Внезапный субботний самолетик.
Не то, чтобы внезапность... Но смотрится сурово.
Причина появления такого экстерьера находится под капотами.
Лучше всего заметно с этого ракурса.
Нет, это не какой-то там хтоничный И-250 с ВРДК.
Это самый обычный пепелац традиционной схемы с традиционным же поршневым мотором. Проблема в том, что это мотор М-107.
Он тупо не мог работать без гигантских радиаторов для масла и охлаждающей жидкости. На стенде все было нормально, когда лили водичку комнатной температуры из бочки в несколько кубов и масло из такой же емкости. А в воздухе это жить не хотело - перегрев еще на взлете и все последующие радости жизни.
Бывают у моторчиков истории, когда живут десятилетиями и все нормально. Но это всегда счастливое стечение обстоятельств из вменяемых заказчиков, еще более вменяемых эксплуатантов, хорошего конструктива и качественного производства. И звезд на небе, конечно же. С М-105 было все совсем не так. Совсем не так по всем пунктам. И в итоге оказалось, что бесконечно насиловать неплохой французский мотор 1932 года рождения нельзя.
Т.е. можно, но мотор за это будет мстить люто-бешено. Например, никаким ресурсом (25 часов в 1944 году), непрогнозируемыми отказами даже в гарантийный срок, повышенными требованиями к топливу, маслу и охлаждайке. И к особенно прямым руками производителя и эксплуатанта. И, в итоге, аварийностью типа с такими двигателями.
Кстати, несколько лет назад пара клоунов пыталась мне тут доказать, что в 1942 в СССР был бы нормальный М-107, если бы враги не мешали. Не понимал и не понимаю истоков этого оптимизма, но объективности ради - да, был в 1942 М-107. Наверняка климовцы и доложились в Кремле красиво по этому поводу. Только на самолете это все добро выглядело вот так, как выше. А иначе выглядеть и не могло до 1944 включительно. И Томашевич, соорудивший сей пепелац, есть просто жертва обстоятельств. А также, в некотором смысле, герой социалистического труда. Поскольку смог заставить летать самолет с таким мотором.
Вообще имею глубокое убеждение, что если бы не реактивная тяга, таскали бы в СССР эту стюардессу еще долгие годы. И доводили десятилетия всякие ВК-108, 109 и 110. А техники ВВС меняли бы в поле моторы после каждого вылета, на регулярной основе возили бы карбы на настройку в ЦИАМ, любились с ПЦН... И танцевали бы с бубном иными способами перед вылетом. А после успешной посадки приносили бы благодарственную жертву богам в виде какого-нибудь мелкого животного всей эскадрильей.
А так пришли относительно простые ТРД и вся эта бессмысленная и беспощадная история закончилась.
Не судьба. И к лучшему.