В субботу 22 декабря можно было никуда не торопиться. У путешественников есть дни, когда они проезжают 800 миль, а есть дни, когда они никуда не едут и наслаждаются жизнью. Девятый день был из второго разряда, хотя вечером мы все же съездили в лос-анджелесский художественный музей Getty Center.
С утра же мы проснулись, неспешно позавтракали холодцом. Потом сходили в джакузи (даже калифорнийской зимой в открытом бассейне с непривычки долго не просидишь, а вот в горячей воде можно сидеть часами).
Потом пособирали пазл, начатый накануне.
И уже ближе к вечеру отвезли Настю в Лос-Анджелес, а мы втроем отправились в музей Гетти-Центр.
Хотя мой брат не был в тот день за рулем, за эту поездку он составил более чем отрицательное мнение о дорожной ситуации в Лос-Анджелесе. Дорог много, но машин еще больше. И все как-то запутано, не рассчитано. В отличие от Нью-Йорка или Сан-Франциско никто не собирает плату за въезд в город, вот все и едут, куда хотят. А такое замечательное место для жизни могло бы быть.
На наше счастье Getty Center был открыт до 9 вечера (только по субботам! - в любой другой день недели мы бы приехали как раз к закрытию), и у нас было достаточно времени, чтобы обойти музей. Нефтяной магнат Пол Гетти оставил свои миллиарды и собранную коллекцию произведений искусств людям, поэтому вход в Getty Center бесплатный (но не парковка).
В темноте и под моросящим дождем мы не могли полностью оценить сад вокруг комплекса и виды на Лос-Анджелес с холма, но была своя особенность в такой прогулке по местам, где днем, по слухам, не протолкнуться от посетителей.
Поэтому скоро мы переместились внутрь "павильонов". Собрание картин у них неплохое: импрессионисты представлены,
средневековое искусство тоже,
вот разве что современного маловато. Но я не большой знаток и любитель реализма 18 века, поэтому многие залы мы проходили ускоренным шагом.
Вот собрание рукописных книг: буква "S" с сюжетом библейского избиения младенцев, которое часто поминали в те дни, сравнивая Путина с Иродом.
Но одна картина поразила нас с братом, и ради нее имело смысл зайти в Гетти-Центр. Это
"Вход Христа в Брюссель в 1889 году" бельгийского художника Джеймса Энсора. Мы такого и знать не знали - теперь будем знать.
Кто бы ни организовывал музей, он понимал, что это за картина. Это один из немногих экспонатов, запрещенных к фотосъемке, за чем следит специальный охранник. Поэтому мне пришлось взять изображение из Википедии, хотя оно совершенно (ну, совершенно) не передает впечатление от шедевра Энсора, где надо видеть все надписи и детали.
Есть в этом огромном полотне хулиганско-бунтарский дух. Тут досталось всем: и властям, и социалистам, и церковникам, и военным, и рабочему классу. Наверно, и я так смотрю на остальных людей. Как на толпу фриков. Пока отдельные представители толпы не докажут мне обратного.
И еще
отсюда:
In this urban parade, Ensor pushes physiognomic caricature to animal extremes and gives us a more fluid and crazier picture than anything else painted at the time. In 1958, Los Angeles enacted a municipal ordinance prohibiting carnivals on city streets. So there is extra irony in the painting overlooking the city from the Getty hilltop.
Ну, вполне себе современное американское общество: "Viva La Sociale".
Вечера в Ирвайне традиционно проходили за просмотром фильмов.
Но уже на следующий день дорога позвала нас в калифорнийскую пустыню. Об этом читайте в следующей серии неожиданного путешествия "Winter2012".