Оригинал взят у
igorpodgorny в
Pale Blue Dot и платформа "Приразломная" Фото: © Greenpeace / Денис Синяков
Фото: © Greenpeace / Игорь Подгорный
Позади - почти месяц на борту судна Гринпис Arctic Sunrise. Ежедневный подъем, завтрак, уборка. Жизнь в четком ритме. Замечательные люди вокруг. И, конечно, акция у буровой платформы «Приразломная». Самая сложная и мощная акция за все время, что я работаю в Гринпис.
Текст ниже я написал на следующее после акции утро. Но опубликовать его не было возможности. После акции прошло уже несколько дней. Эмоции улеглись. Но я оставил написанное почти без изменений.
Сразу после того, как первые фотографии и подробности акции разлетелись по СМИ, на Arctic Surise начали звонить журналисты со всего мира. Конечно, их интересовало, как проходит
акция, в которой принял участие исполнительный директор Greenpeace International Куми Найду. Журналисты задавали и более «личные» вопросы, например, спрашивали активистов, что заставило их принять участие в такой сложной акции. Которая, к тому же, вполне могла окончиться арестом.
Невольно я сам стал искать ответ на этот вопрос (конечно, помимо того, что я работаю в Гринпис и подобные приключения - часть этой работы).
Я не очень люблю летать на самолетах. Не то, чтобы боюсь. Просто не люблю находиться в ситуации, когда ее развитие совершенно не зависит от меня и моих действий. Это обстоятельство - первая часть моего ответа.
Вот как вижу ситуацию я (не как человек, работающий в Гринпис, а как простой обыватель, «потребитель» наших СМИ и Интернета). Получая и анализируя ситуацию об очередном «приоритетном проекте» нашей страны, я вижу следующее: в условиях если не секретности, то весьма скудной информации, в условиях Заполярья, по определению - непростых для жизни и ЛЮБОЙ деятельности начинается работа, результат которой выльется (в прямом и переносном смысле) в большие проблемы (проблемы эти начались давно и продолжаются до сих пор, но о них мало кто знает). Что в этой ситуации для меня основное - руководители проекта не отвечают публично на простой и, как мне представляется, наиболее важный вопрос: а что вы планируете делать при нефтеразливе. У вас есть план? Если есть - отлично, просто покажите его всем и вопросов к проекту станет на порядок меньше. Нет? Тогда извините, ребята - ваша платформа превращается в колосса на глиняных нога и разговор идет уже не о «если случится нефтеразлив», а о «когда случится нефтеразлив».
Чтобы окончательно сформулировать свое отношение к проекту «Газпрома» по добыче нефти в Баренцевом море мне потребовалось чуть больше суток на размышления и несколько часов непосредственного наблюдения на людьми с платформы «Приразломная».
Накануне акции, ночью, на подходах к платформе «Приразломная» я сделал вот эту фотографию (точка на горизонте - платформа).
Глядя на экран камеры, я вспомнил другой снимок -
знаменитую фотографию нашей Земли, сделанную с аппарата «Вояджер-1». Глядя на фотографию с «Вояджера» я (как, пожалуй, многие, кто на нее смотрит) на физическом уровне ощущаю хрупкость и уязвимость нашей планеты. А глядя на светящуюся в ночи точку «Приразломной» я опять же на физическом уровне понимаю, что работа платформы с большой вероятностью может поставить точку в истории жизни огромной, густонаселенной живыми существами территории - Арктики.
Окончательно укрепился я в этой мысли утром следующего дня, выйдя на залитую солнцем палубу Arctic Sunrise. Чистое (пока еще чистое) море, цвета той самой морской волны, чайки, ветер - все то, что мы называем гармонией. И лишь один элемент выбивается из этой идиллической картины - огромный (даже с расстояния в три морских мили) куб «Приразломной».
Я не против технического прогресса: живу в городе, время от времени езжу на машине, пользуюсь электричеством и другими благами цивилизации. Я не призываю (как не призывает и Гринпис) мгновенно отказаться от любого использования нефти и нефтепродуктов. Но я не понимаю, искренне не понимаю, откуда берется то ослиное упрямство властей, руководителей «Газпрома», инвесторов и других причастных, которое заставляет их вкладывает огромные деньги и силы в проект, результатом которого (в лучшем случае) станет добыча примерно такого же количества нефти, которое ЕЖЕГОДНО выливается на землю в результате аварий на имеющихся нефтяных месторождениях России. Не говоря о такой «мелочи», как то, что нефть, добытая на «Приразломной» пойдет на экспорт. А куда пойдут барыши от ее продажи - в госбюджет или куда-то еще - и вовсе «совсем другая история».
P.S. Следующий абзац не относится напрямую к проблеме промышленного освоения Арктики, но на мой взгляд, я, как свидетель акции, должен об этом сказать. Начальники «Газпрома», вероятность того, что вы это прочитаете - ничтожна. Но, надеюсь, это прочитают люди, которые, несмотря ни на что, уверены, что вы работаете честно, современно и эффективно. Так вот: во время акции я ЛИЧНО убедился - часть людей, работающих на платформе «Приразломная» - быдло и хулиганы, которым ДОСТАВЛЯЕТ ВИДИМОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ обливать ледяной водой активистов (да-да, у них был приказ. Но приказ был из Москвы и никто никогда не смог бы проверить куда лили воду: прицельно в голову или немного в сторону) и прицельно кидать в них острые куски металла (!).
Вот железяки, которые рабочие с «Приразломной» бросали в активистов Гринпис (к счастью, никто из активистов серьезно не пострадал).
Я слышал бОльшую часть радиопереговоров с руководителями работ на платформе и со 100% уверенностью говорю: они ПРЕКРАСНО понимали, что акция Гринпис - это мирный, ненасильственный протест и не представляет никакой опасности для платформы и людей на ней находящихся. Они были ПРЕКРАСНО осведомлены, что в акции принимает участие исполнительный директор Greenpeace International и все происходящее освещается мировыми (в том числе и российскими) СМИ практически в режиме онлайн. И они ОДНОЗНАЧНО дали понять, что несмотря на все это, не прекратят действия, представляющие прямую угрозу жизни и здоровью людей.
P.S.S. И вот еще что: почти час руководство платформы «Приразломная» пыталась найти хоть какой-нибудь номер телефона хоть какой-нибудь службы безопасности, чтобы сообщить о ситуации. О том, насколько оперативно стали бы действовать работающие на платформе в случае нефтеразлива, стоит только догадываться.