Одной из ключевых особенностей дзен-буддизма является, на сколько мне известно, концепция иллюзорности Я, т.е. отрицание единства апперцепции, представленного в Ego
( Read more... )
Не являясь ни в коей мере буддистом, всё же попробую прокомментировать. Насколько я помню, карма - это не вина, а причинно-следственная связь. И как раз получается, что комок скандх "дёргается" вполне в рамках некоего более-менее устойчивого паттерна, который создаётся желанием. То есть в каждый момент времени система скандх воспроизводит танху-желание. И карма - механизм закрепления последствий этой жажды воспроизведения самого себя. Тем самым, выходит, что пробуждение, пожалуй, не зависит от устойчивых усилий (усилия скорей наоборот закрепляют кармический детерминизм), а напротив - происходит дискретно.
Другими словами, то, что Гаутама стал Буддой, это не его заслуга, а такой "расклад"? Тогда зачем вообще что-то практиковать? И так "все кому положено" когда-нибудь станут просветленными.
Ну выходит, что скандхи либо сами себя постепенно успокаивают, шаг за шагом утихомиривая желание (то есть свою активность), либо внезапно, как в дзене находят как-бы место без желания - пустоту. А насчёт Будды... получается, поскольку природа всего и так пустота, то периодически она прорывается к нам буддами, проводниками пустоты.
Насколько я помню, карма - это не вина, а причинно-следственная связь. И как раз получается, что комок скандх "дёргается" вполне в рамках некоего более-менее устойчивого паттерна, который создаётся желанием. То есть в каждый момент времени система скандх воспроизводит танху-желание. И карма - механизм закрепления последствий этой жажды воспроизведения самого себя. Тем самым, выходит, что пробуждение, пожалуй, не зависит от устойчивых усилий (усилия скорей наоборот закрепляют кармический детерминизм), а напротив - происходит дискретно.
Reply
Reply
А насчёт Будды... получается, поскольку природа всего и так пустота, то периодически она прорывается к нам буддами, проводниками пустоты.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment