Не существует и не может существовать единого Неаполя. Невозможно ограничить его описанием, которое не было бы частичным или неполным. Неаполь всегда за гранью.
Неаполь хаотичный, очаровательный, сутенерский, страстный, неподражаемый, бездельник и работяга, монархический, анархический. Широкие площади и узкие переулки, шикарные дворцы аристократии и деградирующие кварталы простонародья, цветущие парки и свалки посреди улицы, залив и Везувий, роскошные магазины и ремесленные мастерские, церкви, история, смесь стилей, индивидуальность и многое другое. Город, на который повлияло непрерывное чередование королей и культур, оставивших неизгладимый след в городе: норманны, швабы, анжуйцы, арагонцы, испанские вице-короли, династии Бурбоны и Савойя.
Это сложный мегаполис, полный противоречий и контрастов, это несколько городов в одном, смесь цветов и настроений, архитектурных стилей и социальных классов, сладких и соленых вкусов, древней и современной музыки, веры и суеверий. Неаполь всегда был, больше, чем другие европейские города, средой только двух социальных классов: бедные и необразованные или тупые люди и богатые, образованные и вежливые дворяне, которые привлекали своих собратьев из многих частей Европы.
Это один из немногих крупных европейских городов, исторический центр которого не превратился в туристический аттракцион, а до сих пор плотно населён. Исторический центр Неаполя - это бьющееся сердце города, оно хранит жесты и знания традиций, увековечивая эту чудесную способность превращать самые простые и элементарные материалы в изысканное искусство. Мука, вода, дрожжи и соль, ткань, ножницы, игла и нить, ингредиенты меняются, но результат всегда великолепен.
При описании любого города принято сначала описывать географию и климат. Ну, извольте, приступаем.
Наверное, не все знают, но Неаполь расположен в Европе. Нет, это совсем не шутка: этот забавный город на самом деле находится в Европе! И вы не поверите, но Неаполь расположен на территории Европейского Союза! Нет, не угадали, он не в Африке! Мы же про Африку с детства всё знаем и помним, что «в Африке акулы, в Африке гориллы, в Африке большие злые крокодилы». А где вы в Неаполе, крокодилов, злых или добрых видели, или акул? Нет, и вон те небритые и татуированные по всему телу громилы совсем не гориллы, а члены широко уважаемой в узких кругах криминальной группировки Каморра, но близко всё равно к ним подходить не рекомендуется. И что значит: город не похож на Европу? Европа она тоже разная бывает. В учебнике так написано, и точка!
Дискуссия на этом закончена: Неаполь является столицей Кампании, Кампания является частью Италии, ну а уж Италия точно входит в ЕС, тут не поспорить.
С одной стороны Неаполь омывается Тирренским морем, его лучшей частью - Неаполитанским заливом, а с трёх сторон граничит с провинцией Кампания. Сухопутных границ с Италией Неаполь не имеет, и попасть в Италию из Неаполя можно самолётом, пароходом или поездом. Можно также совершить рискованную поездку и пересечь Кампанию на машине. В ясную погоду через море даже с самого высокого холма Неаполя Африка не видна, но явственно подразумевается. Не зря поётся в популярной песне местных леваков: «Siamo mezzi marocchini e che vuoi teniamo l'Africa vicino» («Мы наполовину марокканцы, а что вы хотели - Африка тут рядом»).
Большую часть Кампании, расположенной на расстоянии более двух остановок пригородной электрички, не без основания принято именовать Кулония (от слова «culo» - задница).
Равнинная часть Кулонии населена мужественным, но малообразованным народом кафоне («cafone» - мужлан, деревенщина), делящимися на первобытно-общинные племена: тривиале, волгаре, брутале, смодато, рувидо, пьаццайоло, гроссолано, виллано, платеале, плебео, сгарбато, скреанцато, доццинале, сгуайато, маледукато, роццо, малгарбато, рустико, инурбано, иньоранте, скортезе, руде, буццурро. В горной местности Кулонии проживает самой дикое племя "монтаньяри".
Каждое племя говорит на своём диалекте, который понимают только в местах компактного проживания этого племени. Жители разных деревень и городков диалекты друг друга не понимают, и вынуждены переходить на государственный итальянский язык.
Солнце тут светит в среднем 250 дней в году, зимы дождливы и противны, лето сухое и жаркое, а в июле и августе даже ласковый морской бриз с Неаполитанского залива не спасает от убийственного зноя.
Самая верная примета в Неаполе гласит, что если тучка зацепилась за вершину Везувия, гарантированно в течение дня будет дождь. Если тучи, даже самого мрачного и грозового вида не цепляются за вершину, дождя точно не будет. Исключений не бывает.
Повсюду в городе лежит мусор. Все курящие без раздумий кидают окурки под ноги. Курят почти все, особенно женщины. В последнее время, с появлением электронных сигарет, окурков стало немного меньше. Детям покупают сладости и мороженое, а обёртки тут же выкидываются на землю, на что родители на это не обращают ровным счётом никакого внимания. В историческом центре мусор могут выбросить на улицу прямо из окна или с балкона. Окурки, пластиковые стаканчики, обёртки и бумажные салфетки водители без тени сомнения кидают из окон автомобилей. Самое удивительное, что местные жители ведут себя так только в Неаполе. Попадая в другие страны, их поведение вполне цивилизованное и культурное, они не мусорят и нормально водят машины, и даже разговаривают почти без криков.
Не стоит пугаться криков, в историческом центре они не убивают друг друга, это местные жители так вполне доброжелательно общаются.
Менталитет местных жителей формировался не на пустом месте. Городу довелось пережить множество иноземных вторжений, извержений вулкана, землетрясений, массовых беспорядков и народных восстаний, но несмотря ни на что население постоянно веселится и радуется. Все приезжие неизменно отмечают, то неаполитанец веселится, танцует и поёт, словно у него течёт музыка в венах. А ничего другого там и не может быть, ведь власти выпили всю кровь из народа до последней капли. В любой стране народ должен быть тупой и довольный, и обычно он такой и есть, чем везде и всегда злоупотребляют все власти. Но иногда терпение народа иссякает, и вспыхивает восстание.
Неаполь - это реализация анархического принципа в реальной жизни. Анархия, как известно, это в идеале жизнь общества без государственных структур, то есть безначалие и безвластие. Полностью без внешних ограничительных структур, а государство в первую очередь - ограничительная, подавляющая структура, общество существовать в наше время не может, и вряд-ли сможет когда-либо без них обходиться. Но в Неаполе эта идея - свести роль государства к минимуму - столетиями активно внедряется в жизнь. Получается очень своеобразное общество.
В Неаполе неукоснительно соблюдается закон социальной справедливости по отношению к ближнему. Когда кому-то плохо, местный жители вполне искренне и от чистого сердца помогут решить проблему. Но когда ближнему становится слишком хорошо, то его не менее искренне и тоже чистосердечно обманут и обворуют. То есть: если кто-то слишком тонет - помогут выплыть, если слишком высоко поднялся - пригнут вниз. В любом случае жизнь человека будут стараться приводить ближе к общему уровню.
Социализм СССР 80-х годов на самом деле не умер и процветает, и Неаполь - явно заповедник этой разновидности социализма со всеми его плюсами и минусами. Прямо таки этнографический парк «назад в СССР» со средиземноморским колоритом.
Девиз местной жизни можно сформулировать так: «Мне полностью принадлежит сегодняшний день, а о завтрашнем может знать лишь Бог» и «Если нельзя, но очень хочется - то можно!»
В каждом суде Италии красуется замечательный девиз: «La legge è uguale per tutti» - «Закон един для всех». Но неаполитанцев не обмануть, они точно знают, что для некоторых закон этот немного более един, чем для других.
Совершенно непреодолима тяга неаполитанцев ко всякого рода скидкам и распродажам. Приобретая любой товар или услугу, каждый уважающий себя неаполитанец не забудет потребовать скидку- это святое. Даже если придётся заплатить намного дороже реальной стоимости товара, но полученная скидка согреет душу. Как они смеются сами над собой и над рекламными трюками: «Paghi solo per cinque calzini, e sesto ricevi gratis!» - «Вы платите только за пять носков, шестой получаете бесплатно!». «Fantastico promozione! Prendi due - paghi tre!» - «Фантастическое предложение! Получи два - заплати за три!». И ведь срабатывает!
Не меньшую страсть неаполитанцы питают к лотереям. Вокруг определения цифр существует целый бизнес, масса ритуалов. Немалую роль играют значения цифр неаполитанской Томболы. Забавно наблюдать, как взрослые, серьёзные, образованные и вполне вменяемые люди начинают рассуждать о том, как они потратят выигранный миллион.
Дорожное движение в городе у нормального гаишника может вызвать инфаркт от несбыточности мечты стать миллионером за один день: ни одна машина не едет по правилам. Их полиция на такие пустяки, как нарушения правил дорожного движения, внимания вообще не обращает. А как треть водителей вообще получила права - тайна сия велика есть, ведь читать и писать они не умеют, и, соответственно правила попросту не могут знать. Кстати, на дороге страшнее и опаснее грамотные, так как на перекрёстке при повороте неграмотные будут просто курить и разговаривать по мобильному телефону, а вот грамотеи будут ещё и активно писать и читать sms-ки.
Красный свет светофора во всём мире является строгим приказом, но в Неаполе это просто благое пожелание, не более, чем добрый совет.
Любой пешеход переходит дорогу там, где ему необходимо. Достаточно просто показать жестом, что тебе надо переходить. Остановятся все. Не возмутится никто. Неаполитанец свято уверен, что переходить дорогу и проезжать перекрёстки так, как ему хочется, является его неотъемлемым правом. Пусть дрессированные животные, в которых кнутом и пряником вколотили условные рефлексы, останавливаются на красный свет и начинают движение на зелёный! Свободные люди выше этого! Нормальный неаполитанец при переходе дороги особое внимание обращает только на машины, и совсем не смотрит на светофоры. За всю историю Неаполя не было зафиксировано ни одного случая, когда светофор совершил бы наезд на пешехода. Именно поэтому пеший неаполитанец находится в крайней опасности в любом другом итальянском городе, потому что он совершенно не подозревает о светофорах и пешеходных переходах.
Сдав экзамен по вождению, неаполитанец сразу забывает всё, что учил: необходимость снижать скорость в присутствии пешеходов, уступить дорогу справа, соблюдать светофор. Вождение в Неаполе похоже на участие в гонке с препятствиями: всё, что может помешать плавному движению, следует объехать или избежать. На красный неаполитанец останавливается только при явном наличии видеокамер, на желтом ускоряется, а на зеленом жмёт на клаксон! Кто первым сделает это, тот и проедет.
Широко распространено мнение, можно визуально определить машину, с просроченной страховкой. Только те водители, у кого страховка не в порядке, вынуждены соблюдать правила дорожного движения.
В последние годы отношение неаполитанцев к проблеме светофоров начинает меняться.
По крайней мере, автору рассказывали вполне заслуживающие доверия люди, что их хорошие знакомые видели как-то неаполитанца, остановившего свою машину на перекрёстке на красный свет. А вот водители автомобилей они от Бога. На легковушке или на грузовике проедут даже там, где габариты машины не позволяют поскольку действует старинное историческое правило, применявшееся ещё извозчиками: «куда сумела пролезть лошадь, туда сможет проехать и экипаж». Правилами дорожного движения в Неаполе особо никто не заморачивается, все ездят, руководствуясь больше здравым смыслом. И аварий случается совсем не много. Естественными и эффективными регуляторами дорожного движения являются разбитые дороги и армия автомобильных воров, угоняющих в день в Неаполе и окрестностях в среднем около двухсот машин.
Бросается в глаза хаотичное и внешне бессмысленное мельтешение мопедов. Вне всякого сомнения на заднице у неаполитанца есть кнопка, отключающая мозги, когда он садится за руль мопеда или мотоцикла. Совершенно типичная картинка: мопед, на нём неаполитанка ростом метр с кепкой и весом под центнер с гаком, в зубах сигарета, в руке мобильный телефон, по которому она громко разговаривает и пытается отправить сообщение. Сзади два-три ребенка. Касок ни у кого нет, да никто и слова такого не знает. Едут на красный, по встречной. Полицейский на перекрёстке и ухом не ведёт в ту сторону.
Вообще-то мопед в Неаполе вообще самое опасное, что может встретить человек на своём жизненном пути, особенно для пешехода на тротуаре или пешеходном переходе. Представьте себе мчащегося по своим делам слепого носорога, на котором сверху сидит выводок гремучих змей. Наедет, растопчет и ужалит. И скроется совершенно безнаказанно.
Народная мудрость гласит, что, если не можешь заснуть, надо начинать считать неаполитанцев на мопеде.
Пешеход в Неаполе должен быть предельно внимательным и готовым к любым неожиданностям. Находиться в состоянии предельной концентрации и лёгкого испуга - это нормально. Но вот показывать свой испуг при переходе дороги равносильно самоубийству. По иронии судьбы, худшее, что пешеход может сделать, - это постараться уклоняться от машин, чтобы не попасть под удар. На самом деле задача пешехода - неуклонно следовать намеченным путем и поддерживать постоянную скорость. Уверенность и предсказуемость перехода позволят машинам и скутерам увернуться от человека, переходящего дорогу. Это кажется нелогичным, но непоколебимая вера в хаос - единственный способ выжить.
В Неаполе плачут только два раза: когда приезжают впервые, и при отъезде. Если кто-то не плачет, уезжая, значит, он пробыл тут совсем мало времени.
Из книги: "Napoli - amore mio, dolore mio"