(помявшись) Поскольку сегодня 13 октября - не вижу повода не вспомнить про моторчик.
Моторчик обзывается Rolls-Royce Dart.
Как вы видите - довольно простой мотор, если не сказать больше.
Да и каким ему быть, если первый запуск этого ТВД случился в 1946 году, на самой заре турбореактивной революции?
Бриты поступили весьма просто - взяли компрессор от ТРД RR Clyde да и прикрутили к нему пару валов с редуктором и турбиной для отбора мощности. Получился интересный для своего времени моторчик, который не вызывал расходом топлива когнитивного диссонанса у турбо-энтузиастов. Сперва добились 890 л.с. на валу. В дальнейшем агрегат неоднократно подвергался вдумчивому напиллингу и под конец своей истории достиг более чем 3000 э.л.с.. За счет постепенного, но постоянного совершенствования мотор оставался актуальным 40 с лишним лет. И в данном случае речь не просто об эксплуатации, но о производстве - еще в 1987 году с конвейера выходили новенькие Dart-ы. Всего же наштамповали за это время более 7К моторов. Не ТВ3-117, но тоже очень и очень впечатляющий показатель.
Естественно, без хорошего сбыта тысячи моторов не штампуют. И действительно, куда только сей дротик не втыкали! Более двух десятков самолетов удостоилось высокой чести носить на мотораме Dart. Были среди них и курьезные.
И заслуженные типы, подвергшиеся ремоторизации.
Всякое было. Но более всего было весьма простых, классических и ничем не выделяющихся самолетов. Простых, ни разу не внезапных, но практичных и экономичных самолетов, которые приносили владельцам прибыли, а не стопиццот миллионов убытков.
Среди которых был и 27-й "фоккер", который приглянулся даже в США - там решили купить лицензию и обозвать "фоккер" Fairchild Hiller FH-227.
Вот именно такой заокеанский Fh-227 с двигателями Dart ВВС Уругвая и воткнули в вулкан Тингуиририка героический полковник Хулио Сесар Феррадас и не менее героический подполковник Данте Эктор Лагурара. Полковник умер сразу, подполковник через день, так что спросить "а зачем?" нет никакой возможности. Хотя подробности полета до момента стыковки со скалой весьма интересны и даже изрядно удивительны.
Однако запоминается эта катастрофа не комбинацией ошибок экипажа с ошибками диспетчерской службы. Помнят и будут помнить эту историю по совсем другим причинам. Дело в том, что из 45 человек на борту немедленно и сразу погибли 12, а 5 дошли на следующий день, как тот подполковник. Во всяком случае - так говорят выжившие. Осталось 28 живых человеков. Которых поискали недельку для вида да и бросили это безблагодатное занятие. Объявили всех на борту погибшими и тем успокоились. А люди были живые. И с каждым днем все более голодные.
В итоге они начали жрать людей. Они сами говорят, что жрали только трупы уже погибших. Да и то после долгих и мучительных терзаний, метаний и побивания кулаком правой руки ладони левой руки. В реале никто толком не знает, кого они там харчили, сколько людей, когда и по какой причине погибло... А также прочих интересных подробностей. Понятно только то, что люди очень хотели жить и жрать. Остальное покрыто мраком и лавиной, сошедшей с вулкана Тингуиририка.
В конце концов, когда свежее, мягкое и розовое мясо стало заканчиваться, два пассажира совершили пеший тур по горам и встретили какого-то чилийца, выращивавшего интересные растения. Чилиец вызвал спасателей, спасатели сказали "вперед!!!" и давай всех спасать. Всех в смысле остаток от 45, а именно 16 самых бодрых и ненадкусанных человеков.
Та самая ситуация, когда никому и ни разу не интересно разбираться - реально ли сошла лавина и убила еще 8 человек или их замочили более сильные пассажиры. Реально ли сразу погибли 12 или только 7. И так далее. Спасатели и государство облажалось с поиском и постаралось замять историю как можно быстрее. Сами выжившие сперва признались, что жрали человечину все, но потом некоторые начали рассказывать, что они и не ели почти, а так, картошечку выбирали. И так далее, до упора.
Буквально все вопросы про подробности этой истории и/или попытка уточнить детали неизбежно приводят нас к интересным выводам, от которых волосы становятся дыбом у самых отмороженных. Но более всего вштыривает легкость, с какой налет цивилизованности слетел со слегка оголодавших, но куда более испугавшихся голода людей - она невероятная и удивительная.
Так что не летайте 13 октября в облачности над Андами. Да и вообще, если соберетесь полетать, внимательно осмотрите потенциальных сополетников до посадки на борт, еще на этапе регистрации. Кто знает, чем может обернуться простой полет на несложном турбовинтовом самолетике с интересным двиглом Dart.