Зимний бег с препятствиями

Feb 04, 2010 11:47

«Хороший город Сочи. В Москве трещат уже сильно надоевшие двадцатиградусные морозы, а там - +14. Хоть на пару дней можно расслабиться». Так думалось мне, когда я ожидал начала посадки на свой рейс в московском аэропорту вечером 28 января. Мое благостное настроение прервал звонок коллеги из «Экологической вахты по Северному Кавказу» Сурена. Он сообщил, что его не хотят завтра допускать к общению с экспертами ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде), которые прибыли в Красную Поляну для осмотра строительства олимпийских объектов (к которому у экологов имеется довольно много претензий) и которые, собственно говоря, и пригласили представителей Гринпис, WWF и «Экологической вахты» для того, чтобы обменяться мнениями по поводу проблем и скандалов, связанных с олимпийским строительством. Я пообещал Сурену, что не брошу его ни в коем случае. Дело в том, что «Экологическая вахта» в последнее время была самым сильным раздражителем для застройщиков, пытаясь остановить незаконные вырубки краснокнижных растений при строительстве так называемой совмещенной дороги «Адлер - Красная Поляна» и предотвратить другие экологические преступления. Дважды сотрудники «Вахты» задерживались органами внутренних дел и пограничниками под надуманными предлогами.
Через некоторое время позвонил из Сочи представитель Всемирного фонда дикой природы, который вылетел на встречу раньше, и сообщил, что, вроде бы, конфликт улажен. То же самое было нам обещано по электронной почте руководителем миссии ЮНЕП. Ладно, поживем - посмотрим. … Два с небольшим часа полета и - вот она - летняя столица России и одновременно зимних Олимпийских игр 2014 года. Переезд в Адлерскую гостиницу, короткий сон и … наступило следующее утро. Мы договорились с Суреном, что он подхватит меня по дороге из Сочи в Красную Поляну, после чего мы сможем к 10.00 прибыть к гостинице, где разместились участники миссии, и уже вместе с ними отправиться на строительство совмещенной дороги. Выехать из Адлера утром оказалось непростым занятием. При хорошем раскладе до места нашей с Суреном встречи я добирался бы максимум за 15 минут. Сейчас же в связи со строительством всего и вся выездные дороги оказались настолько перегруженными транспортом, что мой путь превратился в 45-минутное «удовольствие». В результате в Красную Поляну мы попали уже после того, как машины миссии ЮНЕП и сопровождающих официальных лиц уже уехали в неизвестном направлении. При этом выяснить маршрут у ответственного от Оргкомитета «Сочи-2014» не представлялось возможным, так как его мобильник упорно не отвечал. К счастью в группе был человек из WWF, который сообщил нем, на каком участке строительства дороги находится миссия. Когда мы добрались до указанного места, все уже уехали на новую точку. Мы соответственно помчались на следующий осматриваемый объект, но (вот засада!) перед нами в кювет свалился большегрузный «КАМАЗ», процесс вытаскивания которого занял определенное время. В результате мы догнали группу только на 4-й точке. Радостная встреча с экспертом Эрве Летье, с которым я лично был знаком уже 2 года с момента посещения им Сочи в качестве эксперта другой организации - Международного союза охраны природы, знакомство с руководителем миссии Теодором Обеном, рукопожатие представителя Министерства природных ресурсов и экологии… Все остальные чиновники из Оргкомитета, «Олимпстроя», РЖД и прочие сделали вид, что ни меня, ни Сурена они не знают. На вопрос о возможности посещения наиболее пострадавшей территории, которую, судя по всему, не собирались показывать экспертам, Эрве ответил, что он готов поехать с нами в любой свободный момент. Через некоторое время появился директор Сочинского национального парка и предложил всем последовать в вольерный комплекс, где содержатся 2 леопарда, которые должны стать родоначальниками новой возрождающейся популяции переднеазиатского леопарда, когда-то жившего в этих местах. Правда, как выяснилось, оба имеющихся леопарда - самцы, и при этом преклонного возраста, но это уже совсем иная история. Наша машина ехала в кавалькаде последней. Перед вольерами нас встретил шлагбаум, который гостеприимно поднялся, пропуская к вожделенному месту машины. Перед нашей машиной он странным образом опустился. Охранник сообщил, что по указанию директора парка нас велено не пускать. Так, начинается старая песня… Минутку подумав, соображаем: «Машину пускать не велено, но пешком-то нам пройти никто не запрещал». Двинулись дальше пешком, обойдя шлагбаум. Добрались до вольеров. Реакция возмущения нашей наглостью просто светилась на лицах чиновников. К экспертам нам подойти даже не дали. Детективная история продолжилась через некоторое время. Наша машина при спуске на основную трассу вновь оказалась последней. При этом впереди идущее авто странным образом стало притормаживать на спуске, явно пытаясь оттереть нас от машины экспертов ЮНЕП. И точно, прибыв на основную трассу, мы не увидели и следа ЮНЕПовской машины. На наше счастье, представитель WWF оказался высаженном на повороте для пересадки в микроавтобус. Он сообщил нам, что машина уехала в сторону Красной Поляны. «И нет нам покоя…». Добрались до Поляны. Сходу нашли машину экспертов, припаркованную у придорожного кафе. Зашли внутрь. Оказывается, они обедают. Поговорить во время обеда вновь не удалось - сидели за разными столиками. После обеда представитель Оргкомитета сообщил нам, что рабочая программа на сегодня завершена, и экспертов сейчас повезут кататься на горных лыжах. Удивительно честное лицо. Сразу поверили, что - правда. Звоним по телефону Эрве, которого уже успели увезти из кафе. Связи нет. Едем в гостиницу, оставляем ему записку с предложением провести нашу поездку завтра утром до завтрака. Потом осеняет - Теодор - уроженец Центральной Африки и вряд ли вообще катается на лыжах. Эрве, может быть, в свободное время и катается, поскольку живет в Швейцарии, но он - человек очень обязательный и скрупулезный и не будет тратить свое спрессованное рабочее время на спортивные развлечения. Так что же - нас надули? Решаем ехать по всем построенным горнолыжным спускам, как это и было предусмотрено программой. Первая остановка - «Альпика-Сервис». Облом! Сюда никто не приезжал. Далее - «Роза Хутор». И тут никого! Едем в сторону газпромовской «Лауры». У въезда в Кавказский заповедник принимаем решение проверить, нет ли нашей группы в мини-зоопарке. Тетенька на въезде в заповедник на вопрос, проезжала ли сейчас здесь группа машин - отвечает что-то невразумительное. Звоним директору заповедника. Он сообщает, что да, действительно, все внутри. Дает нам разрешение на проезд. Опять встречаемся с группой. Чиновники, похоже, уже в ярости. Пытаемся пройти к мосту через реку, где планируется строить дорогу. Нас останавливает какой-то человек со словами; «А кто вам разрешил находиться на территории заповедника?». Мы ему в ответ: «А Вы, собственно, кто? Работник заповедника?». Человек ретируется, ничего не ответив. Во время наших препирательств с неизвестным мужчиной, кавалькада быстро уезжает. Мы - вдогонку. На выезде из заповедника - новый шлагбаум, перегораживающий дорогу к газпромовскому комплексу. Спрашиваем охранников про проезд группы машин. Они радостно отвечают: «Да. Только что проехали» и открывают нам шлагбаум (видимо, их никто забыли предупредить, чтобы нас не пускали). Подъезжаем к канатной дороге и (о чудо!) наконец-то встречаемся с Эрве, оставленном на минуту без сопровождения. Договариваемся о встрече в 6 утра и поездке на вырубки самшита во время строительства совмещенной дороги. Дело сделано, можно возвращаться в Адлер. Но, как выяснилось, рабочий день у нас еще не закончился. Вечером Сурена бомбардирует звонками человек из Оргкомитета с требованием отменить завтрашнюю поездку. Ничего не добившись, через некоторое время звонки прекращает. …На следующее утро ровно в 6 утра мы вновь были в Красной Поляне, где в гостинице нас уже ждал Эрве. Мы начали с ним беседу, рассказывая о наиболее серьезных экологических проблемах, связанных с олимпийским строительством. Минут через 15 появился названивавший вчера представитель Оргкомитета. Он выглядел уже гораздо более спокойным. Взяв с нас слово, что мы не повезем Эрве в пограничную зону, где нас всех могут задержать, и, добившись от нас согласия ехать с нами, он совсем успокоился и даже согласился, что вчера они перегнули в отношении нас палку. И даже пообещал, что во время приезда в апреле следующей миссии (уже из Центра всемирного наследия ЮНЕСКО) они сделают так, чтобы мы смогли сопровождать экспертов абсолютно легально. Ну, посмотрим, выполнит ли он свое обещание, или нет. Короче говоря, мы показали Эрве то, что хотели, передали ему необходимые материалы, обсудили то, что необходимо было обсудить. После этого эксперт поехал на совещание с местными официозами, а мы двинулись вверх по долине Мзымты посмотреть, что с ней стало за время строительства олимпийских объектов. Грустное зрелище - выше Красной Поляны до самого Сулимовского ручья все деревья в пойме уничтожены. Дальше же до самого кордона «Пслух» в Кавказском заповеднике состояние природы выглядит относительно нетронутым. К счастью - это результат нашей победы против планов строительства на Грушевом хребте. Во второй половине дня состоялся «круглый стол». Его организаторы не смогли ограничить доступ желающих, и, в результате, активных представителей общественных организаций, ученых и местных жителей оказалось численно больше, чем чиновников от строительства. С их стороны звучали фразы типа того, что они все делают правильно и законно, и что надо приглашать не только НПО, которые ничего для природы не делают, а только стоят в пикетах, но и те, что занимаются реальными делами, а также правильных ученых, которые подтвердят, что природе Кавказа от строительства олимпийских сооружений становится только лучше. Но эти заявления буквально потонули в возмущенном хоре с нашей стороны. Думаю, что миссия ЮНЕП сделала для себя надлежащие выводы после этого мероприятия. … Рано утром на следующий день я поднимался на борт обратного самолета в Москву. «Ах, жаль, даже к морю не удалось подойти, а гостиница ведь была от него всего в каких-нибудь 100 с небольшим метрах» - подумалось мне.

всемирное наследие, Олимпиада 2014, ЮНЕП, Гринпис, Сочи

Previous post Next post
Up