Переприезд

Sep 20, 2013 23:09

1. Новая отсылка

Я иногда чувствую себя особенно живым, когда хожу по незнакомым городам.

Однако иногда возникает это специфическое чувство галочности происходящего - чтобы составить впечатление от атмосфере и настроениях проживающих за пару часов, приходится смотреть на самые типичные проявления, причем обычно в центре.

Забавно, что среди моих знакомых, которые много путешествуют, есть те, кому давно уже надоело смотреть на достопримечательности и всякие местные диковины. Они не будут подбирать свои авиаперелеты так, чтобы оставалось несколько часов в транзитном городе.

Точно так же, как собирание коллекций предметов и сохранение фотографий позволяет искусственно нарушать течение времени, так и некоторые собрания позволяют нарушать географические границы. Я сижу в Америке, пью литовский чай, а на закуску выбираю между белорусскими и швейцарскими конфетами. Блокнотик, который у меня недавно закончился, был куплен в Праге год назад, а новый в Лейпциге этим летом. Мой рюкзак вообще видел все важные приключения моей жизни, проведя со мной три с половиной года.


Не то чтобы эти предметы имеют объективные основания на то чтобы быть избранными. Нет, они служат отсылкой, не столько даже к иному времени и месту, сколько к тому ощущению мимолетного пребывания в каком-то новом месте. За каких 40 часов до написания этой строчки я гулял по Цюриху и широко улыбался оттого что мне там было хорошо. И я прекрасно знаю, что купленная мной в аэропорту коробочка конфет в нормальном супермаркете стоила бы в 2-3 раза меньше. Ну и что? Я не плачу им за конфеты. Я плачу им за то чтобы у меня осталось впечатление. Может быть, за то чтобы я смог кого-то угостить этими конфетами. Я знаю, что мне их втюхали. Я хотел, чтобы мне их втюхали.

Точно так же у меня лежит куча денег. Не в фигуральном значении номинала, а в совсем прямом. Перемешаны русские и белорусские рубли, злотые и литы, евро и чешские кроны. У меня осталась банкнота в 20 швейцарских франков, что совсем немало и стоило бы объективно разменять. Но это не деньги. Это сувенир за 20 франков, это отсылка к тому, что я там был и что я там видел.

Огромная куча хлама, называемая моей комнатой в общаге, в которой я сижу, почти наполовину состоит из символических отсылок. Я понятия не имею, когда они мне понадобятся для ностальгии. Они могут понадобиться очень нескоро и лишь на краткий миг. Но я боюсь их потерять. Я сохраняю свою историю в предметах.

2. Боль сравнения

Интересно, есть ли такая вещь как ломка от впечатлений? Или может перенасыщение? В который раз замечаю, что после дня-двух интенсивных прогулок и путешествий мозги очищаются настолько, что перестает хотеться всего. Смываются лица и имена, смываются долговременные мотивации, смываются планы на день. Важные предметы-отсылки, которые так неприятно утяжеляют чемодан, почти сразу теряют всякий смысл, как только выгружаются из него и помещаются в «обычное», «рутинное» свое место.

А потом я встречаюсь с людьми. Все как-то провели лето, все хотят про это рассказать. Что интереснее - сражаться со своими внутренними демонами или не иметь их вообще, исходя из воспитания? В Беларуси мне было легко сравнивать свою жизнь с жизнями других - если у меня или у них какой-то параметр был лучше, то он был лучше недосягаемо. Но МИТ исповедует другой подход. Он продолжает сталкивать людей друг с другом, притирать, сравнивать. Может, это идеология воспитания, подготовки к подобной жизни в будущем. Здесь исчезает фиктивная недосягаемость. Кто-то в чем-то лучше или хуже, но это исправимо. Это считается возможным при правильном подборе мотивации, контроле времени и правильном использовании навыков.

3. Американцы

Я узнаю американцев. Они видимы в толпе аэропорта заранее. И уж тем более я узнаю американские отношения ко всему, приехав назад. И я обнаруживаю в себе подсознательную неприятность этого. Я не могу ее объяснить. Наверное, культурный шок.

Они прагматичны, несколько самовлюбленны и эгоцентричны. Они стараются обеспечить свою собственную судьбу. Им присуще очень глубокое чувство, является ли происходящее «окейным». И если все окей - то все окей, должно так и продолжаться. А к неокейным людям и событиям лучше не приближаться, а то они сделают жизнь неокейной.

Мой белорусский друг Саша сказал, что в нас с ним видимо слишком глубоко вбиты гены совецких ученых. С какой-то стороны, это инстинктивное следование рациональным рассуждениям, рациональной картине мира с точки зрения науки. Но с другой - эта идеология отрицает неортодоксальные точки зрения, которые не могут спорить о своей позиции на правильном языке. Опора на правильность здесь остается.

4. Усиленное обсуждение

В русском языке, а даже скорее в русской душе есть такое понятие как «западло». Его может быть сложно перевести и объяснить людям других культур. Это не то же самое, что и лень. Ведь почему русские не хотят доносить, допустим, на коррумпированных чиновников? Когда-то была изначальная объективная причина, а теперь все прямолинейней: потому что доносить - это западло. Этому учат еще чуть ли не в детском садике.

А еще, что связано с предыдущем, в русском (обобщение, включающее белорусов) обществе много вопросов можно решить «по понятиям», обратившись к вполне четко существующему кодексу поведения, буквально с точностью до статьи. Не считая того, что никто и никогда не напишет этот кодекс на бумаге.

А в Америке, в МИТ, в том окружении где я сейчас, идеология другая, но тоже достаточно сильно навязанная. Это идеология навязывания дискуссии. Они старательно хотят избежать догмы путем ее активной аргументации. Все еще существует мнение, в которое меня хотят заставить поверить, но не столь слепо. Или, по крайней мере, используя уже имеющуюся слепоту.

Нас заставляют поверить в то, что дискуссия, обсуждение и многообразие мнений ведут к лучшему. Является ли это лучшим - я не знаю. Но я вижу периодические перегибы.

Я был одним из руководителей ориентационной программы для новоприбывших трансферов. То было одно из немногих мероприятий, когда я носил фирменную майку и ощущал себя частью команды из более сотни человек, которые тащили ориентационные программы. Может, когда-нибудь позже я расскажу еще и о Причинах Зеленых Ирокезов.

В течение ориентационных программ, которые я полностью пропустил в прошлом году, было несколько лекций, посвященных многообразию студентов МИТ. Ведь в многообразии его плюс, его достоинство, его гордость.

Одно мероприятие называлось Sex Signals, и должно было рассказывать о том, как избежать неприятных ситуаций в сексуальной сфере. Понятно, что за годы в университете с большой вероятностью у студентов будет личная жизнь, и с немаленькой вероятностью будет секс. МИТ ни в коем случае не хочет этому мешать или же способствовать - умные детишки сами разберутся, как строить свои отношения. Мы только поставим в ванных комнатах в общагах бездонные коробочки с бесплатными презервативами. И прочитаем им небольшую вводную лекцию.

Про изнасилования. Да, про то, что в расчудесном МИТ с его умными детками происходят недобровольные сексуальные акты. Про это надо рассказать. Классно, что даже одна девочка хочет сказать про свой опыт. Так что расскажем про сексуальное насилие. А во всех остальных многообразных аспектах пусть ребята разберутся сами, до тех пор пока все участвующие стороны дают свое согласие. А если согласия больше чем возможностей, то желающие приглашаются в Sex-Positive Club @ MIT.

Давайте упомянем другой пример. Все приезжающие в МИТ новые студенты проходят через ориентационную программу (Freshman/Transfer Orientation). Но учитывая что 10% студентов - иностранцы, перед этим проводится еще отдельная International Orientation, проводимая соответственно международными студентами. Это то время, когда рассказывают, что если ты не вовремя оформишь нужные бумажки, то ТЕБЯ ДЕПОРТИРУЮТ.

На время основной Ориентации каждому из участвующих руководителей дается группа в 10 новоприбывших, для которых он или она на неделю становится первым контактом по любым вопросам. Чтобы он или она были готовы к вопросам, проводится несколько дней тренировки перед началом Ориентации, ради которых я и прилетел в Бостон 20 августа, а не 30.

Вопрос о том, как руководители-американцы должны относится с пониманием к людям, приехавшим из других культур, был там поднят. На том уровне, что на всякий случай не стоит во время этой недели надевать вызывающе-короткие шорты, и вместо Target, BestBuy и Staples надо посылать новичков в «магазин такого-то назначения на такой-то улице». В качестве «культурных инструкторов» выступили ребята, которые, имея американское гражданство, большую часть жизни провели в других странах, приехав в штаты всего за пару лет до начала учебы в колледже.

Заметьте - всего лишь за пару лет до начала учебы. Нормальные международные студенты приезжают за пару недель. В прошлом году я приехал за два дня до начала занятий, и у меня не было всезнающего orientation leader, чтобы задавать глупые бытовые вопросы. А кроме мелких бытовых вопросов у меня остается еще куча проблем культурной, академической и гражданской адаптации, которые вызваны как раз тем, что до того как приехать сюда я 19 лет прожил в Беларуси - совсем не такой стране.

5. Методы решения проблем

МИТ замечает вопросы, которые возникают у студентов достаточно регулярно. И он давно придумал метод борьбы с такими проблемами. Если проблема имеет достаточный масштаб и встречается часто, то для борьбы с ней создается офис. Там будут сидеть специально обученные люди, которые решили выбрать своей карьерой позицию сотрудника среднего звена высшего учебного заведения.

MIT Medical, Student Financial Services, Violence Prevention and Response, Student Support Services (aka S^3), Community Wellness, Housemasters, Graduate Resident Tutors, Medlinks (последние - это как раз те кто следят за бездонностью коробочек). Вы не запутались? Если так, то есть прекрасный сайт со ссылками на все возможные службы поддержки по любому чиху - http://together.mit.edu/. Идеология такова - мы все в этом вместе и должны друг другу помогать, надо не бояться просить о помощи.

А если вы придете немножко не в тот офис, который нужен, то вас радостно отошлют в тот, который нужен. Могут даже дать визитку, написать емейл и телефон. А оттуда вас отошлют в какое-то еще более подходящее место. И может потом еще дальше, успокаивая на каждом шаге.

Моя мама сказала бы, что половина этих офисов в советской практике заменялась альтернативной системой - задушевными разговорами на кухне. Страшно неэффективная практика. Ведь люди, с которыми мы говорим на своих кухнях, скорее всего не являются профессионалами в той области, в которой они дают нам советы. Когда я был летом дома, у меня были разговоры на кухнях, на своей и на других.

Люди, которых я назову своими лучшими друзьями в МИТ, с которыми я познакомился преимущественно случайно - это моя новая кухня. Это мои новые партнеры для задушевных разговоров - с явным дисбалансом в сторону моего монолога. Это моя сеть поддержки. Это место номер ноль, в которое я пойду, если мне надо будет снова ощутить себя человеком. Потому что я не верю в помощь от бюрократии.

6. Философия начальника

Нет, это не рассмотрение менеджмента или карьерных вопросов. Это философская причина того, почему люди становятся начальниками, и почему в очень многих карьерах это естественная ступень.

Рабочий, который научился делать свою работу, может продолжать делать одно и то же бесконечно. Можете заменить его на кодера - получите то же самое. Получать задания от начальства, выполнять свою норму, радоваться зарплате. Оставим психологические и экономические факторы на секундочку.

Предположим, что рабочий хороший, и его интеллектуальный потенциал намного выше, чем требуется для его работы. Тогда по мере того как он будет работать, он поймет ход своей работы на более общем уровне, сделает выводы, а может и внесет новые предложения. Он становится заинтересован не только в своем узком куске, но и в более широком спектре. Он может стать каким-нибудь мастером или прорабом.

В академической карьере то же самое. Старшеклассники могут помогать младшим. Студенты учат старшеклассников и работают под присмотром старших. Аспирант уже ведет семинары и оглядывается на своего профессора. А профессор почивает на лаврах, работает на своем уровне или стремится на еще более обобщенные административные позиции.

Переход на каждую следующую ступеньку - это переход на более общий, более мета уровень мышления. Поскольку не все люди имеют для этого достаточные мозги и прикладывают достаточно усилий, то получается, что количество людей, работающих на мета-уровнях организации, ограниченно, они востребованы. По всем законам экономики эти позиции имеют более высокую зарплату.

Переходы между уровнями подвержены определенному давлению. Ведь в современной системе получение бакалавра обычно занимает 4 года, и после этого надо заниматься делами более высокого порядка, нежели заботы студента.

Особенно в МИТ, месте, призванном создавать лидеров будущего. Очень явно подразумевается, что дойдя до определенного уровня развития, надо начинать обобщать решаемые вопросы. Поэтому младшекурсники - рядовые члены организаций, а старшекурсники - руководители тех же организаций, бесконечный цикл.

Старшекурсники будут помогать советом не только потому, что они прекрасные и добрые сердцем создания, но и потому что им по статусу положено. Потому что если они прошли через какие-то сложности, поплакали и решили их, то им положено помочь ниже стоящим. Это видео прекрасно показывает эволюцию мировоззрения успешного студента. [секундочка американской терминологии: freshman = 1 курс, sophomore = 2 курс, junior = 3 курс, senior = 4 курс].

В «задушевной» системе, которую я не буду привязывать к какой-либо национальности, если вы хотите помочь человеку и понимаете, что за один разговор все не исправится - вы будете возвращаться и помогать, и советовать, и говорить, и слушать. В американской системе для решения таких ситуаций есть слово follow-up. Пришел к кому-то, пожаловался - в следующий раз тебя спросят как дела по твоей проблеме. Или даже сами позвонят или напишут емейл. Follow-up - это вторичный разговор, следующий за первичным. Не однородно продолжающий первый, а подчиненный ему.

Недавно мне попался на глаза пример мастерски выполненного фоллоу-апа. В ходе одной дискуссии всплыл астрофизический вопрос. Я решил - отчего бы не спросить человека, которые знает много больше астрофизики, чем я? «Анна, ты имеешь представление о том, какую температуру имеет разреженный атомарный водород межзвездного/межгалактического вещества?» Анна ни в коем случае не растерялась (ей нельзя, она почтенный уверенный в себе сениор). Мы немного поговорили про разные штуки, связанные с межзвездным веществом, потом я пошел назад в свою комнату. Через 10 минут после разговора я получил емейл - «Я тут подняла презентацию своего друга, он цитирует такие-то значения температуры, а еще говорит про зоны ионизированного газа с такими-то значениями, и их можно измерять такими-то методами».

Это хорошо конечно, что происходит вот это вот продолжение разговора. Но меня не покидает ощущение глубокой формальности происходящего. Оно меня напрягает, но я не могу его критиковать. Просто эти люди живут по-другому.

Это близко к понятию «окейности». Первым разговором вам помогают решить вашу проблему. Еще немного подумав, вы должны с ней справится. Вторым разговором они убеждаются, что у вас все в порядке. В таком случае третий разговор не нужен, поскольку его предельная эффективность становится крайне маленькой. Но вот смотрите на эту отлаженную систему - второй разговор обязательно состоится, ведь так положено. Даже если сострадание не является штатной функцией большой бюрократической системы.

7. Нерешенные проблемы

То что я сейчас делаю - критикую устройство МИТ. Я не сравниваю его с другими подобными заведениями. Я критикую его с позиции человека, пришедшего со стороны, пользующегося ресурсами, и пока не могущего чего-то изменить. Помните же, попытка изменить систему есть переход на мета-уровень. А способствование такому переходу - суть и цель МИТ. Если я его критикую и обсуждаю, я следую его собственной воле.

Я критикую его потому, что у меня есть вопросы и проблемы, которые МИТ не смог решить. Я не восклицаю что он должен был их решить, ведь может эти проблемы - исключительно моя собственная забота. Но он настойчиво рекламировал мне свои ресурсы и обещал помощь если только я попрошу. Что же.

Америка. МИТ. Инициатива. Умные люди. Идеологически выверенный и мотивированный оптимизм. Если история не закончилась хорошо, значит она еще не закончилась. Если бы история закончилась хорошо - я бы рассказал ее как историю успеха и пример для других. Раз она не закончилась хорошо - то согласно идеологии я должен к ней подходить как к формулировке задачи. Чтобы ее решить за отведенное время и превратить в историю успеха.

Существует двойная стигма на тему обращения за помощью. Официальные и прочие громкие источники ссылаются на «общественное давление» против того чтобы обращаться за профессиональной помощью в жизненных вопросах. При этом они рекламируют все службы поддержки.

Было ли мне сложно в первый год? Конечно. Обращался ли я за помощью? Да. Стало ли лучше? Частично. Закончились ли мои проблемы? Нет.

Местный метод решения проблемы - обсудить ее. Провести мозговой штурм, обсосать с разных сторон. Решить частности.

Я решал частые проблемы, однако так и не смог создать полноценной системы, которая позволила бы мне функционировать без перебоев. Это как разница между задаванием вопросов Гуглу и задаванием вопросов хелпу крупного когерентного программного пакета.

Я оправдываюсь отсылками, привычками и окружением, в котором я вырос. Я рассуждаю что, мол, мне не привили страсть к проявлению инициативы. Мне дали глубокую веру в существование правильных ответов, которая регулирует мои действия подсознательно настолько сильно, что сознательные нарушения ее советов требуют крайне больших усилий. Я боюсь инноваций, за которыми не могу уследить. Я прячусь за своими традициями, за бумажными блокнотиками, консервативно-безвкусным стилем одежды и фантастикой 60х годов.

8. Дальше

Я пообещал кому-то, что выучусь на физика. Или я пообещал, что стану физиком? Я не знаю. Физика почему-то стоит высоко в списке моих приоритетов, и дается мне не так сложно.

Она маскирует то, что мне еще интересно. Я не знаю, что мне еще интересно. Я пересказываю истории, пересказываю материал своих лекций, я пишу блог, и все это выглядит необъяснимо стабильно. Точно так же, как физика в моей жизни - ведь именно список курсов этой специальности формирует стержень моего расписания, и кое-что навешивается в промежутки.

Начало предпоследнего года в вузе - как раз правильное время, чтобы думать о том, что я хочу делать после. Я не знаю.

современность, Америка, Беларусь, жизненно, загоны, иммигрант, о людях, философия

Previous post Next post
Up