ПРОДОЛЖАЕМ.
начало тут
https://andrewbek-1974.livejournal.com/788763.html Вернемся к нашим баранам, точнее к "слонам". Второй батальон, входивший в 656-й ТП, это многострадальный Schwere PanzerJager Abteilung 654, потерявший безвозвратно за две недели боев 57,8% материальной части. Причем 70 процентов из них в районе одного единственного населенного пункта - станции Поныри.
Начнем с машин "штабной группы" батальона. Их весьма легко опознать: у них нестандартные бортовые номера. Из трех САУ потеряно три. То есть 100%.
№1. "Фердинанд" штабной группы St.Kmp. s.Pz.Jg.Abt.654 (II./656), с бортовым номером II03, потерян в районе ст. Поныри - с/х "1-е Мая". При осмотре советской комиссии выявлено, что снарядным попаданием разрушена ходовая часть машины, позднее, возможно, ее сожгли бутылкой с КС
№2. "Фердинанд" штабной группы St.Kmp. s.Pz.Jg.Abt.654 (II./656), с бортовым номером II02, потерян в районе ст. Поныри - с/х "1-е Мая". В протоколе осмотра комиссии сказано, что САУ подорвалась на мине и сожжена бутылкой с КС. Именно этого "Федю" осматривал Рокоссовский.
№3. "Фердинанд" штабной группы St.Kmp. s.Pz.Jg.Abt.654 (II./656), с бортовым номером II01, потерян в районе ст. Поныри - с/х "1-е Мая". К сожалению фото в убиенном виде отсутствуют, впрочем и живьем тоже
ПЕРВАЯ РОТА 654 БАТАЛЬОНА. Она же 5-я рота 656-го ТП. (1.Kmp. s.Pz.Jg.Abt.654 (II./656). Безвозвратно потеряно 7 машин.
№4. Самый известный из "Фердинандов", и единственный уцелевший до наших дней. САУ с бортовым номером 501. Потеряна у ст. Поныри - с/х "1-е Мая". Номер шасси 150072. Подорвалась на мине. Была отремонтирована и отправлена на НИБТ полигон в подмосковную Кубинку, где и хранится в экспозиции музея до сих пор.
Современное состояние девайса.
№5. САУ с бортовым номером 502. Потеряна у ст. Поныри - с/х "1-е Мая", подорвавшись на фугасе. Позже была подвергнута обстрелу. На фотографиях "пятьсот второго" сзади видно еще две машины, это скорее всего, САУ с номерами 522 и 523.
№6. Бортовой номер 514, подорвалась на мине - разрушена гусеница, поврежден опорный каток. Скорее всего это он:
Проволока на корпусе САУ, это импровизированная защита от бутылок с КС.
№7. САУ с номером 522. Потеряна, как и ее "коллеги" из 5-й роты в ходе неудачного наступления 9 июля, в районе ст. Поныри - с/х "1-е Мая". Подорвалась на фугасе и потом сгорела. Фото вблизи нет, но скорее всего это машина "торчащая" на этой фотографии позади "пятьсот второго"
№8. Машина с бортовым номером 523. Потеряна в ходе неудачного наступления 9 июля, в районе ст. Поныри - с/х "1-е Мая". Подорвалась на фугасе, и сожжена экипажем. Также, как и в случае с "пятьсот двадцать вторым", эту машину вблизи не фотографировали. Скорее всего он маячит опять же позади "пятьсот второго" на фот этой фотке.
№9. САУ с бортовым номером 524. Потеряна в районе ст. Поныри - с/х "1-е Мая", подорвалась на мине. Полностью сгорела.
Он же живьем
№10. Уникальный "Фердинанд" с кликухой "Королева ангара", и бортовым номером 531. В бою был сильно поврежден, но все же гансы умудрились вытащить его с поля боя. Послужил "донором" для других САУ 654-го батальона. Вот он еще до эвакуации:
А вот уже раздербаненный на запчасти в ремонтных мастерских 656-го ТП, ст. Змиевка. Слева от него, еще один "склад запчастей на гусеницах", это скорее всего машина № 733.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)))
Источники:
«Действия и потери немецких штурмовых орудий «Фердинанд» в июле 1943 года». НИБТ полигон ГБТУ КА, сентябрь 1943 г.
Кarlheinz Munch. “Combat history of the schwere Panzerjager Abteilung 653” Winnipeg. J.J. Fedorowicz P.I. 1996.
Кarlheinz Munch. “Combat history of the schwere Panzerjager Abteilung 654” Winnipeg. J.J. Fedorowicz P.I. 2001.
М. Свирин «Боевое крещение «Фердинанда», Танкомастер №№4-6, 1998 г.
М. Свирин «Тяжелое штурмовое орудие ФЕРДИНАНД» . М. «Экспринт» 2004 г.
М. Коломиец «Фердинанд бронированный слон профессора Порше» М. «Яуза», ЭКСМО 2007 г
использованы фото:
http://waralbum.ru/http://grayknight.narod.ru/Ferd_Info/Ferd_Info.htm