После завтрака проехать надо было всего полчаса, потому путь к первой арке мы начали в 7.30 утра еще в сумерках. Лес Даниэля Буна большой, тянется с севера на юг на сотни километров, но самой посещаемой его частью является Red River Gorge (Ущелье Красной Реки), в котором мы и оказались.
Посреди леса расположен небольшой Natural Bridge Resort State Park. Resort - потому что для туристов там отстроен отель, а вокруг куча кэмпингов, которые в то октябрьское утро были плотно заставлены машинами и палатками. В том-то и был план, чтобы посмотреть на Природный Мост, пока все спят.
Дорога идет в гору, но недолго. Вначале мы оказались под Мостом. Размеров он внушительных, и сфотографировать его во всей красе с этой точки не получится.
Позади Моста предлагается протиснуться сквозь узкую щель с неполиткорректным наименованием Fat Man’s Misery.
Наверх Моста ведут ступеньки.
Ходить по нему не возбраняется, но никаких ограждений по бокам не выставлено, а потому призывают следить за детьми и не приводить собак.
Все остальные могут свеситься и поплевать вниз.
Для ленивых на вершину ведет канатная дорога. Действовать она начинает с 10 утра, а так можно было бы прокатиться смеха ради.
Мы прошлись по хребту. Сфотографировали Мост издалека.
Время от времени встречаются знаки пугающие штрафом в $500 за вырезание на камнях. Все более-менее заметные объекты и наблюдательные площадки уже покрыты именами и сердечками. Нашлись и русскоязычные вандалы.
Назад мы спускались по Balanced Rock Trail'у, хотя сама балансирующая скала не впечатляет. В
Чирикауа на такую никто бы не обратил внимания.
В парке больше не было ничего стоящего, и мы отправились в лес.
Но для начала заехали на заправку Shell. Бензин мы залили еще в Винчестере, но тут надо было купить за $3 разрешение на ночевку в лесу. Вообще-то национальные леса обычно бесплатны, но вот Red River Gorge пытается хоть как-то уменьшить наплыв посетителей. И уже по очереди в магазинчике на заправке мы могли убедиться, что в лесу в эту субботу будет тесно.
У меня был составлен четкий план, куда идти и в каком порядке что посещать. По грунтовой дороге мы добрались до парковки, откуда вела тропа к Double Arch.
Нам-то места хватило, а вот когда мы оттуда уезжали через четыре часа я только по одной обочине насчитал 30 машин, которые на парковку уже не влезли. Но поначалу было не столь многолюдно. Мы к тому же потеряли не менее получаса, пытаясь отыскать одну арку (Stargap Arch), обозначенную на моей карте. Мне почему-то казалось, что она должна быть сразу у дороги, и я не стал распечатывать ни подробных инструкций, ни координат.
Арку мы в итоге так и не нашли, хотя, как оказалось, шли по правильной тропе, только идти надо было еще дальше. Зато нашли чьи-то ключи от «Хонды». Бегать по лесу и искать потеряшку не было ни малейшего желания, и мы повесили их на ближайший столбик.
Погода за все время поездки была теплой, даже по утрам. С точки зрения желтизны листьев можно было бы приехать на полторы-две недели позже, но уже было довольно красиво, а там и дожди идут чаще, и световой день короче. Особенно приятно идти по верху хребта, с которого налево и направо видны лесистые каньоны и каменистые выступы.
Мы быстро добрались до Двойной арки.
Не сразу можно заметить, почему она двойная. Нижнее окошко широкое, а верхнее узкое, и небо через него видно, только если залезть чуть сбоку.
Затем нам предстоял довольно скучный переход через заболоченную низину от одного хребта до другого. Достопримечательностью считается массивная Courthouse Rock. Можно подойти к ее подножью и даже продвинуться немного вверх, но скоро без скалолазного снаряжения придется отступиться.
Парк вообще популярен среди любителей полазать с веревкой, и количество смертельных случаев в среднем 4 в год. Статистику составляют не жертвы медведей или ядовитых змей, а разбившиеся скалолазы-любители. Некоторым из них родственники устанавливают памятные знаки.
По пути назад к машине нам попадались просто толпы людей: от школьников до пенсионеров. Наверно, каждую минуту нам приходилось делать шаг в сторону и кого-то пропускать. Сложно было представить, как они все возле арки поместились бы. Особенно с их привычками сесть чуть ли не посреди тропы и, например, начать завтракать или просто валять дурака.
Мошки в лесном туалете
Так получилось, что в этот раз мне хотелось увидеть побольше и в разных местах. Очень долгих походов не было, хотя за день в сумме прошли миль двадцать. Припарковать машину у начала следующей тропы не представлялось возможным. Пришлось парковаться на соседней и идти лишних пять минут по грунтовке. Тропа была названа в честь Даниэля Буна, охотника и пионера 18-го века, проложившего дорогу в Кентукки для первых переселенцев, прожившего 85 лет и ставшего прототипом главного героя романов Фенимора Купера.
Довольно скоро выходишь к огромному своду rockshelter’а («жилища в скале»). В таких полупещерах, укрытых от дождя жили некогда индейцы, а ныне они огорожены, чтобы посетители не нарушали культурный слой.
Тот rockshelter оказался самым атмосферным местом в лесу: уединенным, сумрачным, с капающей со свода водой.
После индейцев тут построили свою избушку охотники. В 1960-е годы на ее развалинах кентуккийцы отыскали доску с именем Даниэля Буна и назвали то место Daniel Boone Hut, хотя никаких других доказательств, что легендарный пионер тут останавливался, не имеется.
Многие деревья еще стояли зелеными, но тропа была покрыта очень широкими опавшими листьями.
Потом я пытался в интернете отыскать, с какого они дерева. Оказалось, что это pawpaw, то самое в честь которого в Мэриленде назван
Paw Paw Tunnel. Плодов не видел, но листья очень выделяющиеся. Тропа то уходила вверх, но спускалась вниз. На одной из площадок мы перекусили едой из пакета.
Целью была Gray’s Arch, спрятавшаяся среди деревьев арка, к которой можно подобраться, но на которую нельзя без подготовки залезть.
Сфотографировать ее по-нормальному у меня тоже не получилось. В общем, есть она и ладно.
Далее мы пошли не напрямую к парковке, а по дальней петле. По большому счету зря потеряли час. Ничего замечательного на той тропе не было. Людей, правда, тоже было мало. Но когда я приезжаю куда-либо в первый раз, хочется обойти все самые известные места, отметиться, а потом уже решать, стоит ли возвращаться, чтобы просто бродить по лесу. В Red River Gorge, пожалуй, не стоит. Выдающиеся тут только арки, а такого леса полным-полно в Аппалачах.
Последней субботней прогулкой стала полуторамильная Rock Bridge Loop, которую мы завершили уже в седьмом часу. Тропа простая и короткая, проходит мимо непримечательного водопада, а вот арка очень интересная.
В отличие от других арок, которые торчат просто так, эта служит естественным мостом на другую сторону ручья. Мы по ней перебрались на противоположный берег и отыскали там несколько неплохих мест для ночлега.
Но перебираться по «мосту» с рюкзаками в темноте представлялось весьма опасным, так что пришлось нам ехать дальше к точке на карте, обозначенной палаткой Primitive Camping.
Мы рисковали вообще не найти подходящего места. Народу понаехало много. Десятки машин были припаркованы просто вдоль дорог безо всякой логики. Рядом не было ни троп, ни наблюдательных площадок. Хотя по лесу помимо самых больших арок, к которым проложены дорожки, раскидано множество арок поменьше безо всяких троп и указателей. Но мы встали на парковке и пошли на разведку. Свободная поляна с решеткой для костра обнаружилась в ста метрах от машины, прямо по тропе.
Углубляться дальше в чащу не имело особого смысла, мы перенесли туда рюкзаки, разожгли костер, поставили палатку, поужинали, а потом один из рюкзаков и «противомедвежью» канистру отнесли в машину.