Для начала пару слов от и имени и по поручению КО. Полеты в ночное время относятся к особому типу полетов в сложных условиях, при которых не только начинающие, но и опытные пилоты сталкиваются с целым рядом трудностей. Среди основных проблем, в первую очередь отмечается, что летчику без навыков сложно определить расстояние до земли при выполнении посадки на освещенную прожекторами полосу. Во-вторых, выполняя полет над водой при полном штиле и ясном звездном небе, особенно на малых высотах, легко потерять пространственную ориентировку.
Регулярное проведение учебных полетов в сложных условиях позволяет пилотам достичь высокого уровня боевой готовности. Но из-за высокой плотности населения и при действующих в Швейцарии жестких национальных экологических стандартах военным пилотам этой страны разрешаются тренировочные ночные полеты только один раз в неделю и только в период с октября по март.
Норвегия способна предоставить гораздо большие возможности для такой подготовки, поэтому в 1998 с правительством Швейцарии подписали соответствующее соглашение о подготовке пилотов ее боевой авиации к ночным полетам.
При выборе Норвегии страной-партнером командование ВВС Швейцарии руководствовалось следующими критериями:
бóльшая продолжительность темного времени суток в зимнее время в приполярных районах обеспечивает больше времени на проведение тренировок;
бóльший, по сравнению с воздушным пространством Швейцарии, пространственный размах полетных зон в силу меньшей загруженность воздушных эшелонов в районе проведения учений;
большинство полетных зон находятся над морем, в результате чего шум от ночных полетов создает меньше неудобств местному населению;
минимальная высота полетов в районах проведения учений составляет 1600 м над уровнем моря, в то время как в Швейцарии - 3700 м;
сверхзвуковые полеты над морем в Норвегии могут производиться на минимальной высоте 2 800 м, тогда как в Швейцарии - не ниже 10 000 м, так существует риск спровоцировать сход снежных лавин в зимнее время, что является важным фактором для горной страны;
возможность отработки тактики ведения ночного воздушного боя против самолетов F-16 ВВС Норвегии;
существенно большая производительность двигателей при полетах на меньших высотах.
После подписания в 1998 году межправительственного соглашения, ВВС Швейцарии провели в Норвегии семнадцать учений (в 1999 и 2005 году не проводились) под условным наименованием "Найтвей" (Nightway). До 2006 года, включительно, они проходили в течение четырех недель в феврале-марте. С 2007 года и до настоящего времени учения типа "Найтвей" проводятся в ноябре-декабре
год
сроки, продолжительность
2016
14 ноября - 9 декабря
2015
9 ноября - 4 декабря
2014
10 ноября - 5 декабря
2013
11 ноября - 6 декабря
2012
12 ноября - 7 декабря
2011
14 ноября - 9 декабря
2010
8 ноября - 3 декабря
2009
9 ноября - 4 декабря
2008
12 ноября - 5 декабря
2007
12 ноября - 7 декабря
2006*
6 февраля - 3 марта
2004
9 февраля - 5 марта
Примечание: * - в 2005 году учение не проводилось
Для проведения учения используется воздушное пространство над береговой чертой Норвежского моря и прибрежными акваториями провинции Сёр-Тренделаг в районе АвБ Эрланн (Ørland) ВВС Норвегии.
Каждый раз к участию в учении "Найтвей" привлекается стандартный наряд сил. От ВВС Швейцарии - не менее восьми самолетов F/A-18C/D "Хорнет" и до 120-140 человек личного состава, из которых около 30 пилотов (в две смены по две недели), 80 человек наземного персонала (включая 25 техников) и 10 человек, отвечающих за безопасность и управление полетами. От ВВС Норвегии - персонал АвБ Эрланн, четыре самолета F-16 и пилоты из состава 338 ибаэ.
Предварительная подготовка проводится заблаговременно на территории Швейцарии, включая получение первичных навыков ночных полетов. Перед самым вылетом в Норвегию каждый пилот, привлекаемый к участию в учении "Найтвей", проходит под руководством инструкторов курс выживания при посадке на воду в ночное время в случае катапультирования на базе учебного центра ВВС на озере Невшатель (Neuchâtel). Там летчики изучают используемое снаряжение и аварийно-спасательное оборудование, получают практические навыки в его использовании с последующим допуском. Во время тренировок, как и во время полетов, пилот одет в водонепроницаемый костюм, предохраняющий пилота от замерзания в холодной воде при температуре около +4°C (
экипировка швейцарских пилотов)
На втором этапе подготовки производится переброска сил и средств ВВС Швейцарии на АВБ Эрланн, при этом обеспечивающая группа заблаговременно доставляется на аэродром рейсом чартерной авиакомпании, а затем истребители F/A-18C/D совершают перелет самостоятельно.
Перед началом учения "Найтвей-2004" © Foto: Swiss Air Force
Швейцарская авиагруппа на АвБ Эрланн в Норвегии (февраль-март 2004 года) © Foto: Aldo Wicki / Swiss Air Force
АвБ Эрланн - передовая база самолетов Е-3А "Сентри" командования АВАКС НАТО (февраль-март 2004 года) © Foto: Aldo Wicki / Swiss Air Force
Техники авииагруппы на учении "Найтвей-2004" © Foto: Aldo Wicki / Swiss Air Force
По прибытию на место с пилотам проводятся дополнительные занятия о местной организации, правилах и особенностях поисково-спасательного обеспечения ночных полетов над морем, об особых метеорологических и географических условиях в районе полетов, о различиях в системах управлении воздушным движением в Швейцарии и Норвегии и т.д.
После этого в течение двух смен по две недели пилоты ВВС Швейцарии отрабатывают ночные полеты по постепенно все более усложняющейся программе в рамках следующего типового распорядка дня (время местное, мск + 2 часа):
09.00 подъем, завтрак
10.00 физическая подготовка
11.30 обед
13.15 метеосводка
до 13.45 подготовка к полету (частично производится накануне)
Волна А:
13.45-14.30 инструктаж
14.40 переодевание и экипировка
14.55 посадка в самолет
15.30 взлет
16.30 (приблизительно) посадка
17.00 разбор полетов
Волна B - до 20.30
Волна С - до 23.30
В выходные дни (суббота и воскресенье) полеты не проводятся.
За время одной смены новые летчики-истребители ВВС Швейцарии должны развить и закрепить навыки в рамках заключительного этапа программы базовой подготовки с допуском их к самостоятельным ночным полетам одиночно и в группе:
с использованием и без использования бинокулярных приборов ночного видения;
в сложных физико-географических условиях (низкие температуры, осадки, рельеф местности);
на малых и сверхмалых высотах.
Визуальная идентификация в очках ПНВ - важный элемент ночного вылета на перехват цели © Foto: Swiss Air Force
Обработка противообледенительным реагентом при подготовке к вылету © Foto: Aldo Wicki / Swiss Air Force
К полету готов © Foto: Aldo Wicki / Swiss Air Force
В едином строю с F-16 ВВС Норвегии © Foto: Swiss Air Force / Forsvaret
На завершающем этапе подготовки каждой из двух смен пилотов (вторая и четвертая неделя) к участию в учении привлекаются истребители F-16 ВВС Норвегии - для отработки пилотажа в едином строю самолетов различных типов и национальной принадлежности, а также для проведения учебных ночных воздушных боев.
В среднем за время каждого учения "Найтвей" пилоты ВВС Швейцарии выполняют около 180 самолето-вылетов.
F-18 ВВС Швейцарии садится на АвБ Эрланн ВВС Норвегии
с использованием тросового аэрофинишера (с) Foto: Helge Hopen / FLO
Ниже еще несколько снимков с "Найтвей" 2014-2015 годов. Почему-то швейцарцы не очень любят фотографиться во время этих учений - я сюда выгреб все, до чего сумел дотянуться в сети.
10 ноября командование ВВС Швейцарии
объявило, что в этом году учение "Найтвей" проводится 14 ноября - 9 декабря. К участию привлекаются в общей сложности 130 человек в две смены, включающих 36 пилотов, 93 военнослужащих наземного персонала, одного системного оператора, восемь основных истребителей F/A-18 и два резервных, которые могут использоваться в качестве ЗИП для текущего ремонта.
Напоследок следует отметить, что норвежское руководство всячески демонстрирует заинтересованность в предоставлении своей территории партнерам и союзникам для проведения мероприятий оперативной и боевой подготовки. Кроме "Найтвей" и регулярных учений НАТО с "Нордефко" здесь можно еще упомянуть подготовку пилотов военно-транспортной авиации Германии и ракетные стрельбы поляков с немцами на полигоне "Аннёйя". Но обо всём этом уже как-нибудь в другой раз.