Очевидно, что всеведущий Бог знает все, в том числе и нашу душу, самые глубины ее, о которых мы и сами не знаем. Знает Он и все наши нужды, о чем и Сам сказал: знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. И, как Всеблагий и Всемогущий, Он и без нашей просьбы дает нам то, что требуется: это все приложится вам.
Молитва же, как мы выяснили (
см) нужна не Богу, а нам, чтобы познавать волю Божию и исполнять ее.
Это если, так сказать, посмотреть сверху, с точки зрения некоего Ангела, стоящего над миром. По-человечески же, глядя снизу, от себя, мы полагаем, что Бог дает нам то, что мы просим и, если мы просим, а Бог не дает, то Бог не слышит наши молитвы. Поэтому и стремимся молиться так, чтобы Бог услышал нас: Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей (Пс. 142,1). И это не есть непонимание того, что Бог все и так знает и все может и желает нам блага, но лишь свойственный человеку способ выразить свое желание достичь истинной молитвы - той которая угодна Богу или, по-другому, той, которую Бог слышит.
Что нужно сделать, чтобы Бог слышал наши молитвы и как понять, что Бог услышал молитву?
Глава 32. О знаке услышания молитвы
Когда во время молитвы не смущает нас никакое сомнение, и ничто надежды нашего прошения не низлагает каким-нибудь отчаянием; если в самом излиянии молитвы чувствуем, что мы получили то, чего просим, то не сомневаемся, что молитвы наши действительно проникли к Богу. Ибо настолько молящий удостаивается быть услышанным и получить, насколько будет верить, что Бог на него взирает или Бог может исполнить просимое. Ибо непреложно изречение нашего Господа: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам (Мк 11, 24).
По преп. Исааку знаком услышания молитвы является отсутствие сомнения во время молитвы, полная и всецелая вера в то, что Бог слышит молитву и исполнит ее - такая, что, еще не получив просимое, уже знаешь и ощущаешь, что уже получил. То есть внутри себя, в уме или в сердце, мы имеем некий камертон, который несомненно дает нам знать волю Божию, но мы не пользуемся им и поэтому испытываем трудности с познанием воли Божией. Если же мы молимся о том, что во всем согласно с волей Божией, и молимся так, как это угодно Богу, то этот скрытый камертон ощутительно, а не гадательно дает почувствовать созвучие нашей воли с волей Божией.
Бывает, что кто-то услышав слова Господа о том, что несомневающаяся вера словом переставляет горы, позволяет ходит по воде как по суху и т.п., пытается как бы заставить себя верить без сомнения, представляя, что если он прогонит сомнения и будет вести себя так, как будто бы не сомневается, то обязательно получит просимое. Это ошибка духовной неопытности. Отсутствие сомнений это не причина, а следствие. Это знак того, что мы полностью согласовали свою волю с волей Божией.
Здесь кстати изложить учение блаженного Иоанна, евангелиста, в котором ясно разрешается сомнение этого вопроса: вот какое дерзновение мы имеем к Нему, - говорит он, - что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас (1Ин 5, 14). Следовательно, он повелел иметь полную и несомненную надежду на услышание только касательно того, что согласно не с нашими выгодами, временными утешениями, а с волею Божией. Это и в молитве Господней велено нам говорить: да будет воля Твоя (Мф 6, 10), а не наша. Если вспомним и слова апостола: мы не знаем, о чем молиться, как должно (Рим 8, 26), то поймем, что мы иногда просим противного нашему спасению, и потому Бог, правильнее, истиннее нас знающий нашу пользу, справедливо отказывает нам в том, чего просим. Без сомнения, это же случилось и с учителем язычников, когда он просил, чтобы от него удален был ангел сатаны, который, по воле Божией, с пользою был приставлен к нему для смирения: трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его (искусителя) от меня. Но Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи (2Кор 12, 8-9). В этом же смысле Господь, молясь от лица воспринятого человечества, чтобы Своим примером преподать нам образец молитвы, как и прочего поведения, так выразился в молитве: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф 26, 39), тогда как воля Его не разнилась с волею Отца. Ибо Он пришел спасти погибшее и дать душу Свою в искупление за многих, о чем Сам говорит: никто не отнимет ее у Меня, но Я сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее (Ин 10, 18). От лица Его касательно единства воли Его с волею Бога Отца блаженный Давид говорит: Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой (Пс 39, 9). О Боге Отце мы так читаем: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (Ин 3, 16). А о Сыне Божием говорится, что Он предал Себя за грехи наши (Рим 4:25). Как об Отце говорится: Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас (Рим 8, 32), так и о Сыне говорится, что Он принесен был, потому что Сам захотел (Ис 53). Таким образом, воля Отца и Сына одна во всем бывает, так что в самой тайне воскресения Господа действие было обоюдно согласное. Ибо как воскресение тела Его блаженным апостолом приписывается Богу Отцу (Гал 1, 1), так и о Сыне свидетельствуется, что Он воздвигнул храм тела Своего (Ин 2, 19). Итак, из сказанных примеров Господа научившись, мы должны также все прошения свои заключать подобными словами: впрочем, не как Я хочу, но как Ты (Мф 26, 39).
Каким же образом нам следует молиться, чтобы Бог слышал нас?
Преп. Исаак на основании Писания перечисляет следующие способы добиться услышания:
- согласная молитва нескольких человек,
- полнота веры при молитве,
- неотступность прошения,
- милостыня,
- исправление жизни и дела милосердия,
- перенесения скорбей.
Глава 34. Ответ о разных причинах услышания молитвы
Евангельские или пророческие слова свидетельствуют, что разные бывают причины услышания. Так, по словам Господа, причина услышания заключается в согласии двоих: если двое из вас, - говорит Он, - согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного (Мф 18, 19). Другая причина услышания заключается в полноте веры, которая сравнивается с зерном горчицы: если вы, - говорит Спаситель, - будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас (Мф 17, 20). Еще причина в частом повторении молитв, которое, по причине неослабевающего пребывания в прошении, Спаситель назвал неотступностью: если, говорю вам, он (друг) не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит (Лк 11, 8). Причина заключается и в плоде милостыни, как говорит Премудрый: запри милостыню в сердце нищего, и она будет молиться за тебя во время несчастия (Сир 29, 15). Заключается также в исправлении жизни и делах милосердия, как говорится у пророка: сними оковы неправосудия, разреши узы ярма, показав, чем исправляется бесплодность поста, Господь говорит: тогда ты воззовешь, и Господь услышит тебя; возопиешь, и Он скажет: вот Я! (Ис 58:6, 9). Иногда и чрезмерные несчастья способствуют услышанию, как говорит Псалмопевец: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня (Пс 119, 1). И еще: пришельца не притесняй; ...когда они возопиют ко Мне, Я услышу; ибо Я милосерд (Исх 22:21, 27).
Способов много и это разнообразие обусловлено различием характеров людей и разнообразием жизненных обстоятельств. Кому-то подходит один способ, другому - другой. Если мы не имеем полноты веры или сил для исправления жизни, не имеем возможности творить милостыню или единодушных братьев, чтобы молиться о чем-то согласно, тем не менее для нас всегда возможна неотступность прошения. Поэтому не следует отчаиваться, но надо воспользоваться той возможностью которую Бог дает нам. Если же имеем возможность творить милостыню, силы исправлять жизнь или переносить скорби, то следует воспользоваться всеми имеющимися возможностями, включая неотступность прошения. Таким образом, неотступность прошения в любом случае должна быть использована, если мы хотим, чтобы Бог услышал нашу молитву.
Итак, видите, сколькими способами приобретается благодать услышания, так что никто для испрошения спасительных и вечных благ не должен предаваться отчаянию от сознания своей греховности. Ибо глядя на свое убожество, положим, что мы вовсе не имеем всех вышеупомянутых добродетелей, не имеем ни похвального согласия двоих, ни веры, сравниваемой с горчичным зерном, ни дел благочестия, описанных пророком; но неужели не можем иметь и неотступности, которая всякому желающему удобна? Ради нее одной Господь обещал дать все, что будет просимо. Потому без колебаний неверия надо быть настойчивым в молитвах и не сомневаться, что постоянством их получим все, что будем просить у Бога. Ибо Господь, желая доставить вечные и небесные блага, увещевает, чтобы мы неотступностью некоторым образом вынуждали Его, и Он нас, докучающих, не только не презирает, не отвергает, но еще побуждает, хвалит и благосклонно обещает доставить нам все, чего настойчиво будем ожидать, говоря: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Лк 11, 9, 10). И еще: все, чего вы попросите в молитве с верою, полу́чите (Мф 21, 22). И потому, если бы у нас и не было ни одной из вышесказанных причин услышания молитвы, по крайней мере, должно воодушевлять нас постоянство неотступности, которая находится во власти каждого желающего, без всякого затруднения со стороны заслуг или труда.
Если мы просим чего-то не противного воле Божией, и просим усердно и долго, но не получаем просимого - не следует, тем не менее сомневаться. Иногда Бог дает просимое сразу, а иногда через продолжительное время, которое может измеряться днями и годами. Бог всеведущ и знает подходящее время и возможные последствия, мы же почти ничего не знаем и почти никогда не можем оценить последствия. Поэтому время получения просимого и саму возможность этого получения надо оставить на усмотрение Божие, наше же дело - не прекращать молитву. Если мы поступим так, тогда Бог даст просимое, именно тогда, когда это будет уместно и при условии, что оно не навредит нам, а пойдет на пользу.
Но всякий молящийся должен знать, что он точно не будет услышан, если будет сомневаться в услышании. А что надо молиться Господу неутомимо, этому научаемся из примера блаженного Даниила, который был услышан в первый день, в который начал молиться, а получил исполнение своего прошения уже после двадцать первого дня (Дан 10, 12-14). Потому мы не должны прекращать начатое совершение наших молитв, хотя они и не скоро бывают услышаны, чтобы по распоряжению Божию как-нибудь не продлился путь для услышания нас, или чтобы ангел, переносящий к нам благодеяние Божие, выйдя от лица Всемогущего, по сопротивлению дьявола не замедлился, а он, верно, не сможет принести пересылаемого дара, если найдет, что мы прекратили молитву. Это, без сомнения, могло бы приключиться и с вышесказанным пророком, если бы он с особенной силою не продолжил своих молитв до двадцать первого дня. Итак, от твердости этой веры мы не должны уклоняться и впадать в отчаяние, когда не видим исполнения нашей молитвы, не должны сомневаться касательно обещания Господа, Который говорит: все, чего ни попросите в молитве с верою, получите (Мф 21, 22).