Буду исходить здесь из того, что доказательств «вообще» нет и не может быть. Доказать какое-либо положение имяреку означает свести его к постулатам, принятым имяреком, с помощью правил умозаключений, им допускаемых. Поэтому здесь не ставится задача доказать что-либо тем, кто богосотворенность (или, как вариант, изначальное присутствие в мироздании) электричества принял для себя как личный догмат веры, кто по каким-то причинам не допускает критического рассмотрения данного предмета - таким верующим доказать данное предложение невозможно. Итак, имеющий уши слышать, да слышит.
В современной т.наз. «высшей математике» есть класс утверждений, известных как «теоремы существования». Например, теоремы о существовании решений задачи или класса задач. Доказательство этих теорем можно проводить довольно абстрактными методами, например, иллюстрирующими, что множество решений - не пустое, при этом возможный вид решения не конкретизируется. Но есть и другой подход, так сказать, «феноменологический». Он состоит в том, чтобы для этой задачи привести, выписать в явном виде хотя бы одно решение (допускающее проверку прямой подстановкой в задачу), и такой способ доказательства также приемлем. Как сказано в начале, приемлем вероятно не для всех, но в сообществах, занимающихся этой проблематикой, такой методологический подход практикуется.
Подобный же приём будет осуществлён и здесь.
Теоретическая часть науки о т.наз. «физических полях» (занимающейся в том числе и самыми общими проблемами мироздания), строится непременно как последовательно релятивистская теория. Вид и свойства релятивистских преобразований Лоренца (предмета рассмотрения СТО, «специальной теории относительности») закладываются туда изначально, а не учитывается последующими поправками. Такие теории строятся непременно относительно переменных, вид и размерность которых согласованы с этой теорией, а комбинации этих переменных, возможные типы взаимодействия строятся тоже на основе полного учёта этого требования, применяемого здесь в форме т.наз. «принципа ковариантности». Другие переменные и комбинации, как нарушающие базовый принцип релятивизма, естественно, не рассматриваются и не включаются, таким путём среди возможных выделяется класс теорий, изначально и существенно релятивистских.
Получаемые из таких теорий уравнения пространственно-временной эволюции рассматриваемых переменных, они же уравнения полевой (волновой) динамики,
они же релятивистское уравнение Шрёдингера, оказывается, совпадают, с точностью до несложных эквивалентных преобразований, с уравнениями динамики электромагнитного поля, т.наз. уравнениями Дж. К. Максвелла - вид каковых уравнений был выяснен гораздо раньше, в «дорелятивистскую» эпоху в ходе совсем других штудий. Отсюда делается вывод, что «старый добрый» электромагнетизм является проявлением, предметной реализацией принципа релятивизма. Последний, таким образом, находит весьма сильное подтверждение своего статуса как фундаментальнейшей основы окружающего мира.
Степень признания идеи релятивизма в научных кругах сегодня такова, что это принцип является одним из священных постулатов, который должна учитывать любая предлагаемая система воззрений и на соответствие которому непременно проверяется теория, претендующая на научность, на признание научного сообщества. Разумеется, делаются попытки и более общих формулировок, для которых релятивизм и СТО являются частными или предельными случаями. То есть это один из наиболее общих принципов, ЗАКОНОВ мироздания, преступить который не позволяет сама природа, управляемая этим законом без всяких исключений. Так считается в современной науке.
Уравнения, связывающие динамику электромагнитного поля с зарядами и токами, а также усредненный отклик вещества, и их следствия, как принято считать, исчерпывающе описывают и позволяют точно рассчитывать и предсказывать все возможные случаи электромагнитных явлений.
Поскольку Максвелловой теории, как выяснилось при позднейших исследованиях, оказался присущ имманентный релятивизм, то и весь круг явлений, описываемый и предсказываемый, также является релятивистским, и там разумеется нет места исключениям, не вписывающимся в СТО - при том, что совокупность доступных непосредственному человеческому наблюдению явлений электромагнетизма (т.е. его феноменология) отличается самым широким многообразием внешних форм и проявлений.
Таковы ПОЧТИ все возможные явления электромагнетизма - за исключением нескольких очень важных случаев. Случаи эти связываются с именем крупнейшего исследователя, работавшего в этой области, Н. Теслы.
Особенность учения, точнее, представлений Теслы об электричестве состоит в том, что оно не совместимо с релятивизмом, со СТО. Оно основано, по словам самого Теслы, на представлении об «эфире», о возможности распространении сигнала со скоростью выше т.наз. «скорости света» (и каких-то других базовых положениях, которые здесь не затрагиваем). В данном контексте важно, что его представления прямо противоречат релятивистской аксиоматике. При том, что Тесле был знаком с Максвеллов подход и он высоко его оценивал - но сам пользовался другим, кардинально отличным и принципиально несводимым. (Имеется в виду конечно итоговая, современная формулировка, носящая имя Максвелла из уважения к основоположнику, который, скоре всего, и не задумывался о проблеме ковариантной формулировки - это заслуга его позднейших последователей.)
Априори понятно, что в рамках представлений Теслы возможно существование наблюдаемых эффектов, несовместимых с релятивизмом и не укладывающихся в релятивистскую модель электромагнетизма. Представления - представлениями, бумага, как говорится, и не такое стерпит, но всякие ли представления получат экспериментальные подтверждения? - Известно, что Тесла был успешным, даже блестящим, экспериментатором, многие из своих опытов он проводил публично, и осталось множество протокольной силы свидетельств его чудес. Его работы не были поисковыми по характеру, элемент слепоты и случайности был полностью исключён: напротив, он совершенно точно знал, что делает и чего добивается, и все эти чудеса отнюдь не были, таким образом, случайными находками, но осмысленным результатом тщательно и всесторонне продуманной реализации его представлений. Его экспериментальные устройства не были результатом шлифовки прототипов: напротив, «в металле» сразу и в чистовом варианте воплощались наилучшие и окончательные конструктивные решения, оптимально реализующие разрабатываемую им в данном эксперименте идею. (Ограничения относились только к сфере финансового и материально-ресурсного обеспечения). Многократно засвидетельствованы, причём людьми авторитетными и не склонными к розыгрышам, многочисленные эффекты невообразимые, ни в какие ворота не лезущие, немыслимые и прямо запрещённые в общепринятой, «классической» Максвелловой модели электромагнетизма. Эффекты настолько масштабные и грандиозные, что даже вызывали конфликты и жалобы общественности на его эксперименты. (Литература об этом общедоступна, в том числе в инете). И эти эффекты он успешно наблюдал и многократно, воспроизводимо демонстрировал. Правда, в этой воспроизводимости был «изъян»: большинство эффектов повторить мог только он лично. Этот особый статус его экспериментов сохраняется и по сей день: многие из наиболее эффектных опытов до сих пор не воспроизведены другими исследователями, несмотря на неослабевающие попытки.
При этом, другая часть его идей и блестящих изобретений массово используется в практической электротехнике, вполне непротиворечиво вписывается в академическую картину, поддаётся расчёту методами Максвелловой модели - если бы не это обстоятельство, то следовало бы предположить, что он работал вообще в другой области, ничего общего с электричеством не имеющей, кроме случайного внешнего сходства некоторых наблюдаемых эффектов. Однако общего с мейнстримом было изрядно много, например он является идеологом, первопроходцем электроэнергетики переменного тока, (переменные поля и токи вполне себе в духе Максвелловой теории), автором инженерных решений множества электротехнических устройств, работающих в этой области. В США решением суда подтверждён приоритет именно Теслы (а не Попова или Маркони) как изобретателя радио. Этот неполный список даёт полное основания утверждать, что сферой его деятельности было именно то самое электричество, плодами которого мы сейчас столь широко пользуемся, благодаря, в том числе, и открытиям и изобретениям Теслы.
В контексте данного исследования важно, что 1) имеющиеся «законы природы» (в существующих на сей день формулировках) запрещают существование эффектов, продемонстрированных в его неповторимых и неповторенных экспериментах и 2) эффекты мог повторить только сам изобретатель. То есть, получается, мироздание как бы разрешает, в строго индивидуальном порядке, руководствоваться какими-то другими, альтернативными «законами».
Если успех его экспериментов определялся временной отменой «законов природы» на индивидуальной основе, то приходится предположить, что в данной ситуации имел действие какой-то фактор индивидуального произвола. Но если некоторый закон природы кому-то почему-то можно игнорировать, то тем самым ставится под сомнение, торпедируется всеобщность этого «закона», его обязательность и независимость от личностей. Получается, что это псевдозакон, допускающий субъективные исключения, «закон-что-дышло». И отсюда же сразу понятно, почему опыты Теслы не удаётся воспроизвести ученым, которым преподаны в качестве бесспорной истины академические, Максвелловы представления об электромагнетизме.
Феноменология же «академического» электромагнетизма, которая подчиняется принципам, которые должны бы быть законами (имеющими всеобщую объективную силу), но таковыми не являются (иначе откуда взяться произволу?) - подчиняется, стало быть, каким-то другим субъективным факторам, имеющим отношение к личностям других людей, представляющих школу электричества по Максвеллу, т.е. мейнстрим. И в том, и в другом случае речь идёт, конечно, о некоем очень прочном, твердокаменном факторе, но при этом субъективном. В качестве такого фактора может выступать, например, всесокрушающая вера в свою правоту учёного исследователя, или сообщества исследователей, убеждённого в истинности исповедуемого учения.
Как это проделывал Тесла, что именно выступало в качестве такого фактора в его работе, как он сам его описывал и как реализовывал - об этом существует обширная общедоступная (в том числе в инете) литература. Уже один только список эпитетов, каким награждали его современники («повелитель космических энергий», «вдохновенный пророк электричества», и проч.) служит указанием на крайне высокую роль субъективного фактора в его деятельности.
Совершенно не важно, сколько человек, сколько раз и при каких обстоятельствах смогли воспроизвести это нарушение: данный единственный случай, связанный с именем Теслы, уже является достаточным свидетельством того, что положение, принимаемое за «закон», таковым не является, статус закона ему приписан безосновательно, это лже-закон. Тесла многократно продемонстрировал, что «закон природы нарушить нельзя, но если очень хочется, то можно». И попутно было торпедировано представление (лежащее в основе современного естествознания) об окружающем мире как «объективной реальности», также показана несостоятельность т.наз. «ленинского определения материи».
Итак, казус Теслы и есть тот несомненно существующий довод, который доказывает, по методологическим правилам самой этой науки, что феноменология электричества, явно подчиняющаяся субъективному фактору, НЕ относится к области «объективной реальности» и не может быть поэтому проявлением неумолимых, необходимых, действующих независимо от чьей-либо субъективной воли, «законов природы» (в общепринятом сейчас понимании этого термина). Причём одновременно статус незыблемой объективной истины теряет также неразрывно связанная с теорией электричества «специальная теория относительности», вместе со своим базовым постулатом «о конечности и постоянстве скорости света», которая является столпом основания для множества других физических дисциплин, фактически для всей современной физики.
Заслуживает также отдельного рассмотрения характер опытных наблюдений в данной области знания. Этого «электрического тока» никто не видел, как никто не видел «электромагнитных волн» (в видимом свете никаких «волн» человек не видит, равно как и «квантов»). Визуализируемыми, непосредственно наблюдаемыми с помощью человеческих органов чувств, эффектами электричества являются, например: «стрелка прибора отклонилась», «проволочная рамка повернулась», «спираль лампочки раскалилась и стала светиться», «шпиндель электромашины начал вращаться», «на мониторе появились буковки и замельтешили картинки», «искра проскочила», и т.п. Отождествление этих наблюдаемых эффектов с электрическим током и его действиями является одним из мифов, распространённых в современной науке, и некоторым преступлением против научной добросовестности. Сам по себе ток, определяемый умозрительно как упорядоченное движение заряженных частиц, в отличие например от течения воды, не наблюдаем непосредственно ни в классическом, ни тем более в квантовом случае (рассмотрении) - кроме, пожалуй, одного важного случая, о котором чуть ниже. Представление от видимом токе большинство из нас получили из школьного учебного фильма, где ток носителей заряда - электронов представлен в виде нескольких подвижных шариков, пробирающихся в пространстве между «узлами решётки» откуда-то слева куда-то направо. Создатели фильма «забыли предупредить», что это не более чем гипотеза, предположение, засвидетельствовать истинность которой никто не может (и которой, кстати, не придерживался Тесла). А в современной научной картине, где электрон это существенно квантовый объект, классическое, ощутительное описание которого заведомо ошибочно - этот кинообраз становится попросту НЕнаучной гипотезой. «Заряженная частица», «электрический ток», «электромагнитная волна» - это привлекаемые умозрительные, модельные представления, которые помогают составить ну хоть сколько-нибудь осмысленное представление, рассчитать какие-то эффекты, и не более того. Это равно относится и к «классическому» описанию, и, разумеется, к квантовому. В общем же случае, человек не сможет сказать, глядя на металлический провод, течёт ли по нему ток или нет, сколько и куда.
Особым случаем, который всё же позволяет говорить о токе как прямо и непосредственно ощутимом человеческими органами чувств, является известная почти всем ситуация, именуемая: «удар током» (сюда же примыкает «электромассаж», электрофизиотерапия по тому же Тесле). Трудно возражать против аргумента «не веришь в реальность тока - дотронься до оголенного высоковольтного проводника, враз все сомнения отпадут». Всё же, непосредственно наблюдаемыми в этой ситуации эффектами является последовательность частых судорог, также поражения в виде, например, обугливания и даже смертельный случай. То есть, и в этом особом случае ощутимыми являются не сам электрический ток как «упорядоченное движение зарядов», а ощущения, приписываемые его действию. При том, что такие ощущения (судорожного плана) можно получить и другим путём, например неудачно ударившись об угол некоторыми известными точками тела.
То есть, строго говоря, для того, чтобы получить какой-либо наблюдаемый эффект электричества, например, «металлическая проволока нагрелась», этому упомянутому «субъективному фактору» следует лишь обеспечить его нагревание в ожидаемой степени в нужное время, а уж приписать это действие току - это человеческая прерогатива, вопрос выбора, произвола, текущей научной моды и склонности удовлетвориться этим объяснением. При этом, вопрос, иллюзорно ли электричество, со всей своей обширной феноменологией, или не иллюзорно, остаётся открытым. (Такого типа представления о сущностях ненаблюдаемых непосредственно, «сокрытых», но подлежащих исследованию, вообще характерны для постановки задач в современном естествознании.)
Понятно, что привлекаемая в данном рассмотрении модель «субъективного фактора» способна описать этот круг явлений как минимум не хуже академической. А если учесть, что при этом легко преодолевается трудность объяснения всей совокупности эффектов Теслы, то даже и лучше: ведь она «включает» в нужное время и в нужном месте то «классическое электричество по Максвеллу», то «электричество по Тесле».
Современная естественнонаучная парадигма характеризуется, можно сказать, почти полной непроработанностью представлений о такого рода факторах, поэтому дальнейший рассказ должен выйти за её рамки. В религиозной же картине, где действуют, сверхъестественные, нематериальные начала, наделённые волей (Бог, Ангелы Божьи, сатана и аггелы его), означенный «субъективный фактор» отождествляется с какими-то из этих начал.
Справедливости ради надо сказать, что в последние годы проводятся исследования т.наз. «психо-физиологических особенностей» человеческого восприятия, в ходе каковых исследований выявлена следующая особенность субъективного фактора, относящегося к человеку: оказывается, человек имеет поразительную способность «видеть» то, чего нет в реальности, но в реальности чего он был заранее проинструктирован и убеждён. Впрочем об этом два тысячелетия лет назад сказано Спасителем, что человек способен вставить себе в глаз бревно, и рассматривать окружающее сквозь него, и тогда объектом исследования становится не столько действительность, сколько заранее вставленное «инороднее тело». Поскольку очевидно, что таковая имплантация проделывается человеком не иначе, как по дьявольскому наущению, то получается, что «субъективные факторы» человека и демона могут взаимно усиливать своё дезориентирующее, деструктивное действие: демон искажает реальность и «помогает» исказить восприятие реальности человеком, оказавшимся во власти демона. Увы, здание современных естественных наук построено без учёта этих обстоятельств.
Поскольку Бог истинный не может быть источником «закона-что-дышло», то приходится приписать его действие аггелам, демонам, лукавое, обманное начало которых и проявляется в этой области человеческой деятельности. Чудеса же и знамения, совершаемые не по слову Божию, но по Его попущению, в нарушение Закона истинного, как раз и называются чародейством - вне зависимости от неординарности или привычности их нашему взору и от факта массового преподавания навыков и сведений о них в общедоступной государственной школе в обязательном порядке.
* * *
Примечание о богопротивности электросвязи
Функциональная возможность, предоставляемая телефонией, в том числе мобильной - это удовлетворение потребности людей в удалённом общении. Эта потребность видится мне несомненно благой, ничего грешного здесь нет, в желании одного человека сообщить что-то другому, или группе.
Если Господь Отец всеблаг, то имело бы смысл спросить, предусмотрена ли при творении человека возможность реализации этой потребности.
По меньшей мере два эпизода из Евангелий, плюс по меньшей мере один эпизод из Св. Предания (касающийся Пресвятой Приснодевы Марии и Апостолов) дают нам весьма недвусмысленное указание, что Христос и впоследствии Апостолы пользовались такой возможностью.
Вопрос, как эта возможность реализуется? Ведь тогда не было аппаратных "артефактных" средств для этого, а мобильные телефоны (разновидность индивидуальных радиостанций) появились спустя без малого два тысячелетия.
Ипостась Святой Дух имеет обладает ровно тем же всемогуществом, что и Отец, и Сын. Служат ли Ангелы Божии Ипостаси Духа так же, как служат Отцу и Сыну? - разумеется, служат ровно так же. Если человеку даруется Дух от Отца, то данный человек, чья святость удостоверена Богом, чьё сыновство явно подтверждено Богом, человек, причастный Сыну и благословенный Отцом истинным, имеет власть повелевать Ангелами Божиими, и Ангелы служат ему. Как явствует из значения слова 'Ангел' - 'Вестник', Ангелы Божии способны и предназначены служить для передачи вестей. То есть существует разряд Ангелов, предназначенных для коммуникации. Поскольку Ангелы нематериальны, и для них не существует ни расстояний, ни преград, ни помех, то связь, предоставляемая ими - самого лучшего качества, какое можно только помыслить, и сверх того. Более того, мы знаем, что Бог наперёд знает все наши желания и вполне в состоянии заранее послать связного Ангела, несущего сообщение, которое мы только обдумываем, образное или словесное. То есть задержек у этой связи быть не может, она мгновенна.
Из текста Священного Писания понятно, что такая коммуникативная способность связана с даром пророческим. А поскольку есть, встречается также извращенная способность, подобная этому дару, но не от Бога - способность называется "лжепророчество", - то технические средства связи, реализуемые на принципах электричества, также электрооптики, с целью получения такой возможности, являются лжепророческими по назначению и чародейскими по способу исполнения. (Под чародейством понимаются чудеса и знамения, совершаемые не по благословению Божьему, в обход воли Бога, по попущению, а также теоретическая "наука" о таких чудесах.) В самом деле, нелепо же думать, что Господь благословляет выдумки апостасийной цивилизации, предназначенные с грехом пополам выполнять за деньги то, что изначально заложено в человеке, с превосходным качеством исполнения - и бесплатно.
Дар пророческий был весьма распространён у первых христиан (1 Кор. 14), Апостолам он был дарован заведомо, и телефоны им были ни к чему.
Разумеется, эти положения распространяются и на другие разновидности электросвязи: телевидение, радио, интернет и т.п.