Заполярье 2017. Начало

Mar 28, 2017 01:44

Заполярье 2017. Начало

Поездки на Север - это всегда открытия. Открытие новых мест, людей, дорог, новых впечатлений и тем. Возвращаясь после таких путешествий, начинаешь иначе смотреть на нашу суетную жизнь в городах. Север учит спокойствию.

Эта поездка была задумана, как изучение новой для меня темы зимних экспедиций. Ничего экстремального и супер оригинального не планировалось, в общем то банальный маршрут, по хорошо известным для многих местам. Кольский, Средний, Рыбачий, Беломорск, Кемь, Териберка, почти везде я уже бывал летом, но совсем другое дело зима. Технически все довольно просто, если маршрут заранее продуман, карты закачаны, машина подготовлена. И так, обо все по порядку.





Как я уже сказал маршрут банальный и если бы не время года, мало чем примечательный.

Приятным бонусом зимних путешествий будет отсутствие комаров и гнуса, а еще чистота. Летом при передвижении по грунтовкам всегда много пыли, а в дождливую погоду еще и грязи, другое дело зима. Чистые белые дорожки, машина не пачкается вообще, пыли нет. Нет и летней жары, а соответственно и не потеешь практически. Короче, с точки зрения гигиены и чистоты вообще, зимой в этом смысле сильно приятнее путешествовать. Но для тех кто летом спит в палатке, зимой это однозначно менее приятное занятие. То же касается и приготовления пищи и другие бытовые потребности. На улице долго находится не комфортно, тут же замерзаешь.







Как многие знают, в авто путешествиях я не пользуюсь палатками, точнее перестал пользоваться много лет назад, когда сделал в пикапе сначала спальное место, а затем жилой модуль. Сейчас у меня в Дефендере то же есть комфортный и отапливаемый жилой отсек. Но это тема другого разговора.

Из сложностей, это в первую очередь короткий световой день. Именно поэтому, отправляться в зимние путешествия лучше с февраля по март. Световой день уже начал прибавлять, а зима еще в самом расцвете сил.

Втором сложным моментом является проходимость машины. Если летом, более-менее подготовленный внедорожник может проехать практически везде, ну а там где не проедет, можно объехать. То зимой ситуация принципиально иная. Куда хочешь поехать не получится, а если и получится то не далеко. Вокруг сплошные переметы, рельев под снегом практически не читается, стоит немного съехать с дороги, как машина сядет на брюхо и этим все закончится. Именно поэтому, самую интересную и сложную часть путешествия мы преодолели на снегоходах.





Нет, при желании можно и на машинах пробиться на Рыбачий, и тому есть реализованные примеры. Но с моей точки зрения это уже не путешествие, а соревнование техники и природы. Времени и сил отнимет массу, хорошо если не угробите машину, и еще не факт что доберетесь до поставленной цели. Мне такие варианты уже давно не интересны, поэтому те, кто следит за моими путешествиями заметил, что у меня нет интереса в убивании техники и каждодневной ее починке, мне интересно само путешествие и места ради которых я отправился в путь. Машина для меня лишь один из способов добраться, но далеко не единственный. Так же важнейшим моментом касающимся автомобиля, является то, что эта машина должна меня не только куда-то привезти, но и вернуть домой. Поэтому если в поездке становится очевидным, что дальнее продвижение на машине может привезти к ее поломке и не возможности продолжить запланированный маршрут, я воспользуюсь другими средствами достижения цели.

Как я добираюсь до нужных мне мест это отдельный разговор. Например в поездке "Мистический Север" - http://long-way.ru/forum/viewtopic.php?f=19&t=31 была комбинация из авто, лодки и не простых пеших походов. Когда мы с Женей (Flagman) пробиваясь два дня в Пегрему поняли, что дальше сплошные топи, и проехать мы если и сможем, то вот вернуться вряд ли, было принято решение идти до точки пешком, а это 15 км в один конец по болотам. В итоге и до места добрались и обратно вернулись и продолжили дальше свой маршрут. Хоть и дался тот поход очень не просто, тем не менее цель была достигнута. И кстати именно этот поход оставил самые яркие впечатления.

То же самое было в поездке "Кольский 2013. В поисках Гипербореи" http://long-way.ru/forum/viewtopic.php?f=19&t=121. Там где можно было проехать на машинах мы ехали, там где нет или черевато, находили другие решения. На Сейдозеро ушли пешком через перевал, опять же не простой поход, но результат достигнут и оно того стоило.

Однако это вовсе не значит, что я не съезжаю с дорог и сдуваю пылинки с машины. Совсем нет и по прошлым темам можно увидеть что и лебедиться приходится и копать и дергать. Просто везде нужен разумный подход и четкое понимание задачи. Едешь испытать технику, тогда да, упирайся и рубись до конца, будь готов разложить машину и возвращаться на эвакуаторе. Ничего не увидишь, возможно и не доедешь до первой же точки, но кому-то и это нравится. Но если едешь ради путешествия и новых мест, тогда нужно быть разумным, беречь технику, ведь именно от нее зависит вся поездка. И тогда удастся выполнить маршрут и увидеть все, ради чего отправлялся в дорогу. А еще от машины зависит что вы будите вспоминать спустя несколько лет - как вы каждый день крутили гайки по локоть в солидоле или те прекрасные закаты на Северном ледовитом океане, когда вы на берегу пили чай под крики чаек.

Я часто беру с собой горный велосипед, для меня отдельное удовольствие пешие походы, я пользуюсь лодкой если нужно. Давно хочу купить каяк что бы еще больше разнообразить путешествия. А вот в этот раз было принято решение использовать снегоходы. И решение это было абсолютно верным со всех сторон. Удовольствие это не дешевое, снегоходы нам доставляли из Мурманска, оттуда же был проводник. Так же, можно сказать с Большой Земли, забрасывалось топливо для снегоходов и запас продуктов. Все это мы везли с собой на санях.





Общий маршрут был разделен на две части, автомобильная и снегоходная. Ехали двумя машинами, зимой это важный фактор безопасности, не смотря даже на очевидную паркетность второго авто. Подстраховка даже такая казалось бы слабенькая, важна в зимних поездках.

Правильность этого решения подтвердилась уже на второй день, когда я вылетел с дороги.

Слишком сильно прижавшись к обочине, на скорости 90 км, я провалился правой стороной в рыхлый снег. Машину тут же потянуло в право, за долю секунды понял, что вариантов два, либо резко руль в лево попытаться выскочить обратно на накатанную снежную дорогу, но такой маневр это гарантированные если не уши, то набок на такой скорости точно лягу. Либо не делать резких движений и дать машине плавно снести снежный отвал и остановиться самой. Выбрал второе. Хотя выбрал это конечно громко сказано, за те доли секунды которые были, это скорее была какая-то интуитивная реакция. Подняв облако снега спустя еще несколько секунд я замер в нескольких метрах от дороги. Деф перепрыгнув снежный отвал плюхнулся на брюхо и замер.





Не будь второй машины, все вполне могло закончится если не большими проблемами, то как минимум неприятной потерей кучи времени.

Колеса вывесились, в такой ситуации полный привод бессилен и никакие цепи не помогут. В двоем за час обкопали машину на сколько это было возможно. Но чтобы выбраться обратно на дорогу, нужно преодолеть канаву и тот же снежный отвал, это почти не реально.

Понятное дело, выдернуть меня легкий паркетник то же не в состоянии. И вы скажете зачем тогда такая подстраховка и будите не правы. За тем, что сейчас уже ночь, по глухой дороге за то время что мы откапывались не проехало ни одной машины. Ночевать в сугробе в наши планы не в ходило и второй водитель отправляется до ближайшего более-менее крупного населенного пункта за тягачом. В итоге, на помощь пришел Камаз, который с большим трудом, буксуя на обледеневшей дороге выдернул меня на твердую поверхность, порвав при этом три троса.

Вывод думаю очевиден, две пары рук это хорошо, но дополнительные четыре колеса лучше.

Продолжение следует...



Традиционный партнер моих путешествий - Компания Навител - http://navitel.ru/

long way, Россия, car, travel, Заполярье 2017, машина, Экспедиция Заполярье 2014

Previous post Next post
Up