В недавнем посте о гражданстве в числе минусов США мне писали о том, что “там же нет автобусов и другого общественного транспорта. Ну, может, в Нью-Йорке есть, а в других городах нет.” Почему-то чаще всего пугают Лос-Анджелесом, что вот огромный город, где без машины жить нельзя.
Я-то знаю, что это не так. Смеха ради разложил сегодня на столе карточки на общественный транспорт из городов, которые мы посетили за последние два с половиной года:
В более-менее географическом порядке в левом верхнем углу Orca из Сиэтла, под ней Clipper из СФ, далее tap - ЛА и самое недавнее приобретение - Compass из СД (с рекламой магазина продуктов Albertsons). По центру вверху - Ventra из Чикаго. Под ней Q из Хьюстона. И по Восточному побережью: CharlieCard из Бостона, нью-йоркская MetroCard и
SmartTrip из DC.
В Портланде, Далласе и СЛС обходились одноразовыми билетами, поэтому их нет смысла хранить. А вот эти все карточки действующие. На них еще должны быть остатки денег. Например, в последнюю поездку, подозревая, что заедем в СФ, мы взяли с собой Clipper cards. Вот поедем в ЛА, возьмем tap. В ЛА мы отель сняли в Пасадене, не потому что нам туда надо, а потому что там дешевле, а из Даунтауна будем ездить - правильно, на общественном транспорте, которого якобы в ЛА нет ;)
Ни в одной поездке нам не понадобилось пользоваться такси. Во все американские аэропорты ходит общественный транспорт, а в некоторых городах, как, например, в Вашингтоне в аэропорт можно дойти пешком, что мы в прошлом сентябре и сделали.
Нет, конечно, в США есть маленькие городки на 20 тыс. жителей, где общественного транспорта может не быть (но я не знаю, какой самый большой город, в котором его нет). Мы сами в последнее путешествие поехали на машине, потому что в национальные парки общественный транспорт не ходит. Но вот готовлюсь к поездке в Ванкувер и первым делом читаю их сайт общественного транспорта, сколько стоит day pass и где его купить.
Мы любим жить в городе и не любим водить, я не готов забраться в глухую сабурбию и оттуда кричать на весь мир, что в США нет общественного транспорта. Жилье всегда выбирали соответственно, поэтому на работу на машине нам тут никогда не приходилось ездить. И дом буду покупать так, чтобы рядом была остановка автобуса или трамвая.
В Сиэтле есть несколько видов транспорта: начиная с самого бесполезного - трамвая, который ходит медленно, по короткому маршруту, который нам проще пешком пройти, а проезд стоит те же $2.50, что в любом автобусе:
В общественный транспорт тут любят закапывать миллиарды денег. Я приветствую расширение системы метро Link за счет повышения налогов для автовладельцев, но почему в WA построить мост стоит миллиард, а на 100 миль путей нужно 50 миллиардов? Не люблю местных коррупционеров, уеду в Юту. Раньше, чем новую станцию Link тут откроют.
Еще бесполезный транспорт - монорельс. Но он в первую очередь туристический аттракцион, и уже имеет историческую ценность, так как ходит в таком виде с 1962 года. На него пока не действуют Orca cards, но скоро обещали ввести их поддержку:
Есть водное такси, которое плавает в западный Сиэтл. Плыть 15 минут и по сути тоже аттракцион:
Мы на нем один раз сплавали, чтобы галочку поставить. Посмотрели на даунтаун Сиэтла с непривычной стороны, а назад поехали на автобусе - так дешевле и быстрее.
Автобусы тут ходят повсюду. Я уж не буду грузить вас тонкостями ценообразования (зависит от времени суток, дальности поездки), стандартно $2.50. Но в течение 2 часов действует трансфер, то есть можно бесплатно проехаться на другом автобусе (или Link, или трамвае). При сканировании карточки во втором автобусе на входе зажжется надпись X-FER, деньги не снимут (или снимут разницу, если проезд на втором транспорте почему-то стоит дороже, чем на первом). В Сиэтле можно трансфериться много раз, и можно даже доехать куда-то, сделать там свои дела за меньше, чем 2 часа, и потом тем же маршрутом автобуса вернуться назад. Мы в своих прогулках по городу часто этот трюк проделываем.
Наконец, Link - который можно назвать метро, хотя правильнее определить его как скоростной трамвай. Связывает аэропорт и университет через даунтаун, стоимость проезда от $2.25 до $3.25 в зависимости от того, с какой станции на какую едешь. На платформе надо отсканировать карточку до посадки, а потом на конечной платформе еще раз, чтобы снялась правильная сумма, а не максимально возможная. Под даунтауном есть туннель, где автобусы и поезда идут вместе, несколько станций у них общие:
В каждом американском городе могут быть свои правила трансфера, зональность, особенности расписаний. Неудивительно, что многие боятся во всем этом разбираться и предпочитают игнорировать существование общественного транспорта. Но я ж ученый, мне должно быть легко разобраться (хотя признаюсь, что попадаются нетривиальные вещи, которые устанавливаются только экспериментальным путем).