От прочих высших животных человек отличается не только объемом мозга, орудийной деятельностью и речевыми способностями - есть еще более принципиальное и необъяснимое отличие. Это уникально длительный период детства.
При почти равной с высшими обезьянами общей продолжительности жизни у человека то время, когда родители опекают своих малышей, в два раза продолжительней. Шимпанзе достигает половой зрелости и может считаться взрослым в 6-8 лет, у человека мозг заканчивает свое физиологическое и функциональное созревание к 13 годам, затем начинается подростковый период, который продолжается под присмотром взрослых до 16 - 18 лет. Фактически у человека треть жизни уходит на подготовку к взрослой самостоятельной жизни. И это мы говорим о современном человеке. У наших предков, племен Древней Руси, взрослыми считались в 14-16 лет, женились в 15-16, а жили до 30-32 - в 30 лет человек уже считался старцем. То есть половина жизни уходила на детские игры, учебу и подготовку к собственно жизни. И вполне логично допустить, что столь объемный сложный мозг и речевые способности требуются человеку в первую очередь именно для многолетнего обучения и воспитания.
Природа - самый жесткий экономист. Даже один дополнительный год, когда родители и все племя возятся с малышом, охраняя его и обучая, должен быть оправдан ощутимым эволюционным преимуществом. В чем же заключается это преимущество?
Современные этологи (этология - наука о поведении) наблюдают у животных действия, похожие на разумные. Широко известны исследования способности животных к простейшей экстраполяции, к примитивному абстрагированию и предвидению будущего. Крыса, исходя из предыдущего опыта прохождения лабиринтов, может двигаться в новых условиях более осмысленно, ее действия уже не вписываются ни в классические условные рефлексы Павлова, ни в поиск правильных решений методом «проб и ошибок». Известны случаи, когда лиса не бежит за зайцем в лес, а направляется сразу к тому месту, откуда он должен выскочить. Шимпанзе, не найдя коробки, встав на которую, она ранее доставала банан, может использовать человека, подведя его в нужное место и забравшись на плечи. Экспериментаторам удается «разговаривать» с обезьянами, птицами и дельфинами с помощью специально сконструированных искусственных «языков». И так далее - данные об «интеллектуальной» деятельности животных многочисленны и многообразны. В том смысле, что их десятки, сотни. Но это далеко не то многообразие, которое необходимо для эволюционного прорыва - тем более в реальном мире, а не в лаборатории.
Существующие гипотезы происхождения человека пытаются объяснить и объем мозга, и затянутое детство у человека сложными социальными отношениями в первобытном племени. Но если ребенок 13 лет обучался сложным социальным отношениям, то почему это происходило в пещере? Взрослые, приходя в пещеру поесть и отдохнуть, явно вели себя совсем не так, как за ее пределами. В пещере ребенок мог научиться только жизни в пещере, а не в реальном мире. А если ребенок готовился к сложной социальной жизни средствами искусства, то на пещерных рисунках должны были изображаться люди, а не животные. На самом деле изначально изображались животные, а фигурки людей, которые охотились на этих животных, появились позднее.
Более логично следующее описание причин зарождения разума у предков человека. Опыты по выявлению «интеллектуальных способностей» у животных - будь то крыса, шимпанзе или дельфин - проводятся, как правило, с особью в единственном числе. В любом случае действие, в котором ученые усматривают акт экстраполяции, предвидения, примитивного абстрагирования - это индивидуальное действие.
Похожее (но лишь похожее!) действие у человека - всегда коллективное, даже если человек внешне кажется в этот момент одиноким.
Сознание человека - это коллективное предвидение и по своей природе, как результат филогенеза, биологической эволюции, и по итогам коллективного воспитания и обучения конкретного ребенка в семье, Пещере, школе и обществе, то есть как результат онтогенеза.
Предвидение следующего действия у человека всегда связано с учетом предвидений других людей относительно этого действия. Свое предвидение человек всегда опосредует (очно или заочно, реально или абстрактно, сознательно или подсознательно) предвидениями других людей, принадлежащих к самым разным группам - семье, племени, профессиональному коллективу, культурным или религиозным сообществом. Весь этот комплекс знаний - не только о мире, но о людях, близких по разным групповым признакам, их представлениям о мире и предвидениям будущего - формируется в сознании молодого человека, чтобы помочь правильно сориентироваться в реальной ситуации, при выходе из пещеры или школы в реальную жизнь…
Все подробности прошлого и будущего человечества