И снова Сочи…

May 21, 2010 12:13

Для проверки состояния сохранности природы объекта всемирного наследия «Западный Кавказ» в Россию прибыла совместная мониторинговая миссия Центра всемирного наследия ЮНЕСКО (ЦВН) и Международного союза охраны природы (МСОП). В составе миссии от ЦВН - Ги Дебонне (Guy Debonnet), с которым мы знакомы уже больше 5 лет и бывали вместе, в том числе, на Байкале. Экспертом от МСОП приехал Эрве Летье (Hervé Lethier). Это для него - уже 3 приезд в Сочи за последние 2 года. Он приезжал в качестве эксперта МСОП на предыдущую подобную миссию в 2008 году и затем в качестве эксперта ЮНЕП в январе нынешнего года. Так что и с ним я прекрасно знаком.
Поездка началась с приезда в Домодедово, где мы встретились с Эрве, ожидающим того же рейса в Сочи. Представители МПР появились только в самолете (причем летели они бизнес-классом в отличие от эксперта, летевшего, как и мы в экономическом салоне). Самолет приземлился в Сочинском аэропорту. Мы спустились по трапу около нового здания и пошли пешком, недоумевая, почему не приехал автобус. Оказалось, что новое здание аэропорта наконец-то заработало (причем мы прилетели как раз в первый день его эксплуатации).





Внутри нового здания всюду висят плакаты Базэл АЭРО, а снаружи Сбербанк сообщает всем, что Олимпийские игры для него уже начались.



На следующее утро мы направились из Адлера в Красную Поляну вместе с коллегами из WWF и Экологической вахты по Северному Кавказу. Оказалось, что участники миссии и сопровождающие их чиновники прямо перед нашим приездом уехали в дирекцию Кавказского заповедника, которая находится как раз в Адлере. «Ну - думаем - опять начался очередной детектив с бегом с препятствиями, как это было в январе во время работы миссии ЮНЕП» (http://andrey58tom.livejournal.com/1730.html). Вернулись в Адлер прямо в дирекцию заповедника.



Там уже началось заседание, на котором выступали представители МПР, Олимпстроя, РЖД и т.д. После обеда состоялось следующее заседание, на котором уже нам удалось высказать все наши претензии к тем мероприятиям, которые угрожают сохранности природы объекта всемирного наследия (строительство дорог, незаконные рубки и пр.). Оказалось, что министерские чиновники уже не стали препятствовать нашему общению с экспертами, и ситуации, похожей на январскую - не будет.
На следующий день был запланирован вертолетный облет территории заповедника, на который даже согласились взять нашего представителя (уникальный случай!). Однако низкая облачность и дождик заставили изменить планы. Мы поехали вместе с миссией смотреть район Газпромовского горнолыжного комплекса, где уже фактически началось строительство проблемной дороги прямо по территории Кавказского заповедника.



Участники миссии выслушали точку зрения руководства Кавказского заповедника.


А потом появился представитель Газпрома, который стал уверять всех, что на самом деле - это не территория заповедника, что на склоны гор они залезать не будут, и вообще это будет чисто техническая подъездная трасса.



После этого на подъемнике мы поднялись на хребет Псехако, где расположен Газпромовский комплекс.



Так теперь выглядит когда-то заповедный участок Сочинского национального парка.



А так выглядит территория Кавказского заповедника со стороны хребта.



Долина Мзымты, которую я помню с середины 80-х годов, когда река несла кристально чистые воды, сейчас представляет собой сплошную стройку. Мзымта превратилась в сточную канаву с мутной водой.



Верю и надеюсь, что эксперты миссии подготовят абсолютно правильные рекомендации для сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. Эрве - слева от меня, Ги - справа.



ЮНЕСКО, всемирное наследие, Кавказский заповедник, Олимпиада 2014, Западный Кавказ, Сочи

Previous post Next post
Up