Несколько тезисов к вопросу жанра

Jun 06, 2008 17:49

Несколько тезисов к вопросу жанра
(Я не раз писал о жанре и, возможно, напишу еще, пока же отмечу пару тезисов.)

1.Осознавшее себя направление мысли, иногда превращается в жанр, как выражение стремления человека к унификации. Всем органам, которые обладают известной самостоятельностью, отвечают также свойственные им болезни. Здесь это та самая логика безумия, не граница, но ограниченность жанра. ("У каждого безумия есть своя логика, именно это и сводит человека с ума" Честертон). Такая логика закончена, в отличие от логики жизни, которая всегда открыта для новых обратных связей. Таким образом, выражение самостоятельной тенденции - жанр, это новые возможности и лицо новой неудачи- патологии.

2.Можно бессознательно открыть в себе тенденцию (как По, Толкин или Дойл), но нельзя выбрать её снаружи, без внутреннего исторического опыта. Писатель, который изначально выбирает жанр, не становится от самого выбора автором жанра (как не становится художником тот, кто из соображений простоты научился рисовать несколько объектов). Жанр апеллирует к целому, на правах ветви толстого ствола дерева, быть может единственной живой ветви. Некоторые, конечно, приходят к тенденции в себе "вторично", как это делает наркоман в практике подобных между собой состояний, попадая в окончательную зависимость от внешнего эффекта препарата. В действительности это скорее зависимость, чем тенденция, так как не опирается на весь материал личности.

3.К Детективу в частности.
Детектив эксплуатирует идею "привычного хода вещей" одновременно на самых разных уровнях. Причем уровень повествования растёт с привлечением возможно большего числа таких установок- от принципов и привычек одного человека и умения различить их скрытую работу, до механики целых общественных классов или же всего человечества. Детектив это большие и сложные часы, неожиданно обнаружившие поломку, - в том и задача мастера, чтобы, разобрав их по возможности сильнее и отыскав таки неисправную деталь, собрать и запустить вновь.

Отсюда напрашивается вывод, что детектив вовсе не нуждается в гипотезе рациональности, но вполне принадлежит новой общественной тенденции рассматривать мир с такой точки. Что же до главной и образующей идеи детективной прозы, то она, эта идея поломки и отклонения осталась неизменною с самых древнейших времён исландских саг.
Previous post Next post
Up