Польский профсоюз "Солидарность", история.

Apr 23, 2016 18:02

Польское движение "Солидарность" появилось как объединение самоуправляемого и независимого профсоюза рабочих в Польше, 17 сентября 1980 года. Временный руководящий орган - Национальную координационную комиссию, впоследствии Всепольскую комиссиию - возглавили Лех Валенса (председатель), Анджей Гвязда и Рышард Калиновский. Название "Солидарность" предложил историк Кароль Модзелевский, социалист и бывший политзаключённый, один из ведущих экспертов профсоюза.

К моменту ноябрьской 1980 г, официальной регистрации в "Солидарности" состояли более 7 миллионов человек (вскоре численность возросла до 9-10 миллионов). Таким образом, был создан исторический прецедент легальной независимой общественной организации в условиях "реального социализма".



Монета 10000 злотых, посвященная 10-ти летию движения "Солидарность".

А началось все еще в 1970 году, когда произошли беспорядки в Гданьске, когда части ЗОМО (польс.- Zmotoryzowane Odwody Milicji Obywatelskiej, "Моторизованная поддержка гражданской милиции": специальные части польской милиции, предназначенные для поимки особо опасных преступников, обеспечения безопасности массовых мероприятий и пр., аналог внутренних войск) применили оружие и погибли десятки человек. Также демонстрации прошли в Варшаве и Радоме в 1976 году. Результатом стала отставка руководства ПОРП (прим.- Польской объединенной рабочей партии) и экономические уступки.
Общественные настроения, особенно рабочего класса и студенчества, стимулировали формирование подпольной оппозиции. Её главными центрами стали Гданьск, Варшава и Краков. В Гданьске сложился исторический центр рабочего забастовочного протеста. В Варшаве сформировались группы интеллигенции. В Кракове преобладала католическая оппозиция, консолидированная в легальном обществе светских католиков ПАКС. В 1976 году был создан Комитет общественной самозащиты - Комитет защиты рабочих (КОС-КОР).

Коммунистическое руководство во главе с Э. Гереком, напуганное событиями 1970 и 1976 гг, делало ставку на нейтрализацию протестов за счёт повышения уровня жизни в стране. 1970-е годы были отмечены беспрецедентным взлётом доходов населения ПНР. Эта политика осуществлялась за счёт экономического субсидирования из СССР и массированных заимствований на Западе (внешний долг Польши к 1980 приблизился к 20 млрд. долларов).
Экономические трудности усугубились к моменту сроков очередной выплаты западным кредиторам. 1 июля 1980 года ЦК ПОРП и Совмин ПНР приняли решение о централизованном повышении цен на мясные продукты. Одновременно был введён запрет на мясную торговлю для частных лиц.



на фото демонстрация лета 1980 года, против падения уровня жизни, что в последствии привело к созданию независимого профсоюза.

8 июля 1980 года начались волнения в Люблине. 15 июля 1980 люблинские рабочие вышли на многотысячные демонстрации, протестуя против повышения цен. Именно люблинские протесты в июле стали хронологическим началом событий, получивших впоследствии название "польский август 1980". Люблинские протесты впоследствии перекинулись на Гданьск, где 14 июля началась забастовка на судоверфи им. В.И. Ленина. Забастовка носила оккупационный характер: помещения предприятия были заняты рабочими, выставлены патрули, печатался информационный бюллетень. При этом, в отличие от 1970, не происходило никаких насильственных эксцессов. Было запрещено распитие спиртных напитков. Отслужена католическая месса. Рабочие исходили из установки КОС-КОР: "Не жгите их комитеты, а создавайте свои!" Утром 15 августа на предприятии появился Лех Валенса, незадолго до того уволенный за принадлежность к свободным профсоюзам. 16 августа на судоверфь прибыли представители других предприятий Гданьска. Был создан Межзаводской забастовочный комитет (MKS). 17 августа MKS сформулировал 21 postulatów - 21 требование к властям.



на фото Гданьская судоверфь им. Ленина, август 1980 г.

Требование выдвигали делегаты от предприятий Гданьска, которых набралось около 400 человек. Делегаты имели с собой блокноты и магнитофоны для записи переговоров, таким образом, закулисный сговор с властями стал фактически невозможен. После окончания переговоров делегаты разъезжались по предприятиям, где коллективам зачитывались результаты переговоров и озвучивались магнитофонные записи. При этом, мандат любого делегата был императивным, то есть излагать правительству на переговорах он мог только согласованную позицию коллектива, а не свои собственные предположения на этот счёт. Межзаводской комитет, во избежание провокаций, даже запретил продажу алкоголя.
Через две с небольшим недели рабочие заключили мирное соглашение с государством, которое практически полностью сдалось по всему списку "21 требования". Арестованные были освобождены, уволенные - возвращены на работу, зарплата за все дни летних забастовок - выплачена. Политические требования также были удовлетворены - впервые в восточном блоке появилась независимая легальная пресса, люди получили право на забастовки, и, наконец, был признан профсоюз, через несколько дней получивший название "Солидарность".
Основная масса членов "Солидарности" состояла из индустриальных рабочих. Наибольшей популярностью профсоюз пользовался среди шахтёров, металлургов, транспортников, машино- и судостроителей. Главными оплотами "Солидарности" являлись судоверфи Гданьска и Щецина, угледобывающие шахты Силезии, металлургические комбинаты Катовице и Кракова, машиностроительные и ремонтные предприятия Варшавы,Вроцлава, Быдгоща, Люблина, текстильные предприятия Лодзи. "Солидарность" активно выполняла защитную функцию профсоюза. В период с сентября 1980 по декабрь 1981 было организовано около 150 крупных забастовок. Выдвигались требования повышения зарплаты, улучшения условий труда, признания социальных прав и самоуправленческих органов, выражалась солидарность с другими бастующими. Эпицентрами стачечного движения являлись угледобыча и металлургия (горно-металлургический комплекс Силезии с центром в Катовице), судостроение (верфь им. Ленина в Гданьске, верфь им. Варского в Щецине), машиностроение (заводы в Варшаве, Вроцлаве, Быдгоще, Люблине). ПОРП и КПСС расценивали происходящее как "беспрецедентный по масштабам забастовочный террор". Важной вехой событий стало открытие в декабре 1980 года памятника гданьским рабочим, погибшим в результате расстрела 1970 года. Мероприятие носило политический характер и вызвало массовый всплеск антикоммунистической оппозиционности.

Конституционно закреплённый принцип "руководящей роли ПОРП" был несовместим с независимым общественным движением. Численность консервативно-коммунистического аппарата - партийные администраторы, хозяйственная бюрократия, функционеры старых профсоюзов, система МВД (объединявшая милицию и госбезопасность), пропагандистские службы, значительная часть офицерского корпуса - доходила до полумиллиона человек. Наиболее жёсткую позицию занимало руководство МВД. В МВД формировались специальные оперативные группы для превентивных арестов, планировалась вооружение партактива из милицейских арсеналов. С конца 1980 года стали множиться открытые конфликты между активом "Солидарности" и партийно-бюрократическим аппаратом, представители которого, оправившись от летне-осеннего шока, принимали меры к сохранению своего привилегированного положения.
Экономическое положение в стране продолжало ухудшаться. Инициированное "Солидарностью" движение самоуправленческих органов - рабочих советов (Rada Robotnikow) блокировалось администрациями предприятий и партийными органами. Результатом становились конфликты, забастовки и взаимоисключающие решения, дезорганизующие производственный процесс.
18 октября 1981 пленум ЦК ПОРП отстранил от должности первого секретаря С. Каню, чья половинчатая политика (нежелание применять силовые меры) вызывала всё большее раздражение польской номенклатуры и советского руководства. На его место заступил склонившийся к военному решению Ярузельский, сохранивший посты главы правительства и министра обороны. Создалась единоличная концентрация партийной, административной и военной власти. Партаппарат продемонстрировал ставку на спасение режима с помощью военной диктатуры. Решение пленума получило одобрение в Москве. К тому времени Каня утратил всякое доверие руководства КПСС. Ярузельский же воспринимался как сильный политик, способный овладеть положением. Партийно-государственное руководство СССР склоняло его к более активным действиям против "антисоциалистических сил". По линии министерства обороны проводились интенсивные консультации с командованиями вооружённых сил ГДР и ЧССР. Однако непосредственное вмешательства в польские события по модели августа 1968 признавалось крайне нежелательным.

Отрывок из стенограммы заседания ЦК КПСС 29 октября 1981 года. Опубликовано в книге бывшего представителя КГБ в Польше генерал-лейтенанта В.Г. Павлова "Я был резидентом КГБ в Польше", Варшава, 1994 год.

Л.И. Брежнев: «…всем присутствующим здесь товарищам известно, что по поручению Политбюро выезжал тов. Русаков… для информации наших друзей по некоторым вопросам, в частности по мероприятиям, которые мы проводили и будем проводить в связи с польскими событиями».
К.В. Русаков (прим- 1977-86 гг секретарь ЦК КПСС): «Я беседовал с руководителями четырех братских государств, как это было поручено Политбюро. Переговоры касались вопроса относительно Польши. Можно сказать, что все руководители братских партий единодушны с нами относительно мероприятий, которые мы проводим в отношении Польши, здесь у нас имеется полное единство мнений».
Л.И. Брежнев: «Я не верю, чтобы тов. Ярузельский сделал что-то конструктивное. Мне кажется, что он недостаточно смелый человек».
Ю.В. Андропов: «Ярузельский ничего нового, по существу, не сделал, хотя прошло уже некоторое время».
Л.И. Брежнев: «Шмидт (прим.- генеральный канцлер ФРГ, 1974-1982 гг.) даже в одной из бесед проговорился о том, что очень опасная обстановка создается в Польше и что эта обстановка может усложниться и повлиять на мой визит в ФРГ, который может не состояться».
Ю.В. Андропов: «Польские руководители поговаривают о военной помощи со стороны братских стран. Однако нам нужно придерживаться своей линии - наши войска в Польшу не вводить».
Д.Ф. Устинов: «Вообще надо сказать, что наши войска вводить в Польшу нельзя. Они, поляки, не готовы принять наши войска…».
К.В. Русаков: «Завтра открывается сейм, на котором стоит вопрос о предоставлении правительству своего рода чрезвычайных полномочий в решении ряда вопросов. Ярузельский хотел бы приехать в Москву. В связи с этим необходимо подготовиться по этому вопросу».
Л.И. Брежнев: «А кто будет готовить материал для разговора с Ярузельским»?
К.В. Русаков: «Я думаю, что следует поручить комиссии по Польше подготовить материал к возможной беседе с Ярузельским, если он выскажет такое желание…»

В самой Польше партийные СМИ повели кампанию против "Солидарности", обвиняя профсоюз в покушении на "реальный социализм" и "руководящую роль". 23 октября Всепольская комиссия "Солидарности" объявила о проведении генеральной часовой забастовки. Поводом являлась крайне напряжённая ситуация на продовольственном рынке в преддверии зимы. Забастовка состоялась 25 октября с 12:00 до 13:00. Этой акцией "Солидарность" подавала Ярузельскому сигнал об опасности силовых мер.

3 декабря 1981 президиум Всепольской комиссии "Солидарности" собрался на экстренное совещание в Радоме. Подчёркнуто "военно-полевой" формат подавления забастовки курсантов усилил в "Солидарности" позиции радикального крыла. Впервые речь шла о подготовке к открытому силовому противостоянию с ПОРП и правительством.
Было известно, что Совмин готовится внести в сейм закон, наделяющий правительство чрезвычайными полномочиями и фактически запрещающий забастовки. Президиум "Солидарности" запланировал на этот случай 24-часовую забастовку протеста с переходом во всеобщую бессрочную. Прозвучали жёсткие высказывания о необходимости скорейшего создания боевых групп на случай физических столкновений с силовиками ПОРП. Выработанная совещанием "Радомская платформа" требовала от властей публичного отказа от чрезвычайных мер. Весь ход радомского совещания был опубликован в партийных СМИ. Власти обвинили "Солидарность" в намерении "громить партию". Именно на Радом Ярузельский впоследствии ссылался как на "прямую причину" введения военного положения. При том, что жёсткая тональность радомских выступлений была порождена нескрываемой ориентацией партийных властей на силовой вариант.
12 декабря в 22:30 по варшавскому времени по всей Польше была отключена телефонная связь. В полночь 13 декабря на улицы польских городов выступили армейские части. Органы МВД начали аресты активистов "Солидарности" и других оппозиционных организаций. Утром генерал Ярузельский объявил о введении военного положения. В период с 14 по 23 декабря части ЗОМО, осуществили "умиротворение" основных оплотов "Солидарности". Гданьская судоверфь им. Ленина, Щецинская судоверфь им. Варского, Краковский металлургический завод им. Ленина, Катовицкий металлургический комбинат, Люблинский автомобильный завод, ряд других предприятий были захвачены вооружённой силой. 16-17 декабря до 100 тысяч человек вышли на демонстрации протеста в Гданьске. Для их разгона в помощь ЗОМО были выдвинуты армейские части. Огнестрельное оружие применили ЗОМО и при разгоне демонстрации 17 декабря в Кракове (о жертвах не сообщалось). Тогда же, 17 декабря, студенты Политехнического университета Вроцлава оказали сопротивление ЗОМО при захвате университетских помещений. Один из студентов был избит до смерти.



первый секретарь ЦК ПОРП В. Ярузельский объявляет о введении военного положения в Польской народной республике. 13 декабря 1981 г.

13 декабря в морском порту Гданьска был создан Всепольский забастовочный комитет. Аналогичные структуры возникли в некоторых регионах, наиболее активные во Вроцлаве и Лодзи. Однако наладить централизованное оперативное руководство протестами не удалось. Разрозненные выступления, даже активные и многочисленные, к концу декабря были в общем и целом подавлены. Относительная лёгкость, с которой военный режим, опиравшийся на полмиллиона приверженцев, одолел 10-миллионное профобъединение, деморализовала многих сторонников "Солидарности".
Забастовочная борьба в условиях военного положения стала крайне затруднена. "Перерывы в работе" влекли за собой как минимум увольнение с волчьим билетом. Поэтому, несмотря на ухудшение условий труда, стачечное движение в начале 1982 почти прекратилось. Основной формой оппозиционной активности стала подпольная агитация и уличные манифестации. Главные очаги протестов сложились в Гданьске, Вроцлаве, Варшаве, Кракове. В активе протестного движения повысился удельный вес учащейся молодёжи. Лозунги приобрели более жёсткий антикоммунистический характер.
Восстановление структур "Солидарности" началось весной 1982 года. 22 апреля нелегальный актив учредил Временную координационную комиссию во главе со Збигневом Буяком (его заместителями стали Владислав Фрасынюк, Богдан Лис и Владислав Хардек). Была объявлена "стратегия длительного марша".

Военное положение в Польше было отменено только 22 июля 1983 года. Правление вернулось в стандартный партийный режим. Главной властной структурой после упразднения ВСНС вновь стало политбюро ЦК ПОРП. "Солидарность" ушла в подполье.
Тем не менее, даже подпольная "Солидарность" пользовалась поддержкой населения и Ватикана. В 1983 году Валенса получил Нобелевскую премию мира. Коммунистические власти Польши не смогли отказать в посещении Польши папе Римскому И. Павлу II, который постоянно поддерживал поляков и заряжал их на борьбу. Постоянно работала волонтерская сеть, распространявшая миллионные тиражи подпольных изданий с информацией о реальной информации в стране, действовали подпольные радиостанции.



Папа римский И.Павел II в Варшаве, 1983 год.

К концу 80-х ухудшение экономической ситуации, отказ от реформ привели к резкому снижению уровня жизни и уличным протестам, которые возглавила, опять же "Солидарность". Массовые демонстрации и забастовки по всей стране, а также экономические санкции западных государств, вызванные нарушением прав человека в Польше, привели к тому, что коммунистическое руководство вынуждено было пойти на диалог с оппозицией.
В феврале 1989 года начались переговоры за Круглым столом. Они закончились парламентскими выборами 4 июня того же года. На них полную победу одержала "Солидарность". Первое некоммунистическое правительство возглавил Тадеуш Мазовецкий, и это стало началом истории новой Польши.



Обращение 1-го съезда независимого профсоюза "Солидарность" к трудящимся Восточной Европы, сентябрь 1980 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев охарактеризовал его как "опасный и провокационный" документ. В советской печати "Солидарность" объявили "контрреволюционным сборищем антисоциалистических элементов"

Статью также можно прочитать на моей странице [Яндекс.Дзен]https://zen.yandex.ru/media/id/5b2292a4d0734900a849be8d/39-let-solidarnosti-polshi-istoriia-borby-5d8518e54e057700aee13fd9

история, #антикоммунизм, Польша, страны мира, СССР, коммунизм, нумизматика

Previous post Next post
Up