ЛА + Пасадина

May 20, 2018 23:19

Со вторника по пятницу снова были в южной Калифорнии. В нашей программе были музеи современного искусства The Broad и MOCA, посещение LA Opera и LA Phil, а также сады Huntington Library and Gardens рядом с Пасадиной. Сразу скажу, что именно сады нам понравились больше всего и фотографий оттуда будет много:



В LA мы были прошлой весной, обошли немало интересных мест, но что-то неизбежно было оставлено на будущее. Наступило оно довольно скоро, так как LA Opera в сезоне 2017/18 обещала постановку “Риголетто” Верди с легендарным баритоном Лео Нуччи в заглавной роли. Учитывая, что ему почти 80 лет, но Риголетто он все еще поет замечательно, я не мог пройти мимо возможности успеть послушать его живьем. Все билеты для этой поездки были приобретены еще в конце декабря. Оставалось предвкушать и надеяться, что Нуччи не отменит выступлений.

В марте пришли новости, что он все же отменил и решил не таскаться петь за океан в таком возрасте. Вместо него поставили неизвестного нам испанского баритона Juan Jésus Rodríguez. Но билеты были куплены, “Риголетто” - хорошая опера в любом составе (хотя без Нуччи я бы в ЛА на нее не полетел), к тому же у каждого нашего путешествия всегда несколько целей.

Отель на этот раз мы выбрали в Пасадине. Мотель в даунтауне, в котором мы останавливались в прошлый раз, был уже раскуплен за 5 месяцев до поездки, а остальные отели в даунтауне были плохими и дорогими. Зато в Пасадине мы смогли снять Howard Johnson всего за ($73 + 3000 points)/ночь - участие в программе Wyndham Rewards пока кажется выгодным занятием. Поинтов у нас накопилось, а без них та же комната стоила бы $130 за ночь. Отель оказался очень неплохим, со стабильным интернетом, стандартными завтраками и в 10 минутах ходьбы от станции Metro.



Да, из аэропорта мы поехали до отеля на общественном транспорте. Мы бы и не стали останавливаться в Пасадине, если бы в прошлом году не выяснили, что это абсолютно безопасный город, связанный с даунтауном ЛА, где расположены все музеи и концертные залы, “золотой” веткой метро.



Дорога на Metro из LAX заняла два с половиной часа и $5. Возвращусь к недавней дискуссии о существовании общественного транспорта в США и его сравнении с автомобилями. На такси мы бы ехали полтора часа за $55. Тут уж каждый решает сам, что важнее: час времени или $50. Я научился планировать путешествия так, чтобы никуда не спешить. К тому же изучение местного общественного транспорта стало частью путешествия, поэтому пока я выбираю $50. А с планшета почитать я и в метро могу.



У нас было свободное время вечером вторника и утром среды, чтобы побродить по Пасадине. Здание City Hall и кампус CalTech мы уже видели в прошлую поездку.



Не могу сказать, что город очень интересный, но за счет Huntington Gardens, Калтеха и того, что до гор можно дойти пешком, мы пришли к выводу, что при желании платить калифорнийские налоги смогли бы там жить. Вот здание федерального апелляционного суда:



Творения скульпторов: известных - “Мыслитель” Родена (1880-1904):



И местных - “Fork in the Road” (Ken Marshall, 2008) (стоит как раз на развилке дорог):



Теперь перенесемся в ЛА. Здание музея The Broad (Diller Scofidio + Renfro, 2015 - то же архитектурное бюро, что спроектировало парк “Зарядье” в Москве) выглядит внушительно. Кажется, что его можно так забить современным искусством, что будешь три часа по всем этажам ходить, но реальность оказалась совсем другой.



Музей бесплатный и недавний, поэтому билеты туда надо бронировать заранее, приходить к своему времени и еще стоять в очереди, пока тебя запустят внутрь. Наша поездка выпала на несколько неудачный момент, когда предыдущая выставка на первом этаже закрылась, а новая еще не началась:



Второй этаж у них занят хранилищем и административными помещениями. Остается только постоянная экспозиция на третьем этаже, которую мы обошли меньше, чем за час. Прямо скажу, что закладывал на этот музей больше времени. Коллекция, может, и нормальная (хотя с этим я тоже готов спорить), но в SF MoMA, где мы были недавно, такого искусства на семь этажей, а в the Broad только на один. “Tulips” (Jeff Koons, 1995-2004):



Были еще некие объекты, к которым надо было стоять отдельные очереди (минут по 20?). Мы решили, что они того не стоят, и не стали ждать. Насколько круто здание выглядит снаружи, настолько внутри чувствуется непродуманность. Например, у них всего один мужской туалет на одного человека и тот только на первом этаже. Такого мы даже от современного искусства не ожидали. Самый запомнившийся объект - “Under the Table” (Robert Therrien, 1995), в IKEA похожая мебель, но подобный аттракцион больше годится для детского музея, чем для художественного:



До оперы нам оставалось больше четырех часов. Даунтаун ЛА мы в прошлый раз обошли вдоль и поперек, поэтому не придумали ничего умнее, чем засесть за книжки в местной библиотеке (здание справа):



В библиотеке есть и Panda Express - наша самая любимая едальня, где можно поесть полностью в согласии с моей формулой: быстро, дешево, вкусно. Раз было время, сходили на оперный pre-talk, который давал сам дирижер Matthew Aucoin (парень 1990 г.р., выглядит как классический хипстер, а уже большими операми дирижирует, и сам четыре собственные оперы написал). О самом представлении скажу только, что это было самое стандартное исполнение со скучноватой постановкой. Слыхали мы “Риголетто” и получше (в Мет в 2009 году).

На следующий день все было веселее. С утра мы пошли из отеля в Huntington Library and Gardens - названные так в честь железнодорожного магната и собирателя редких книг Генри Хантингтона (1850-1927). Вход стоит $25 с человека, но сады того стоят. Мы там проходили четыре часа, посмотрели почти все, но мельком. Если жить в Пасадине, определенно нужно покупать membership и возвращаться туда в разные времена года. В японском саду:



Парк разделен на несколько тематических садов. Чего там только нет: от плодовых деревьев и бамбуковых рощ до сада роз и самых разнообразных кактусов:



Есть даже заросли укропа в Herb Garden:



Помимо растений в парке полно самой разной живности: пчелы и колибри собирают нектар, ястребы охотятся на мышек, ящерицы бегают по пустыне, канадские гуси гогочут на лугу. В Lily Pond самые заметные обитатели не лилии, а разноцветные карпы, которые плывут к людям и выпрашивают еду:



Но кормить их запрещено. У черепахи и утки тоже просить бесполезно. А цветущие водные лилии лучше было смотреть в китайском саду:



Еще есть теплица, где воспроизводится климат экваториальных лесов или северных болот. Там можно в разные микроскопы рассмотреть растительные клетки или разглядеть поближе хищные растения:



Но сады-садами, а еще в Huntington есть художественные галереи с собраниями, как современного искусства, так и произведениями 18 века:



И сама библиотека, где выставлены знаменитые книги от Библии Гутенберга до “Птиц Америки”, от писем Ньютона до коллекции лампочек:



Если бы нам не надо было вечером ехать в ЛА, не исключено, что мы бы проходили до закрытия парка. Вот в случае таких музеев я готов платить $25. И на их фоне я не готов платить такую же цену за выставку второсортных картин в двух залах.



Но Museum of Contemporary Art (MOCA) каждый четверг с 5 до 8 открыт бесплатно. Мы заглянули туда перед концертом в LA Phil, за полчаса обошли всю их экспозицию, ничем особенно не впечатлились, специально дождались тура, чтобы с экскурсоводом обойти все еще раз, но так и не прониклись. Не все современное искусство мне одинаково интересно. Марк Ротко, которого я обычно не жалую, в MOCA оказался чуть ли не самым ярким художником:



Когда мы покупали билеты в оперу, то заодно посмотрели, что играют в те же дни LA Philharmonic. В прошлый раз нам очень понравился зал Walt Disney Hall, отдельно о нем писать второй раз я не буду и отправлю к прошлогоднему посту:



С оперой совпало начало шумановского фестиваля. Под руководством музыкального директора венесуэльца Gustavo Dudamel играли Первый фортепианный концерт Шумана и его Первую симфонию (солировала известная пианистка японского происхождения Mitsuko Uchida):



Мы сели примерно там же, где и в прошлый раз, за оркестром, но вообще в самый первый ряд. Дирижера оттуда видишь прямо как в видео на ютубе. Литаврист сидел прямо под нами. Валторны тоже недалеко. На симфонию пришел еще мужик с треугольником, которому всего-то два раза надо было позвенеть в первой части. Звучание оркестра получается несколько необычным, но восприятие от этого не хуже, а наоборот. Можно расслышать тихие ноты валторн, которые по-другому не уловить. Или как в самом начале концерта японская бабушка уже села за рояль, спохватилась и сказала шепотом дирижеру: “I forgot my glasses” :)



В отеле после концерта первым же делом пошли смотреть календарь LA Phil на следующий сезон. И в следующем мае у них не что-нибудь, а Восьмая симфония Малера. Надо ехать, решили мы. Правда, на места за оркестром явно билеты продавать не будут - там будет сидеть хор.

Традиционный подсчет расходов на поездку: перелеты и общественный транспорт - $340.80 (за такую цену Delta дает снеки, но не позволяет выбирать места; кстати, в качестве айди я показывал не права, а пластиковую карточку US Passport - никаких вопросов или удивления она не вызвала); еда - $92.85; отель - $224.25; развлечения - $435.50. Итого - $1093.40: весьма бюджетно, я считаю. Доходы приложений за эти четыре дня составили $2361.81, и это все будние дни были.

schumann, verdi, garden, museum, la phil, travel, music, la, la opera

Previous post Next post
Up