(спохватившись) Внезапный субботний самолетик.
История этого пепелаца подобна его экстерьеру, т.е. эпична.
И немного драматична.
Началось все в 1930 и довольно здраво, с попытки построить четырехмоторную лодку под двигатели 18Sbr от мануфактуры Hispano-Suiza. Напомню, что у них число в названии агрегата означало количество цилиндров, потому здесь мы можем наблюдать три блока цилиндров.
Все это добро должно было выдавать до 1680 л.с. при степени сжатия в 10 единиц. Но потом Hispano-Suiza передумала заниматься 18-цилиндровой серией, справедливо рассудив, что 12 цилиндров и 900 л.с. предостаточно на данном этапе. Да и где было набраться в 30-е столько бензина с честным октановым числом от 90 и выше? Нормальные люди тогда сжимали смесь в 6-7 раз и тем были счастливы.
Но лодка-то уже почти есть! Что делают в таких случаях нормальные французы? Действительно, они решили устроить à trois двигателям на каждом крыле и несколько снизить требования к ТТХ. Суммарно вышло 6 двигателей 12Ybrs по 860 лошадей, что позволило подымать 37 тонн в воздух с любой лужи. А в рекордные полеты отправляли самолет массой в 41 тонну.
Тем не менее, этот гидросамолет был честным трансатлантиком без какого-либо читерства. Летал почти на 6 000 км, ставил рекорды и так далее. Потому штурман был не просто необходим, но весьма загруженным членом экипажа.
Вся необычность внешнего вида была, с одной стороны, вынужденной мерой из-за моторов. А с другой стороны - ну что вы хотите от пепелаца, у которого крейсерская скорость меньше 200 км/ч? Вот и вышел прогулочный катер, к которому приделали крыло с 6 моторами.
Сгубил самолет вовсе не внешний вид и не 6 моторов. Повинен был норкоманский никакой маркетинг. Самолет позиционировали как сверхроскошное средство для относительно быстрого (быстрее "Нормандии") пересечения Атлантики. Потому были оборудованы соответствующие каюты для миллионеров. Белый господин мог прилечь на диванчик, сходить в индивидуальный гальюн и выкурить сигару, поглядывая на взволнованный океан и стряхивая пепел в хрустальную пепельницу.
Естественно, билет стоил совершенно неприличных денег. Естественно, нужного для окупаемости проекта количества неприлично богатых и глупых людей не нашлось. Естественно, рекорды привлекли внимание к самолету, но не пассажиров к кассам. Натыкали бы кресел с шагом в 90 см, убрали бы двух-трех стюардов и хрустальные пепельницы - могло бы случиться счастье, все же 180 км/ч это вам не 18 узлов по морю. Но это мы сейчас такие умные, а тогда...
Потому Антуан де Сент-Экзюпери полетал в NY на пепелаце да и бросил это занятие. Компания продала 3 экземпляра военным для их нужд, но тоже как-то не зашло. Не судьба.
И небольшое, но бодрое видео со спуском на воду этой баржи и прочими эволюциями. А то как-то совсем грустная история вышла.
Click to view