Потери "Фердинандов" на Курской дуге. Часть 1.

May 07, 2018 07:05

Еще раз возвернусь к первому боевому применению тяжелых штурмовых орудий "Фердинанд", кои также известны под сквозным индексом, принятым для всех бронированных машин в Вермахте: SdКfz 184.




АХТУНГ! МНОГО ФОТОК!!!

Итак, если кого-то интересует собственно ход боевых действий 656-го танкового полка на северном фасе Курского выступа то советую вам к прочтению мою статью "ФЕРДИНАНД" - САМАЯ СТРАШНАЯ САУ?" https://andrewbek-1974.livejournal.com/788020.html

Теперь о том самом ради чего и затевался этот пост. О потерях "Слоников".

20 июля на Центральный фронт прибыла специальная комиссия ГБТУ Красной Армии и НИБТ полигона, которая провела осмотр новых образцов немецкой бронетанковой техники. На основании комиссионного обследования 21 единицы поврежденных тяжелых штурмовых орудий "Фердинанд" была составлена таблица с перечислением номеров машин и указанием причин повреждений.




Это конкретно машины безвозвратно потерянные в боях 5-15 июля. Однако, в общей сложности оба дивизиона (батальона) входившие в состав 656-го полка потеряли с 5 июля по 1 августа 39 машин. Что составляет 43,3% от общего количества выпущенных "Фердинандов". Вот такие итоги первого боевого применения этих удивительных вундервафлей.

Для начала схема позволяющая точно определить все потери 656-го танкового полка, в состав которого входили 653-й тяжелый танкоистребительный батальон (Schwere PanzerJager Abteilung 653) и 654-й тяжелый танкоистребительный батальон (Schwere PanzerJager Abteilung 654).




Как видно из этих данных, взятых из весьма обстоятельного труда в двух томах (Кarlheinz Munch. “Combat history of the schwere Panzerjager Abteilung 653” Winnipeg. J.J. Fedorowicz P.I. 1996. Кarlheinz Munch. “Combat history of the schwere Panzerjager Abteilung 654” Winnipeg. J.J. Fedorowicz P.I. 2001. ), потери "Слоников" распределились очень неравномерно. 13 машин было безвозвратно потеряно 653-м батальоном, и ровно в два раза больше - 26 единиц, их камрадами из 654-го батальона.

1-я РОТА 653-го БАТАЛЬОНА. (1.Kmp.s.Pz.Jg.Abt.653 (I./656)) ВСЕГО ПОТЕРЯНО БЕЗВОЗВРАТНО 6 МАШИН.

№1. Бортовой номер 111. Причина потери возгорание и пожар в МТО. САУ полностью сгорела. Фото немецкое если что.




№2. "Дружок" 111-го, "Федя" под номером 112, от него уехал совсем недалеко. Сгорел там же. Фрицы так и не пришли к однозначному выводу о причине пожара, скорее всего, по их мнению течь бензина привела к полному выгоранию машины. Фото сделано через люк механика-водителя танка-управления Pz.Kpfw. III танками-роботами Б-4.




Поциент при жизни







№3. Их "коллега", бортовой номер 113, подорвался на мине и был оставлен экипажем. Болтался на том самом поле, вплоть до 1944 года. Его фотографировали много. В том числе известный советский фотограф Яков Николаевич Халип.













Прижизненное фото




№ 4. Бортовой номер 122. Был поврежден сосредоточенным огнем советской артиллерии в бою у ст. Поныри - с/х "1-е Мая". Позднее был испытан прямо на месте боя обстрелом различными средствами ПТО. А еще позже стал экспонатом выставки трофеев в ЦПКИО им. Горького в Москве. Четко опознается по характерным пробоинам в левом борту. (Раньше думал это машина №502)



















№5. Бортовой № 132. Фото этого "Феди" в убиенном виде нетути. Но живьем он известен. Вот он.




№6. Бортовой номер 134. Потерян в боях 6-7 июля 1943 года. Попал под огонь своей артиллерии, повреждение гусеницы. Машина была брошена. Фотографий, на которых "Фердинанд" подбит, на данный момент нет. А живьем есть.




2-я РОТА 653-го БАТАЛЬОНА. (2.Kmp.s.Pz.Jg.Abt.653 (I./656)) ВСЕГО ПОТЕРЯНО БЕЗВОЗВРАТНО 1 МАШИНА.

№7. Бортовой номер 232. Обстоятельства потери неизвестны. Скорее всего вот этот красавчик. Тоже фотозвезда))). На нем сфотографировались и Я.Н. Халип и К.М. Симонов.

Симонов на "слонике".




Халип на нем же




Он же. Фото из машины Семена Фридлянда




Ну и поближе.










Для разнообразия он же живьем.




3-я РОТА 653-го БАТАЛЬОНА. (3.Kmp.s.Pz.Jg.Abt.653 (I./656)) ВСЕГО ПОТЕРЯНО БЕЗВОЗВРАТНО 4 МАШИНЫ.

№8. Бортовой номер 311. Был поврежден и эвакуирован немцами с поля боя. Позднее расканнибален ремонтниками 656-го полка на запчасти для остальных "слоников". Фоток мало и они хренового качества. Но видно, что фрицам из ремонтников очень грустно










№9. Бортовой номер 323. Повреждена ходовая на минах, подорван при отступлении экипажем.







№№ 10-11. Обе этих САУ были захвачены у д. Подмаслово в боях 15-18 июля 1943 года, бойцами советской 129-й Орловской стрелковой дивизии.

Бортовой номер 331. "Села" правой гусеницей в песок. Захвачена в ходе атаки нашей пехоты.




Примерно там же, была захвачена исправная машина вместе с экипажем. "Счастливый" для экипажа бортовой номер 333.







Еще две безвозвратно потерянные машины, это САУ с номерами №IN1 и №IN2 (иногда их называют "безномерными) из резерва 3-й роты 653-го батальона.
К сожалению фотографий "Фердинанда" №IN1 не сохранилось.

А вот его "собрат" за бортовым номером №IN2. Вот он:




Он является тринадцатой и последней безвозвратно потерянной машиной батальона.

Источники:
«Действия и потери немецких штурмовых орудий «Фердинанд» в июле 1943 года». НИБТ полигон ГБТУ КА, сентябрь 1943 г.
Кarlheinz Munch. “Combat history of the schwere Panzerjager Abteilung 653” Winnipeg. J.J. Fedorowicz P.I. 1996.
Кarlheinz Munch. “Combat history of the schwere Panzerjager Abteilung 654” Winnipeg. J.J. Fedorowicz P.I. 2001.
М. Свирин «Боевое крещение «Фердинанда», Танкомастер №№4-6, 1998 г.
М. Свирин «Тяжелое штурмовое орудие ФЕРДИНАНД» . М. «Экспринт» 2004 г.
М. Коломиец «Фердинанд бронированный слон профессора Порше» М. «Яуза», ЭКСМО 2007 г

использованы фото:

http://waralbum.ru/
http://grayknight.narod.ru/Ferd_Info/Ferd_Info.htm

САУ, ВМВ, 1943, танки, Котики, "Федя", вундервафель, Германия, Курская Дуга, артиллерия, бронетехника

Previous post Next post
Up