Проект 2513: а вообще, бывают военные программы, завершенные в срок?

Oct 26, 2016 18:15



Эскиз нового универсального корабля комплексного снабжения "Мод" (KNM Maud). При водоизмещении в 26 тысяч тонн он станет самым крупным кораблем за всю историю ВМС Норвегии (c) Forsvaret

Еще в 2002 году специалисты службы тыла "Фло" (FLO - Forsvaret logistikkorganisasjon) ВС Норвегии начали готовить обоснование постройки судов снабжения дальней зоны (offshore-vessel) для ВМС страны. В 2006 году планирование стало обретать конкретные черты, и в 2009 году министерство обороны одобрило программу "Проект 2513" (Prosjekt 2513), первоначально названную JLSS (Joint Logistics Support Ship). На этапе технико-экономического обоснования проекта рассматривалась возможность закупки нескольких кораблей различных типов, включая универсальные суда обеспечения и специализированные танкеры-заправщики, обеспечивающие:

− пополнение запасов судов в море;
− переброску войск и техники;
− участие в амфибийно-десантных действиях;
− управление и обеспечение действий контингентов единых сил ВС Норвегии на удаленных ТВД.

Но из-за бюджетных проблем в 2012 году приняли решение урезать осетра, значительно сократив амбиции и ограничившись строительством одного многоцелевого судна "для обеспечения поддержки кораблей ВМС Норвегии в море в национальных водах и в ходе международных операций". Соответственно, изменилось и название программы на MLSV (Multirole Logistics Support Vessel). Однако проблемы с финансированием не позволили реализовать в полном объеме и эту концепцию. Новые изменения в проектно-техническом задании включали:

− отказ от вооружения корабля комплексом радиоэлектронного вооружения конфигурации C2IS (Command, Control, Communication, Intelligence, Survielance) для выполнения функций штабного корабля;

− отказ от конструкции "ро-ро" (roll on - roll out) в пользу "ло-ло" (lift on - lift out), что снижает способность судна к переброске техники и участию в амфибийно-десантных операциях, однако увеличивает его грузовместимость.

В связи с такими метаниями процесс выбора генподрядчиков по программе MLSV несколько раз прерывался и завершился только в 2012 году. Проектирование судна по контракту стоимостью 1,29 млрд. крон (213 млн. долл.) выполнила английская компания ВМТ Defence Services группы компаний BMT Group (ex-British Maritime Technology). В основу проекта 2513 легла концепция кораблей семейства "Эйгир" (AEGIR), по которой ранее были заказаны четыре танкера-заправщика для ВМС Великобритании.



Суда снабжения концепции "Эйгир" (с) ВМТ Defence Services



Эскизное изображение нового норвежского корабля (с) Forsvaret logistikkorganisasjon

Основные проектные ТТХ:
− водоизмещение стандартное/полное - 26 000/27 500 тонн;
− длина - 183 м;
− ширина - 25,9 м;
− осадка - 8,62 м
− экипаж судна - 43-116 человек, в зависимости от решаемых задач;
− максимальная скорость - 18 узлов;
− максимальная дальность хода - до 10 тысяч миль (18 тыс. км) на 16 узлах;
− главная энергетическая установка (ГЭУ) - комбинированная дизельная или дизель-электрическая CODLOD (COmbined Diesel eLectrical Or Diesel);
− дизельные двигатели Wärtsilä 6L46F - 2×7500 кВт;
− электрогенераторы Wärtsilä - 2×3170 кВт;
− винтовые движители - 2×2000 кВт;



CODLOD - COmbined Diesel eLectrical Or Diesel подробнее

- туннельные подруливающие устройства - 2×1000 кВт;
- гидродинамические активные выдвижные успокоители качки - 1 пара;
- два травезных устройства передачи грузов на ходу Rexroth;
- палубный кран Pellegrini грузоподъемностью 25 тонн.

Вооружение:
− четыре дистанционно-управляемых модуля вооружения "Си Протектор" с 12,7 мм или 7,62 мм пулеметами;
− до двух вертолетов типа NH-90 NFH постоянного базирования.




Грузовместимость:
− 7125 тонн дизельного топлива F76;
− 317 тонн авиационного керосина F44;
− 650 тонн генеральных грузов в трех трюмах;
− 30 тонн продовольствия;
− 48 стандартных 20-футовых морских контейнеров на палубе общей брутто-массой 400 тонн, с возможностью перевозки в них взрыво- и огнеопасных грузов.

Основные задачи корабля:
− пополнение запасов кораблей и судов в море через три поста передачи грузов на ходу;
− перевозка личного состава, грузов и техники;
− плавучий госпиталь немедленной готовности (Role 1 hosptial) на 48 лежачих больных, с возможностью увеличения количества койко-мест за счет использования части грузового пространства (Role 2);
барокамеры для водолазов.



Продольный разрез корабля комплексного снабжения пр. 2513 (с) Forsvaret logistikkorganisasjon

При этом инженерам-конструкторам даже удалось частично сохранить судну функции транспорта "ро-ро" - в бортах судна спроектированы люки в грузовой трюм, обеспечивающие погрузку-выгрузку транспортных средств своим ходом на причал через аппарель, но только при швартовке бортом.



(с) Forsvaret logistikkorganisasjon

В апреле 2013 года завершился конкурс по выбору второго генподрядчика - на постройку корабля. В тендере приняли участие десять крупных судостроительных фирм. 28 июня 2013 г. представители службы тыла "Фло" ВС Норвегии подписали контракт на 1,32 млрд. крон (217 млн. долл. по курсу 2013) со второй по размерам в мире судостроительной компанией DSME (Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering) южнокорейского концерна Daewoo . Работы по подготовке строительства на верфи компании в г. Окпо начались летом 2014 года. В мае 2015 состоялась церемония первой "резки стали", а заодно и "крещения". Новому кораблю дали имя "Мод" (KNM Maud) в честь королевы Мод, младшей дочери короля Великобритании Эдуарда VII и Александры Датской, жены норвежского короля Хокона VII и матери короля Улафа V. Мод Великобританская - первая за 600 лет королева Норвегии, как самостоятельного государства. И это первый корабль с таким именем в составе ВМС страны.



Открытие торжественной церемонии первой "резки стали" корабля комплексного снабжения "Мод" ВМС Норвегии на верфи компании DSME (20 мая 2015 года, Окпо, Южная Корея) (с) Foto: DSME Jung / Forsvaret



Кристиан Игренс (Christian Irgens), руководитель программы "Проект 2513" из службы тыла "Фло", во время церемонии первой " резки стали" (20 мая 2015 года, Окпо, Южная Корея (с) Foto: DSME Jung / Forsvaret



Кстати, строительство четырех "близкородственных" английских судов снабжения "Эйгир" также велось на южнокорейских верфях

В ноябре 2015 года на стапеле началась выкладка киля, вокруг которого производилась сварная сборка корпуса. Спуск на воду для достройки на плаву состоялся в марте 2016-го. Казалось, все просто отлично. Норвежские комиссии несколько раз инспектировавшие строительство сообщали, что работы идут в соответствии с графиком. Победные реляции звучали еще в июне 2016 года, когда в Корее побывали представители руководства проекта и недавно назначенное командование нового корабля, ознакомившиеся с ходом работ.



Слева - командир корабля Торвальд Далл (Thorvald Dahll), бывший командир плавбазы "Валкириен"; справа - старший помощник Ян Кйетиль Фолланд (Jan Kjetil Folland) (с) Foto: Susanne Rislå Andersen



Помощник начальника программы "Проект 2513" капитан-лейтенант Бьорн-Ове Стикхолмен (Kommandørkaptein Bjørn-Ove Stikholmen) наблюдает за постройкой корабля (с) Foto: Susanne Rislå Andersen

По-моему, в Норвегии тянули с разрушением радужных надежд до последнего, и только 22 августа как гром среди ясного неба прозвучало заявление министра обороны: готовность судна составляет чуть более 90%, поэтому вместо планировавшегося ранее 30 сентября с.г. "Мод" будет достроен не ранее начала 2017 года.



Корабль комплексного снабжения "Мод" у достроечного причала верфи DSME по состоянию на 5 марта 2016 года (с) shipsnostalgia.com






...и он же, там же но уже по состоянию на 1 сентября 2016 года (с) www.shipspotting.com/

Как водится, на правительство и правящую партию тут же спустили всех собак. Им припомнили и то, что "Мод" строится на иностранных верфях, а национальное судостроение чахнет и умирает; и то, что DSME обещала 100-процентно вернуть сумму контракта в Норвегию, вложив ее в местные предприятия ВПК, но реализовала этих своих обещаний не более 10%; и конечно же то, что власти скрывают (с), затянув с сообщением о возникших проблемах.

Сульберг и Сёррейде отбивались, как могли, по-быстрому провозгласив строительство трех ПК БОХР на родине, пообещав заодно надавить на корейцев по вопросу компенсирующих контрактов (есть там у них один крючок, за который можно потянуть, но об этом в другой раз).

А между тем затягивание графика поставок уже влияет на боеготовность ВМС. К настоящему времени из боевого состава флота выведены корабли, которые должен был заменить "Мод" и из чьего личного состава должен быть сформирован его экипаж - еще 21 июня 2015 года плавбаза "Валкириен", а в начале текущего года минзаг "Тюр", оба прослужившие по 21 году. И если "Тюр" уже давно не представлял особой боевой ценнности, в основном, используемый для обучения водолазов, то "Валкириен" являлась единственным судном снабжения королевских ВМС (функции корабля управления минно-тральных сил от нее сразу же передали бывшему ПК БОХР "Магнус Лагаботе", а в качестве судна снабжения в море сейчас время от времени используют ПК БОхр "Баренцхав").

В общем, как говорится в таких случаях, нехорошо как-то вышло.

Когда вся эта корейская волынка все-таки закончится, корабль нужно еще будет перегнать в Норвегию. Там будет установлена часть оборудования собственного производства (в основном, средства связи и управления), а затем нужно провести полный комплекс испытаний, программа которых рассчитана на один год. Таким образом, передача "Мод" в боевой состав ВМС Норвегии возможна не ранее начала 2018 года.

Конечно, до планки F-35 программе "Проект 2513" никогда не дотянуть, и тем не менее, строительство этого корабля было и остаётся одной из самых дорогостоящих военных программ за всю историю Норвегии - 2,6 млрд. крон (430 млн. долларов). И это ведь еще не все средства выделены, на 2016-2017 годы осталось ещё "чуть-чуть".



(продолжение следует)


sjøforsvaret, knm maud, Южная Корея, Норвегия, prosjekt 2513, norway, forsvaret

Previous post Next post
Up