1. Breaking Bad
Breaking Bad закончился. Я смотрел его целые последние несколько лет и сильно ждал продолжений, а теперь он закончился. В МИТ даже
последний Алхимик знает, что он закончился.
Breaking Bad создавал невероятное пиршество для моих глаз на протяжении нескольких лет. Что интересного в пустыне Нью Мексико? Да практически все. Компоновка кадра как на открытых пространствах, так и в помещениях, по-моему, прекрасна. Глаз сам находит, какие же детали важные, какие же детали акцентированы в сцене. Одни стоп-кадры могут рассказать свою собственную историю. Позы персонажей, одежда, ракурсы, постановка света - все как надо, все 5 сезонов.
И конечно, молодчик Крэнстон в главной роли. По-моему, финал неплохо заканчивает рассказ о Уолтере Уайте, отвечая на важный вопрос - чем было вызвано его продолжение варки мета. Правда ли это только для того чтобы обеспечить семью после своей смерти? Или ему это реально нравилось? Или он реально, а не вынужденно, радовался возможностям демонстрации своей силы и власти?
Сколько привязки к семье оставалось в этом человеке? Была ли это все еще высшая ценность, которая перечеркивала все остальные? Или это стремление было уже не так самооправданно?
Уолтер Уайт окровавленной рукой в последний раз дотрагивается до одной из стальных емкостей метлаборатории и смотрит на свое отражение, такое знакомое отражение. И умирает счастливым человеком. И правда - если в жизни оставались лишь пара лет и рак, но были шансы по длинному и тернистому пути выйти к статусу наркобарона, почему же нет? В конечном итоге его дела раскрываются и осуждаются - но почему его должно это вообще волновать? Он смог достаточно долго водить ОБН за нос, вести свой бизнес и разбираться с противниками. Персонажи-противники слегка мелькали на экране, появлялись и умирали, и не было ничего слишком глубокого в неонацисте Дяде Джеке, но это было и не обязательно.
Если бы Уолтер Уайт продолжал жить, он бы продолжал делать то же самое - наращивать обороты и избавляться от противников, кто знает? Он, наверное, перешел какие-то черты и так не могло бы продолжаться долго. Но нам не нужно об этом даже думать, ведь у него был рак и он бы все равно умер. Достаточное условие разрешает нам не обсуждать остальные.
2. All the Way
Одна из прелестей жизни в Америке - все что делается в Америке, делается здесь. Если Во Все Тяжкие снимали в Америке, значит здесь. Если Брайан Крэнстон живет и работает в Америке, значит здесь. И если он играет в постановке в American Repertory Theater (aka A.R.T., вы поняли), то он здесь, и раздает интервью в Dunkin Donuts.
A.R.T. - 15 минут на автобусе в сторону Гарварда, и 25$ для студентов за то чтобы посмотреть на - Крэнстона в частности, или театр в целом? Тот же зал, в котором я полгода назад смотрел на
Закари Куинто в
Стеклянном Зверинце.
Крэнстон красавец, вы посмотрите, какой красавец.
Джона Кеннеди застрелили в 1963 году, и президентом США стал бывший вице-президент
Линдон Бэйнс Джонсон, LBJ согласно официальному акрониму для президентов (помните аэропорт Нью-Йорка JFK?). Он долго шел к этому, и наконец дорвался до власти, стал президентом. Больше всего его волнуют президентские выборы через 11 месяцев, на которых его переизберут или не переизберут на полноценный срок. Он готов пойти на многое, что оставлять за собой поддержку парламента. He is ready to go All the Way. All the Way with LBJ! - скандируют те, кому положено скандировать.
А здесь подходит 1964 год. Мы-то с вами (те кто знает американскую историю, которая лишь немного стоит знания для не-американцев) знаем, что то был год эпохальный в политике. Был принят
Акт о Гражданских Правах, который впервые через 100 лет после отмены рабства наконец законодательно утвердил равноправие рас в Америке и внес много новых мер против дискриминации.
Джонсону приходится разбираться с
Эдгаром Гувером, директором ФБР, который собирает компромат на всех подряд. Он пытается заручиться поддержкой сенаторов, для которых запрет дискриминации небелых людей повлечет серьезные экономические убытки. Ему регулярно звонит и навещает
доктор Мартин Лютер Кинг, который угрожает выводить людей на улицы на массовые демонстрации, если Акт не будет принят.
И Джонсон понимает, что ему надо разбираться со всеми и пытаться угодить всем, чтобы стать популярным и быть переизбранным. На самом деле ему откровенно неинтересны проблемы негров (прошу прощения, тогда это еще не считалось неполиткорректным). Но спалось ему уже не очень хорошо.
Крэнстон великолепно выводит эту роль. Он - Президент, он - человек, который говорит все главные вещи, остальные, даже исторические личности - лишь его окружение. Он может позволить себе рассказывать сколь угодно длинные шутки и сколько угодно гонять своих секретарей. Конечно, парикмахеры и портные должны подстраиваться под его движения, и никак не наоборот. И он прекрасно танцует между всеми, продолжая гнуть свою линию.
Уолтер Уайт умирает в метамфетаминовой лабе в пустыне, и миллионы радуются, глядя в свои телевизоры.
LBJ оборачивается к залу, уже выиграв выборы и приняв часть поздравлений. Когда Акт о Гражданских Правах уже позади. Когда персонажи на фоне продолжают что-то обсуждать, но они уже совсем не важны. Все лишние софиты уже выключены, и видна лишь одна фигура. Он оборачивается к окну, или к пустоте, или в данном случае к ожидающему залу, поднимает руки над головой, и громко и уверенно говорит свою завершающую фразу.
“Hella I’m President!”
Свет выключается. И зал рукоплещет.