Как "Дракониха" на флоте служила: Post Scriptum (часть 3)

Jul 10, 2017 17:31

Окончание, начало см. здесь

Как это обычно и бывает, сразу после публикации основной статьи наткнулся на кучу дополнительных материалов. Особенно порадовали новые иллюстрации, вроде фото U-2A в ангаре "Китти-Хока", рисунка первого и единственного U-2H, и несколько новых схем. Интересующимся рекомендую глянуть одним глазком. Некоторой правке подвергся и текст. Ну, а финальная часть переработана полностью, начиная отсюда.



U-2R в варианте EP-X на испытаниях по программе ВМС "Хайбой" (с) Lockheed Martin

Помимо очевидных задач ведения разведки, у ВМС сохранялся некоторый интерес к использованию U-2R в качестве высотного самолета-ретранслятора для связи внутри авианосной группы. Тем не менее, большинство флотских по-прежнему считало это недостаточным основанием для того, чтобы занимать ценное пространство на палубе и в ангаре, поэтому флоту слишком дорого обходятся операции U-2 с авианосцев. Развертывание в район операции требовало значительных финансовых затрат, с учетом задействования почти полного состава боевых кораблей и вспомогательных судов авианосной группы, а быстрое или скрытное перемещение всей группировки было крайне сложно обеспечить практически. Также всегда оставался риск получения кораблем тяжелых повреждений при авариях и инцидентах с самолетами данного типа. Открыто выражалось недовольство из-за того, что обеспечение полетов U-2 мешало другим приоритетам флота, ведь при использовании единственного самолета авианосец теряет большинство присущих ему боевых и других возможностей, причем, наиболее вероятно, ради одного-двух вылетов.

Это не помешало Келли ДЖОНСОНУ продолжить исследования других потенциальных возможностей применения U-2R на флоте, особенно в качестве морских патрульных самолетов для освещения надводной обстановки.

До этого момента любая авиационная платформа, опирающаяся на одни только средства фоторазведки, имела ограничения по использованию в плохих погодных условиях и темное время суток. Но к началу 1970-х годов значительные достижения в технологиях высокоскоростных больших интегральных схем и твердотельных излучателей позволили в реальном масштабе времени производить цифровую обработку радиолокационных изображений. Достигнутое увеличение дальности действия и разрешения на фоне постепенной миниатюризации элементной базы привело к настоящей революции в разработке таких датчиков, как радиолокационные станции бокового обзора (РЛС БО) с синтезированной апертурой антенны.

В 1971 году по заказу Управления национальной разведки (NRO - National Reconnaissance Office) прошли летные испытания прототипа РЛС БО, разработанного компанией Goodyear Aerospace из Финикса по программе "Сеньор ланс" (Project Senior Lance). Установленная в носу U-2R, станция выдавала визуальную картинку, позволяя обнаруживать с большой высоты и идентифицировать объекты на расстоянии до 100 миль (180 км) в любых погодных условиях, днем и ночью, даже если цели скрывала растительность или маскировочные сети. При полетах над морской поверхностью отдельные цели обнаруживались по кильватерному следу даже на бóльших расстояниях.

На начальном этапе испытаний U-2R №061 оснастили радиолокационным датчиком, который просто собирал и хранил все данные для последующей их обработки специалистами на земле. В марте 1972 года на самолете установили аппаратуру высокоскоростной линии передачи данных, с тем чтобы радиолокационные изображения передавались на землю для немедленной их обработки, а затем как можно быстрее передавались на КП соответствующим военачальникам для обеспечения их важной и актуальной информацией. Летом того же года по программе «Сеньор даггер» (Senior Dagger) провели трехмесячное опытное развертывание U-2 на АвБ Маккой (шт. Флорида), передавая радиолокационные изображения на АвБ Гриффис (Рома, шт. Нью-Йорк). После завершения этих испытаний №061 передали на шесть месяцев ВМС для оценки конфигурации EP-X (Electronic Patrol Experimental) в рамках программы "Хайбой" (Project Highboy) стоимостью 5,5 млн. долларов.

В носовом отсеке U-2R разместили РЛС большой дальности, представлявшего собой модификацию метеорологического радиолокатора AN/APS-116 трехсантиметрового диапазона волн (X-band), оптимизированного для обнаружения надводных целей и выдвижных устройств подводных лодок.



В рамках проекта "Хайбой" U-2EPX испытывался в качестве носителя многочисленных систем обнаружения (с) Lockheed Martin

Дополнительно самолет оснастили крупногабаритными подкрыльевыми контейнерами для других средств и систем разведки. В левом находилась камера-видикон с обратным лучом, давшая непрерывные или дискретные электронные снимки с разрешением, сравнимым или даже превышающим характеристики фотопленки, особенно по низкоконтрастным изображениям. В правом устанавливалась станция РТР AN/ALQ-110 и следящая камера (камера-трекер), обычно устанавливаемая в носу самолета.

По плану испытаний программы "Хайбой" U-2EPX в начале 1973 года совершал полеты вдоль побережья Калифорнии, контролируя обстановку в море. Управление системами разведки на его борту в режиме реального времени осуществлялось с земли, передавая всю добытую информацию для обработки аналитикам компании "Локхид" в Саннивейле (шт. Калифорния). На следующем этапе испытаний, получившем название "Аутло хок" (Outlaw Hawk), взлетевший из Палмдейла U-2 передавал информацию с датчиков на борту непосредственно кораблям АУГ "Китти-Хок", вышедшей на боевую службу из Сан-Диего в Перл-Харбор.

Но, несмотря на многообещающие результаты, в конце концов концепцию EP-X посчитали слишком дорогой и малоперспективной, отказавшись от нее в пользу более традиционных разведывательных платформ, таких как самолеты EP-3E "Ариес", и с учетом продолжающейся эволюции разведывательных спутников, включая космические системы наблюдения за океаном.

Надежды Келли ДЖОНСОНА на перезапуск производственной линии U-2R под контракт ВМС окончательно развеялись, когда руководство Национального комитета разведки NRO рекомендовало закрыть ЦРУ его часть программы U-2. Согласно этого плана весь парк U-2R передавался Стратегическому авиационному командованию ВВС, с возможностью предоставления двух машин в аренду ВМС для дальнейших испытаний по программе EP-X. ДЖОНСОН продолжал фонтанировать новыми идеями использования своего любимого U-2, включая его двухместный вариант, способный нести две управляемые авиабомбы с лазерным наведением или противокорабельные ракеты - вариант, который быстро канул в Лету вместе с закрытием программы создания ПКР AGM-53A "Кондор". Сходная участь постигла и U-2RL с удлиненным Q-отсеком и заправочным шлангом в контейнере над вертикальным рулем хвостового оперения.

К сожалению, к этому времени ряд коррупционных скандалов, а также проблемы финансирования с участием компании L-1011 Tristar угрожали банкротством уже всей компании. Флот больше не проявлял интереса к EP-X, а в 1974 году пришел конец операциям ЦРУ с U-2. Четыре всё еще остававшихся у них к тому времени самолета модификации "R" передали в ВВС. В следующем году ДЖОНСОН ушел в отставку, а обязанности принял его заместитель Бен РИЧ.

За десять прошедших лет с начала программы "Вейл тейл" в подразделении "G" более 17 пилотов ЦРУ, ВМС США и ВВС Великобритании прошли подготовку и получили допуск к использованию U-2 с авианосцев. Но только одна из дюжины проведенных ими боевых служб оказалась связана с решением реальных, а не учебных задач, да и то, против союзников-французов.

Общий список морских модификаций U-2

Первая производственная партия (Original Production Batch)

Article No.
Serial No.
Model
User
History

348
N801X
56-6681
N708NA
U-2A
U-2G
U-2C
CIA
USAF
Lockheed
NASA
Delivered to the test site on
March 5, 1956. Deployed with Detachment A in April 1956. Returned to U.S. in November 1957. Transferred to SAC but retained by Lockheed for testing through January 1959. Returned to CIA in 1963 for conversion to U-2G. Placed in flyable storage in 1969. Transferred to NASA in 1971 and returned to U-2C configuration. Retired in August 1987. Initially displayed at Ames Research Center, Moffett Field, CA. Later transferred to Moffett Field Historical Society Museum.

349
N804X
56-6682
N709NA
U-2A
U-2H
U-2G
U-2C
CIA
USAF
NASA
Delivered to the test site on
March 29, 1956. Damaged
in April 1960 forced landing
in Thailand. Repaired and
transferred to Air Force Flight Test Center, Edwards AFB, CA. Returned to CIA in 1964 for conversion to U-2H. Converted to U-2G in August 1965. Placed in flyable storage in 1969. Transferred to NASA in 1971. Retired in April 1989 and transferred to Museum of Aviation, Robins AFB, GA.

Вторая производственная партия (Second Production Batch)

Article No.
Serial No.
Model
User
History

362
N808X
56-6695
U-2A
U-2G
USAF
CIA
Delivered to the test site in November 1956. Moved to Laughlin AFB in June 1957. Transferred to CIA in 1963 for conversion to U-2G. Shot down over Fujian, China, on July 7, 1964, killing Lt. Col. Nan-Ping “Terry” Lee.

381
56-6714
U-2A
U-2G
U-2C
USAF
CIA
Delivered to Laughlin AFB in August 1957. Transferred to CIA in 1965 and converted to U-2G. Later transferred to SAC and eventually placed in flyable storage in 1969. Converted to U-2C in 1972. Damaged beyond repair in crash near Oroville, CA, on January 31, 1980. Capt. Edward Beaumont survived. Aircraft was later rebuilt for display at Beale AFB.

382
56-6715
U-2A
U-2G
USAF
CIA
Delivered to Laughlin AFB in August 1957. Transferred to CIA in 1964 and converted to U-2G in 1965. Crashed near Edwards AFB on April 26, 1965, killing Buster E. Edens.

385
56-6718
U-2A
U-2G
USAF
CIA
Delivered to Laughlin AFB in September 1957. Transferred to CIA in August 1964 and converted to U-2G. Crashed into Yellow Sea on January 5, 1969, killing Maj. Hseih “Billy” Chang.

Начальное производство U-2R (Original U-2R Production)

Article No.
Serial No.
Model
User
History

052
N809X
68-10330
U-2R
U-2EXP
USAF
Navy
First flight December 29, 1967.
Delivered to Davis-Monthan
AFB July 25, 1968. Test bed for Senior Lance and Navy EP-X trials since 1973. Transferred to Beale AFB in 1976. Crashed at Akrotiri, Cyprus, on December 7, 1977, killing Capt. Robert Henderson.

061
N819X
68-10339
U-2R
U-2EXP
USAF
Navy
First flight October 22, 1968. Retained at Palmdale for testing until delivered to Davis-Monthan AFB in 1972. Test bed for 6-month initial trials Navy EP-X project in 1972-1973.Transferred to Beale AFB in 1976. Crashed at Beale on December 13, 1993, killing Capt. Rich Snyder.

Источники:
1. Chris Pocock: The Dragon Lady goes to sea
2. Peter W. Merlin: Unlimited Horizons: Design and Development of the U-2
3. Armstrong: “白鲸”计划--U-2侦察机是如何登上航空母舰的
4. Dario Leone: Project Whale Tale: the story of how the U-2 became an embarked reconnaissance aircraft
5. Justin Richey: Whale of a Tale: Flying U-2 Spyplanes Off Aircraft Carriers
6. Jeff Scott: U-2 Aircraft Carrier Operations
7. CIA: U-2 Aircraft Carrier Operation (Top Secret 1964, Declassified 2003)
8. Steve Weintz: Yes, the CIA Flew U-2 Spy Planes From Aircraft Carriers


u-2 dragon lady, lockheed martin, США, us navy

Previous post Next post
Up