21 декабря 2022 г. закупочное агентство МО Норвегии FMA (Forsvarsmateriell)
сообщило о подписании контракта с финской компанией Oy Kewatec AluBoat AB на сумму около 60 миллионов норвежских крон (5,5 млн. долларов США) для поставки 12 новых буксирно-моторных катеров (bukserbåt). Вся партия новых катеров должна быть передана заказчику в первом квартале 2024 года. Нынешние плавсредства такого класса, которые стоят на вооружении переправочно-мостовых подразделений инженерных частей СВ Норвегии, были введены в эксплуатацию в начале 1980-х годов и уже давно выработали расчетные сроки эксплуатации. Предыдущая попытка произвести их замену была ещё в 2015 году, но тогда не сложилось, приобретение перенесли на "когда-нибудь потом". А тут началась Украина, и многие закупочные программы получили резкое ускорение.
Новый буксирно-моторный катер СВ Норвегии (эскиз) © Kewatec Aluboat
В ВС Норвегии буксирно-моторные катера (БМК) предназначены для вождения по воде (буксировки и маневрирования) несамоходных паромов понтонного парка Uniflote
(о котором ниже) , а также различных плавсредств и плавучих конструкций при оборудовании и содержании переправ через водоемы - отдельных звеньев, участков наплавного моста при его наведении; буксировки ленты моста при ее развороте, перемещении; для завоза якорей. Может также использоваться для ведения разведки реки в том числе, с проведением водолазных спусков.
Буксировка плавучей конструкции из понтонов Uniflote © Kewatec Aluboat
Из характеристик новинок
известно только, что катера будут иметь длину 7,5 м, оснащены водометными движителями
KaMeWa фирмы Kongsberg Martime и дизельными двигателями финской компании Agcopower, дочерней американской корпорации AGCO, которые способны работать на авиационном топливе F-34. БМК спроектирован как "швейцарский армейский нож" - с множеством различных возможностей, которые позволяют БМК легко эксплуатировать, транспортировать и обслуживать. Буксировка может осуществляться передним и задним ходом, тяговым методом или методом толкания. Надпалубные надстройки и устройства легко складываются для уменьшения высоты при проходе под стационарными конструкциями, а также позволяют производить подъем с воды различными способами и облегчают транспортировку по суше.
Bilde © Kewatec Aluboat
Как пишут о себе сами Kewatec Aluboat, компания предлагает большое разнообразие буксиров, основанных на ее собственных разработках и, во многих случаях, на специальных требованиях и спецификациях клиентов. Даже небольшие портовые буксиры или служебные катера обеспечивают значительное тяговое усилие для буксировки. Естественно, в комплект поставки входят все заказанные специальные системы, такие как быстросъемные крюки, буксирные лебедки и кабестаны.
После рассмотрения всей
линейки продукции наиболее вероятным кандидатом на роль прототипа для норвежского заказа кажется буксирный катер SC WT8 (Serecraft Work Tug 8m) - ему только длину на полметра уменьшить, убрать капитальную надстройку с трубами и перевести дизель на подводный выхлоп.
Буксирный катер SC WT8 © Kewatec Aluboat
Катера Serecraft - это коллекция, разработанная верфью Kewatec Porvoo shipyard в Порвоо. Название линейки должно намекать на преемственность традиций от компании Weldmec Marine - небольшой финской верфи в Толкисе (город Борго, уезд Нюланд, губерния Южная Финляндия), которая была хорошо известна в стране своими алюминиевыми моторными лодками, выпускавшимися под товарным знаком Seretec. С переходом от лодок к катерам и выходом на международный рынок название изменили на Serecraft. В 2020 году саму фирму, и всю ее интеллектуальную собственность купила Kewatec Aluboat из Карлебю (губерния Средняя Остроботния).
По заявлению Kewatec, название Serecraft подразумевает плавсредство, которое ведет себя надежно и безопасно, не обещая никаких неприятных неожиданностей в использовании. Модельный ряд Serecraft включает в себя множество различных типов катеров, для большинства проектов которых прменим лозунг: "Индивидуальный подход, как стандарт". Авторитет Serecraft основан на опыте и знаниях профессиональных корабелов, опытных в проектировании мореходных, устойчивых и долговечных рабочих катеров, конструкция которых опирается на новейшие технологии, а также международные и национальные стандарты.
Небольшие буксиры Serecraft изначально разработаны для специально использования в качестве палубных рабочих катеров на ледоколах и судах снабжения. Двигатель может быть запущен, пока катер находится на палубе, затем его спускают на воду с помощью крана и буксир сразу готов к оказанию помощи судну-носителю.
Для немедленного производства доступны проекты алюминиевых буксиров длиной 8-12 метров. Катера со стальным корпусом большего размера доступны по запросу.
Буксирный катер SC WT8 © Kewatec Aluboat
Характеристики:
Расположение двигателя: внутри корпуса
Материал: алюминий
Длина (min-max): 8 м (26'02") … 12 м (39'04")
Ширина (max): 3 м (9'10")
Мощность двигателя (min-max): 300 … 450 л.с.
Крейсерская скорость (min-max): 10 … 15 узлов
И в заключение большой кусок из просто огромного
материала 2018 года, чтобы напомнить читателям о паромах, понтонах Uniflote и старых норвежских БМК.
…в большинстве рек Норвегии слишком быстрое течение для наведения наплавных мостов. И при этом значительная часть страны, особенно на севере, изрезана вдоль и поперек заливами-фьордами, слишком широкими для понтонных переправ. Да и численность войск постепенно сокращалась. Зачем строить мост для роты или даже батальона? Из-за всего этого так вышло, что с конца 1980-х и до начала 2000-х основу парка переправочных средств СВ Норвегии составляли несамоходные перевозные паромы из стандартных понтонов типа "Унифлот" (Unifloat pontoon/Uniflote pongtong).
Хотя использовать их стали намного раньше.
Как и М2, созданная еще в период Второй Мировой войны, эта конструкция оказалась одним из её наиболее универсальных и востребованных инженерных решений. До настоящего времени производством и распространением понтонов этого типа занимается голландская компания Van Schie группы Janson Bridging
Представляющие собой набор стандартных пустотелых плит, понтоны "Унифлот" удобны для перевозки, имеют небольшую осадку, способны выдерживать нагрузки до 10 тонн на единицу, а благодаря стандартным размерам и креплениям позволяют собирать плавучие конструкции самых разнообразных форм и размеров - наплавные мосты, паромы, причалы и т.п. Такой своеобразный конструктор "Лего" военных инженеров норвежской армии.
У министерства обороны Норвегии на хранении до настоящего времени числятся несколько тысяч понтонов "Унифлот", многие из которых произведены еще в 1942-1945 годах. Благодаря этому они относительно дешевы, а большие объемы запасов позволяют не особо экономить при их использовании в гражданском секторе для ликвидации последствий ЧС и прочих мер экстренного реагирования (например,
здесь).
Длина наплавных мостов из понтонов "Унифлот" может достигать 100 метров, а класс их грузоподъёмности 50-80 тонн (MLC - Military Load Capasity). Вот, как раз один такой специалисты паромно-мостового взвода (Bro- og fergetroppen) инженерного батальона мбр "Север" собрали
на учении "Рейн-2":
И ещё примерно по той же схеме:
Но все-таки наибольшей популярностью у норгов пользуются не мосты, а паромы "Унифлот". Причем еще относительно недавно вовсю ходили по рекам даже их канатные варианты:
Ну, а несамоходные буксируемые паромы "Унифлот" вообще у них считаются едва ли не идеальным средством переправы через фьорды:
…впрочем, и на реках они тоже вовсю используются:
Вспомогательными средствами таких парков являются автомобильные краны, грузовой автотранспорт и буксирно-моторные катера. Последние тоже являются заслуженными ветеранами, прослужившими более двадцати лет.
Крепление буксирно-моторного катера к парому из понтонов "Унифлот"
Даже когда в 2015 году организовали проведение конкурса для приобретения до 12 новых катеров им на замену, в запросе на предоставление заявок четко прописана способность буксировки сборок из старых-добрых "Унифлотов" <…> от их использования Норвегия отказываться и не собирается…