Последние десятилетия ознаменовались глобальным кризисом системы высшего образования, который затронул не только отечественные вузы, но и европейские. Гумбольдтский университет, который на протяжении полутора столетий представлял собой воплощённый идеал универсального знания, сочетая в себе задачу формирования личности и расширения научного знания
(
Read more... )
Потом Вы сами написали: в СССР был нужен строитель коммунизма, производитель. Критически мыслящие люди, склонные проявлять своеволие и сомневаться во всём и вся стране были категорически не нужны, о чём свидетельствует богатая история борьбы с инакомыслием. Всякие там Солженицыны, Бродские и Окуджавы появлялись не благодаря системе, а вопреки ей. Полноценная личность в тоталитарном государстве -- опаснейшая вещь. Его цель - воспитание самых что ни на есть ординарных исполнителей, не склонных осмысливать директивы, спущенные с верху, а призванных воплощать их в жизнь.
Reply
Мне также хотелось бы лучше понять, какой смысл вы вкладываете в термин гумбольдский университет. Два вопроса, если можно, в этом отношении.
Один из моих любимых фильмов - Ночной портье. Я не знаю, если вы его смотрели, но наверняка вы про него слышали. Как можно соотнести образование граждан, показанных в фильме, с термином гумбольдский университет?
Как говорят, кто платит, тот и заказывает музыку. Как обстояло дело с данным наблюдением в гумбольдском университете?
Reply
МГУ, к примеру, первоначально делался по образцу классического немецкого университета. Затем он стал образцово-показательным советским ВУЗом. А сейчас болтается где-то посередине - между "былым величием" и "новыми тенденциями". Преподавательский состав там преимущественно старый - любым новшествам активно сопротивляется. С другой стороны, Садовничий полностью лоялен правительству и по мере возможности проводит все инициативы, которые спускаются сверху.
Что касается Вышки, то здесь другая история. Вуз довольно свежий, и строился он изначально по новым стандартам - вполне себе болонским. С другой стороны, это полностью проправительственная структура и настоящая кузница кадров. О принципе независимости преподавания здесь речь даже близко не идёт.
Последний пример - РГГУ. Это тоже относительно свежий ВУЗ, но строился он вполне с ориентиром на гумбольдтский университет. Лояльность правительству близка к нулевой. Отсюда и весьма скромная господдержка при блестящем кадровом составе и массе уникальных образовательных и научно-исследовательских программ.
Это только три вуза...
"Ночной портье", к сожалению, не смотрел. Извините.
Изначально берлинский университет Гумбольдта предполагал своеобразное соглашение с государством. Основной миссией университета было развитие национальной культуры во всех возможных смыслах и направлениях. А государство, в свою очередь, брало на себя обязательства по его финансированию. Никаких заказов государства научное сообщество не выполняло - принцип академической свободы был превыше всего. Государство и так имело от этого проекта массу выгод в виде расцвета наук и искусств. Если бы оно попыталось что-то там регулировать в научном сообществе и его внутренней жизни, то только препятствовало бы его плодотворному развитию.
К сожалению, этого никогда не понимали в России - ни при царях, ни при коммунистах, ни сейчас. На мой взгляд, именно поэтому успехи в большинстве гуманитарных областей у нас весьма и скромные.
Reply
В настоящее время часто подчеркивается зависимость государства от налогоплатильщиков, что требует от того же государства других усилий по обоснованию трат. Просто объявить, что деньги тратятся на расцвет наук и искусств вряд ли получится. Ведь например как всегда разные профессора не согласны между собой, что объявить расцветом искусства, что закатом. Те кто не получил деньги, будут бороться против тех, кто деньги получил, а на всех денег все равно не хватит.
Можно также отметить следующее отличине между Западной Европой и Россией. Россия унаследовало политическое устройство от Византии, где вторым человеком после бога на земле был император (Caesaropapism) и церковь практически была подчинена государству. Ожидать академической свободы в таких условиях вряд ли оправдано.
В Западной Европе всегда было два независимых центра власти - император и римский папа. Это позволяло тем же университетам маневрировать между двумя центрами власти и играть на их противоречиях.
Фильм Ночной портье показывает жизнь бывших нацистов в послевоенной Вене. Бывшая заключенная концлагеря узнает своего палача, между ними вспыхивает любовь, и т.д. Надо отметить кстати хороший культурный уровень бывших нацистов, как раз заставляет задуматься о том, как же функционировал гумбольдский университет.
Reply
"In Summer 2006, at an academic meeting, Harvard's president Lawrence Summers wondered whether the far larger number of male than female scientists might not reflect some built-in property of most men versus most women. He didn't endorse the idea; he simply wondered. His comments, according to the Boston Globe, 'sparked international outrage'. Accordingly Summers abased himself, apologized profusely and acknowledged that he had acted like a dangerous crackpot lunatic, betraying the revolution and disgracing the university and himself. But he was sentenced to the maximum anyway: he was forced to resign the presidency as was sent away from Harvard, for a full year. At that point, Summers (no doubt) only wished that his feminist opponents had demanded the death sentence."
Вот так-то.
Должен сказать, что книга тенденциозная и местами просто вздорная, однако в целом она дает живое и занятное описание образования в США. Она по-моему неплохо подходит к выбранной вами теме.
Reply
Leave a comment