Разграничив молитву и обет, молитву и псалмопение рассмотрим, что же такое собственно молитва.
Молитва Господня "Отче наш" дана нам Самим Богом как образец молитвы, Господь так прямо и заповедует "молитесь же так". Поэтому, рассуждая о молитве, следует в первую обратиться именно к этой молитве. Из святоотеческих же толкований этой молитвы наиболее глубокое принадлежит преп. Максиму. К нему и обратимся и посмотрим, как преп. Максим определяет молитву.
Что такое молитва?
Молитвой мы называем обращение к Богу с покаянием, просьбой или благодарением. И преп. Максим также определяет молитву как просьбу
Писание назвало это учение «молитвою» потому, думаю, что оно содержит в себе испрашивание у Бога даров, которые Он уделяет людям по благодати. Ибо богодухновенные отцы наши именно так определяют молитву: молитва есть испрашивание того, что Бог, свойственным Ему образом, обыкновенно дарует людям.
Но при этом целью молитвы он называет "лицезрение таинства обожения":
Итак, пусть целью этой Молитвы будет для нас лицезрение таинства обожения, дабы мы познали, вместо каких и какими соделало нас истощание через плоть Единородного, а также откуда и куда нас, занявших во вселенной самое дольнее место, в которое низринула нас тяжесть греха, возвел [Господь] силой [Своей] человеколюбивой руки. И еще более возлюбим столь мудро Уготовавшего нам это спасение. Делами покажем эту Молитву исполняемой и будем проповедниками Бога - истинного Отца [нашего] по благодати. И да не будет у нас страстей бесчестия, которые показывают, что отцом нашей жизни мы имеем лукавого, всегда покушающегося тиранически повелевать естеством [человеческим]. И не обменяем, сами того не заметив, жизни на смерть.
И смыслом и содержанием этой молитвы является именно это "таинство обожения".
Если же дело совета Божия состоит в обожении нашей природы, а намерение помышлений Божиих состоит в полном осуществлении искомой цели нашей жизни, то, конечно, полезно понять смысл Молитвы Господней и исполнять. .... Ибо эта Молитва заключает в себе всё указанное намерение [Божие], тайно сокрытое в кратком изложении, или, лучше сказать, содержит в себе смысл [всего], что проповедуется для сильных [духом]. Ведь истощившееся Слово Божие, Самосовершитель всего через плоть Свою, в словах этой Молитвы дает нам прошение, научая [нас] усваивать те блага, которые действительно подает один Бог Отец через Сына - по природе Посредника, - во Святом Духе.
Почему в молитве необходимо это созерцание таинства обожения? Потому что просьба вторична по отношению к созерцанию, просьба рождается от созерцания. В молитве мы просим того, что желаем, желаем же то, что знаем (вообще) и осознаем (сейчас). Господь научил нас как следует молиться ("молитесь же так"), т.е. о чем следует молиться, т.е. чего следует желать, т.к. мы молимся о том, что желаем получить, а т.к. мы желаем то, что знаем и осознаем, то и о том, что нам следует знать и осознавать.
Ибо необходимо, чтобы Самосовершитель и Раздаятель благ был вместе с тем и Учителем для верующих в Него - учеников Своих, и чтобы Он дал подражающим жизни Его по плоти, в качестве залога жизни, слова этой Молитвы, которыми Он показал сокрытые сокровища премудрости и ведения (Кол. 2:3), существующие в Нем зримым образом, для того, без сомнения, чтобы возбуждать у молящихся желание [τήν ἔφεσιν] наслаждаться ими
.
"сокровища премудрости и ведения" - это то, что является естественным предметом созерцания ума. Представ перед умом, они, согласно заложенному в природе порядку вещей, приводят ум в движение по направлению к себе, т.е. производят разумное стремление к получению этих сокровищ; так возникает движение воли, т.е. желание, и это желание, которое согласно краткому определению есть разумное и жизненное стремление, таким образом становится залогом жизни. Таким образом, у того, кто сможет уразуметь сокрытые в учении молитвы сокровища премудрости и ведения, возникнет и желание наслаждаться ими, которое есть залог вечной жизни.
Таким образом, говоря кратко, молитва - это обращение ума к Богу, созерцание умом даров Божиих (уже данных или ожидаемых) от которого рождается соответствующее молитвенное обращение ума к Богу: славословие (от созерцания величия, гармонии, красоты и т.п.), благодарение (от созерцания значимости того, что уже дано), покаяние (от созерцания своего несоответствия заданию-логосу и данным дарам), просьба (от желания получить то, в чем ум увидел красоту или благо), т.е. все те виды молитвы о которых говорит Апостол: прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения (1Тим 2, 1).
Молитва словесная и умная.
Если мы просто повторяем слова молитвословия по книжке или по памяти, умом следя за словами, но не проникая в их смысл, то это еще не собственно молитва, но псалмопение, которое и само по себе небесполезно, но оно значительно ниже молитвы sensu stricto.
Есть переходные состояния от псалмопению к молитве, когда ум пытается проникнуть в слова произносимого молитвословия и иногда проникает в их смысл и тогда сам возносит молитву, но это лишь некие вспышки, отдельные эпизоды, не объединенные в целое.
Когда мы молимся лишь на словах, мы даем уму предмет созерцания. Углубляясь в слова молитвы и пытаясь созерцать тайны ум постепенно начинает их отчасти и иногда видеть, от чего возникает желание их получить.
Сама же молитва тоже имеет степени. Молитвенные прошения могут исходить только из ума, а могут возсылаться умом из сердца.
Впрочем, об этом лучше сказать на примере Иисусовой молитвы, отдельно.
Так как молитва подразумевает созерцание, то и основное свое развитие она получает на этапе созерцания, а на этапе делания преимуществует псалмопение, поклоны и т.п. - то, что не есть полноценная молитва в собств смысле, но скорее некая предваряющая ее стадия.
Для чего нам молитва?
Для чего нужна молитва, если Бог и так все дает и без нашей просьбы? - Для того, чтобы сформировать свою волю: чтобы научить и приучить себя желать того же, что изволяет о нас Бог. ... чтобы, через эту Молитву утвердив благодать искомых по природе [благ], соединить и отождествить через относительное единение волю [γνώμην] просящих с желанием [θελήματι] Подателя благодати.
.
В частности и для того, чтобы понимать, что получаемое - это Божий дар, а не своя заслуга и не естественный ход вещей. Но не только, а также и чтобы нам научиться постоянно обращаться к Богу и предстоять пред Богом.
Таким образом, молитва - это аскетическое упражнение, но специальное аскетическое упражнение т.к. это упражнение непосредственно ума - умное делание.
(Все цитаты из: преп. Максим Исповедник,
Толкование на молитву Господню,)