Чуйский тракт. Республика Алтай.

Aug 31, 2012 17:39

Федеральная автомобильная дорога Р-256 (старый учётный номер М52) «Чуйский тракт» - это автомобильная дорога федерального значения Новосибирск - Барнаул - Горно-Алтайск - государственная граница с Монголией. Протяжённость автомагистрали - 962,6 километра. Исторический Чуйский тракт, от которого получила своё наименование автодорога, является дорогой от Бийска до границы с Монголией протяжённостью около 630 км. Это - реально одна из живописнейших российских автотрасс, которая при этом поддерживается в довольно приличном состоянии.Собственно об этом участке и напишу.




Начнем мы наше путешествие с недавно построенного аэропорта в Горно-Алтайске (открыт в ноябре 2011 г.), за которым дорога почти сразу начинает подниматься в горы.



Сначала она идет по правому берегу Катуни, которая сливаясь в районе Бийска с Бией дает начало великой сибирской реке Обь. Потом пересекает ее в районе Усть-Семы и далее следует по долине р.Сема до Семинского перевала (1717 м н.у.м.), затем спускается по долине р.Урсул и ее притокам и вновь поднимается на перевал Чике-Таман, расположенный на высоте 1295 м н.у.м. Вид с перевала на север (долина притока Урсула - реки Малый Ильгумень).



На юг от перевала можно видеть долину реки Большой Ильгумень, впадающей потом в Катунь.



Очень красиво место впадения в Катунь реки Чуя, по долине которой шоссе продолжает дальше следовать на юг. (на фото впадение Чуи - слева).



На правом берегу Чуи (недалеко от ее впадения в Катунь) находится место, называемое Калбак-Таш ("плоский или висячий камень").



Здесь, на обрывах сланцевых скал, можно отчетливо видеть огромное количество петроглифов. Самыми распространенными картинками являются изображения животных. Это - быки, олени, волки, барсы. Попадаются изображения неведомых хищников - то ли эти загадочные звери существовали несколько тысячелетий назад, то ли их создала буйная фантазия художника. Выбиты на камнях и сцены охоты. Некоторые из них представляют не только историческую, но и эстетическую ценность.









Другой мотив - ритуальные действа. На петроглифах такого рода можно увидеть хвостатых воинов, шаманов и их таинственного помощника зверя кер-тютпа. У шаманов внутри груди как бы пустое место. Предполагается, что там должна быть душа.



Некоторые из петроглифов ученым удалось соотнести с сюжетами алтайских мифов, другие пока не поддаются интерпретации. Среди каменных картин можно также найти изображения, которые напоминают летающие тарелки инопланетян и современные космические корабли. Есть на этих картинах конструкции, из которых внизу вырывается пламя, а сверху прикреплена капсула - настоящая ракета!



Солярные символы, которые можно распознать в некоторых петроглифах Калбак-Таша, дают право предполагать, что это место использовалось и как обсерватория, и как некий храм. Оно было священным для всех народов, проживающих в округе на протяжении долгого времени, ведь создание такого количества петроглифов - дело не одного дня и даже не одного века. Некоторые изображения животных относят к эпохе неолита, другие к периоду бронзы, встречаются рунические надписи древнетюркской эпохи.



А здесь фантастический зверь кер-тютпа ("калбакташская химера") готовится забрать человека (возможно, шамана) в "подземный мир". Там кер-тютпа будет сопровождать человека, охраняя его от злых духов.



Очень интересное и живописное место - этот Калабак-Таш!



В нескольких километрах от этого места по тракту можно видеть еще одну петрографическую "жемчужину" - скалы Кезер-Таш ("каменные бабы").







Рядом со скалами расположено изображение каменного воина.



За селом Иодро (черемуха) открывается белая отвесная скала, сложенная из известняка. Раньше, когда вместо нынешнего Чуйского тракта была копытная тропа, Белый Бом был самым опасным участком дороги. Здесь не то что две лошади, два человека не могли разойтись. Поэтому купцы и скотоводы придумали правило движения - первым по узкому проходу шел погонщик, оставлял шапку на другом конце пути и возвращался за стадом. Для встречного путника путь по тропе был запрещен. Такой своеобразный «светофор» в горах. А теперь в этой скале проложена современная магистраль.



Еще одна достопримечательность Чуйского тракта - водопад Ширлак на реке Текту.


.

Во времена падения Джунгарского Ханства, во время одного из нападений на Ойротию (как гласит легенда) была ранена одна девушка. Вместе с маленьким братом побежала она вниз по ложбине. Добежав до горного отвеса, предпочтя смерть, жизни на чужбине, они бросились со скалы. И с тех пор, скупой слезой течет вода водопада.



В районе села Акташ от Чуйского тракта отходит дорога, ведущая на восток республики. Здесь тоже есть место, достойное посещение - так называемые "Красные ворота" на реке Чибитка, где дорога проходит между высоких скал с ярко-выраженным красноватым оттенком. Это место входит в число памятников природы Республики Алтай. Проход в скалах был пробит при строительстве дороги. Розово-красный оттенок породе придают соединения ртути (киноварь).



Вскоре после Акташа Чуйский тракт выходит в Курайскую степь,



обрамленную с юга совершенно альпийского вида Северо-Чуйским хребтом.



А затем попадает в обширнейшую Чуйскую степь - межгорную котловину в верхнем теченииЧуи. Длина котловины составляет 70 километров, ширина - 10-40 км. Дно котловины вогнуто и находится на высотах 1750-1850 м над уровнем моря. Чуйская степь представляет собой слабоволнистую равнину, в которой преобладают полупустыни. Котловина сложена ледниковыми и озёрно-речными отложениями. Она со всех сторон ограничена горными хребтами: Курайским на севере, Северо-Чуйским и Южно-Чуйским хребтами на западе, хребтом Сайлюгем на юге и хребтом Чихачёва на востоке.



В центре Чуйской степи расположен районный центр - село Кош-Агач. Погода в Кош-Агаче обычно солнечная, осадков выпадает мало. Этот район считается одним из самых солнечных в России.



От Кош-Агача до границы с Монголией - всего 65 км.
Другие посты об августовской поездке в Горный Алтай можно посмотреть здесь и и здесь

реки, Алтай

Previous post Next post
Up