О детских страхах

Nov 29, 2022 23:21


Представим себе, что детский мозг работает как усреднитель опыта. То, чего в среднем происходит много - становится нормой просто потому, что ребенок всё ещё жив. Дети, живущие в тепличных условиях и в благополучных семьях, в среднем реже сталкиваются с ситуациями,  которые создают стресс для их организмов. И речь тут не про болячки, которые усреднены в популяции.

Разделим всю жизнь ребенка на две части: привычный и непривычный опыт. Результаты каждого вида опыта в совокупности формируют баланс благополучия. Привычный опыт - это ежедневный порядок, где ожидаемые события чаще приводят к ожидаемым результатам, ведь этот порядок контролируется взрослыми в управляемой среде. Для ребенка это такая статистика, где повторяющиеся действия в основном завершаются благополучно. У животных, кстати, по этим причинам широко распространено ритуальное поведение.

Теперь представим ситуацию, когда ребенок попадает в условия, исход которых ему неясен. Любые непредсказуемые условия хранятся в памяти, отвечающей за исключения. Исключения связаны с процедурными ситуационными сценариями, где нормальный подход к оценке их исхода в силу разных причин невозможен. Статистическая вероятность благополучного исхода исключительного сценария много ниже любой привычной ситуации, просто в силу эффекта масштаба обыденной жизни, которым располагает мозг ребенка.



Мозг работает неумолимо практично: ситуации, классифицируемые как необычные, помечаются как нежелательные в силу законов статистики. Ребенок не разбирается в том, что на самом деле происходит - равно как мы не разбираемся во многих жизненных пертурбациях. Важно лишь то, что природа отдельно взятого живого организма доверяет статистике больше, чем папе с мамой, в той степени, в которой это возможно в конкретной ситуации.

Previous post Next post
Up