчивый бескризисный рост и движение вперед.
Если экономические кризисы происходят все чаще, значит, это кому-то нужно. Заказчик кризиса - тот, кому он выгоден. Предприниматель получают лишь рост налогов, государственных и международных рисков. Чиновник получает все - с каждым кризисом растет его власть и могущество. Чиновник - настоящий благоприобретатель, бенефициар экономических катастроф. Обладающие инсайдерской информацией госчиновники через дружественные банки и финансовые компании зарабатывают на каждом раскачивании рынка. А затем помогают скупать подешевевшие бизнесы в пользу своего административно-финансового клана. То есть делают экономику еще менее свободной и разнообразной.
Очевидно, что крупные банки и компании, дружественные чиновникам правительства и Центробанка зарабатывают на раскачивании экономики раньше всех и больше всех. И не боятся падения - уверены, что государство не даст им, «капитанам экономики», утонуть. Даже если корабль перевернется, и утонут все пассажиры.
Безнадежность и обреченность ситуации в том, что с каждым кризисом самый мощный игрок Государство становится все мощнее, а независимых от государства игроков - все меньше.
У чиновников нет в повестке дня пунктов «Передача власти предпринимателям», «Сокращение налогов для бизнеса» или даже «Сокращение чиновников на всех уровнях власти». Лечебные средства от кризисов, применяемые сегодня - это снижение уровня жизни граждан через инфляцию и девальвацию национальной валюты, еще больше госрегулирования и государства в экономике.
Чиновники, с помощью дружественных банкиров и олигархов скупающие подешевевшие активы, наивно полагают, что по окончанию кризиса эти активы вырастут в цене, будут столь же ценны в их руках, как были ценны в руках своих настоящих хозяев, предпринимателей. Часто они действительно настолько наивны, что искренне верят в свою власть над законами природы и экономики. Но нельзя быть одновременно болезнью и врачом, вирусом и лекарством.
Системная причина глобального экономического кризиса - в подмене субъекта экономического развития и государственного управления, в отказе от многообразия свободной предпринимательской экономики в пользу однообразия регулируемой из единого центра квази-монархической, бюрократической экономики…
… Это отрывок из Российского Манифеста. Подробнее о том, в чем кардинальное отличие экономического субъекта Чиновника от субъекта экономики Предпринимателя - в статье
Экономическая темпология - наука о кризисе