Мост в грусть

Jul 06, 2009 02:38

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Я по-доброму завидую большинству телезрителей, которое не парится над тем, насколько четко разработан сценарий того, что они смотрят, каким звуковым и графическим оформлением украшена программа. Они не разбирают телепрограмму на кубики, руководствуясь общим впечатлением от увиденного: интересно смотреть / неинтересно смотреть. Для меня же это, видимо, уже нереально. Постоянно отмечаю оргинальные режиссерские ходы, наблюдаю за работой людей в кадре, обращаю внимание на то, как телепродукт решен графически и музыкально. Впрочем, думаю, любой человек, обладающий знаниями в «своей» области, смотрит на мир сквозь призму своей профессии. И снять на время эти профессиональные очки (посмотреть на жизнь нейтральным взглядом) удается немногим.

Любопытное дело: с каждым просмотром становится все сложнее получать от телевидения простое человеческое удовольствие. Доходит до того, что уже по началу эфира какой-нибудь очередной премьеры ты практически автоматом способен причислить ее к однообразной, ничем не приметной телевизионной массе, не способной не то, что удивить (действительно, а когда нас в последний раз удивляло телевидение?), а хотя бы вызвать какие-то эмоции… На этом фоне шаг вправо - шаг влево воспринимается мной с большим восторгом. К шагу, речь о котором пойдет ниже, телевидение причастно лишь как средство распространения. Потому как шаг этот - хорошее кино, которое я посмотрел на днях.

О ФИЛЬМЕ, КОТОРЫЙ ВПЕЧАТЛИЛ


В поисках чего-нибудь интересного я переключал и переключал каналы. Не спасало даже то, что дома, в Бобруйске, есть доступ к спутниковому телевидению - сотне русскоязычных телеканалов и тысячам иностранных. Кризис телевизионных интересностей довел до нишевого «Кинопоказа». Внимание привлек обаятельный мальчишка на экране. Как выяснилось впоследствии, в эфире был фильм «Мост в Терабитию» производства Disney (2007). В основу положено одноименное произведение американской писательницы Кэтрин Патерсон, которое та написала еще в 1977 году по реальным событиям из жизни ее сына Дэвида (награждена за «Мост» медалью Ньюбери - высшей американской наградой в области детской литературы).

Через пару минут просмотра становится понятно, что в центре завязки - жизненные проблемы пятиклассника Джесса Ааронса: над талантливым парнем стебутся в школе, не поддерживают в семье. Герой остается один на один со своими проблемами. Сюжет не нов, но и не затерт до дыр: я продолжал смотреть. В класс Джесса приходит новенькая - Лесли. Ученики, а вместе с ними поначалу и Джесс, ее не принимают. Мозг, конечно, подбрасывает ближайшую догадку: кажется, фильм о большой и чистой детской любви. А большая и чистая детская любовь - это более чем интересно, так что уходить с канала я уже не планировал.
Однако оказался не прав: акценты были расставлены авторами по-другому. Фантазерка Лесли предлагает Джессу создать собственный беспроблемный мир - королевство Терабитию. Мальчишка словно оживает: это его шанс отвлечься от серых будней и забыть на время о своих неприятностях. Ребята придумывают себе различные испытания, стараясь видеть необычное в обычном. В их жизни теперь два мира - отягощающий реальный и спасительный выдуманный. «Нет, ну, это уже сказка пошла… Я так не играю. Где любовь?» - начал я было беспокоиться за правильность своего ТВ-выбора. И зря Финал не просто спускает меня с небес - он уверенно подтачивает морально. Причем сценаристы не оставляют ни единого крючка для быстрого восстановления, сея в душе настоящий хаос… Титры уже давно прошли, а я не нахожу себе места. Спасает интернет: сейчас узнаем, один я такой впечатлительный или нет. Благо со мной солидарны. Более того, я не нашел ни одного отрицательного отклика на фильм.

Финал переворачивает все с ног на голову. Я с трудом улавливаю цель, вспоминаю прошедшие сцены, надеясь переосмыслить их с помощью информации, полученной из развязки. Я пересматриваю фильм в повторе. Но легче не становится. Пытаясь абстрагироваться от увиденного, читаю о фильме, произведении, об авторе… Нет, я определенно прочту саму книгу: возможно, найду тот самый крючок, который успокоит? А может, наоборот: поражусь детализации финала?

Кэтрин Патерсон, автор «Моста в Терабитию» (лауреат премии Г. Андерсена и А. Линдгрен):

«Я не пошла на работу, а засела разбирать старую почту, переставила все книги на полках, даже пол на кухне выскребла начисто - что угодно, только бы не браться за эту безнадежную главу!»

Да… Хорошая книга - великая сила! Женщина на другой стороне планеты написала безнадежную главу, а ты теперь сиди переживай…

Это определенно больше, чем просто семейный фильм. О нем тяжело забыть на следующий день - он заставляет думать. Тебе жутко хочется изменить финал или просто не поверить в него. Но совершенно ясно, что, если бы не он, фильм благополучно забылся бы. Даже проверенный способ - вспомнить о том, что всё это придумано каким-нибудь дядькой или тетькой, - не помогает. Этот фильм хочется обсуждать и рекомендовать для просмотра другим. И я рекомендую: посмотрите «Мост в Терабитию».

БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ

Дмитрий Горшков, кинокритик (interkino.ru):

«Наверное, кому-то это покажется перегибом, но «Мост в Терабитию» рвет душу сильнее, чем великий и ужасный «Вавилон». <...> Признаюсь честно, меня он довел до слез... как и почти всех зрителей в зале».

P. S. Только никаких попыток узнать финал заранее! Иначе фильм можно не смотреть: вы не получите ожидаемой отдачи.

кино, мысли, телевидение

Previous post Next post
Up