Швеция закупает ПМП Amfibiebro 400 (М3)

Jul 05, 2022 06:08

Цитата: Специалисты 2-го инженерного полка Ing 2 в 2010 году провели исследование потребной пропускной способности мостовых систем (МС) вооруженных сил на основе опыта проведения тренировок и полевых учений как на севере, так и на юге Швеции. При этом учитывались только потребности национальной обороны, не принимая во внимание возможности участия в международных операциях. Согласно выводам исследования <…>
Первоочередные шаги:
• Эксплуатация KB 5 до 2025 года, а DB 200 до 2015-го, а после этого ремонт и модернизация или приобретение новых систем.
<…>
В долгосрочной перспективе необходимо закупить новые мосты поддержки, что относится как к наплавным мостам, так и к стационарным системам.

В тот раз хоть и с опозданием, но всё-таки в 2016-2019 гг. вместо ПМП DB 200 (Däcksbro 200) закупили DB 300 (Däcksbro 300). С приходом 2020-х наступила "долгосрочная перспектива", поэтому настало время обновить часть систем. Но пока ход дошел только до наплавных мостов, а с ними вышла занятная интрига...



M3 amphibious bridge and ferry system © GDELS



Первым о новом приобретении 29 июня объявила компания GDELS (General Dynamics European Land Systems) из Германии, а 1 июля свой пресс-релиз опубликовало агентство материально-технического снабжения вооруженных сил Швеции FMV (Försvarets materielverk). Они дополняют друг друга, хотя объединение информации не дает полной картины. Пока получается так:

FMV заключило контракт с GDELS на поставку для шведской армии 12 машин ПМП M3, а также неназванного количества дополнительных секций для ПМП IRB (Improved Ribbon Bridge). Последний уже находится на вооружении СВ Швеции - его мы упомянули выше под названием DB 300 (Däcksbro 300), а M3 у них получил национальное обозначение и следующий по порядку цифровой индекс AB 400 (Amfibiebro 400). Поставки начнутся в 2024 году. Сумму контракта никто называть не хочет, зато сообщили, что Швеция приобретает новейшую версию M3, которая специально разработана для операций в арктических условиях, а благодаря более высокой степени автоматизации экипаж машины-парома сокращен с трех до двух человек.



M3 amphibious bridge and ferry system © GDELS

На первый взгляд кажется, что закупка производится без конкурса, и можно было бы "понагнетать" про события на Украине, вступление в НАТО и вотэтовотвсё. Не исключено, что последний фактор как-то повлиял на ускорение процесса подписания контракта, но конкурс все-таки провели. Правда, аж целых 20 лет назад.



Зимние испытания парома М3 в Швеции в ноябре 2002 или в ноябре 2003 - марте 2004 годов © FMV

К началу 2000-х командование СВ Швеции задумалось о приобретении ПМП новых типов с улучшенными ТТХ для замены отлично зарекомендовавшей себя, но выслужившей установленные сроки системы DB 200 (Däcksbro 200). Под таким обозначением Швеция в 1980-х годах приняла на вооружение и закупила "ленточный мост" RB (Ribbon Bridge) западногерманской компании EWK (Eisenwerke Kaiserslautern GmbH). В свою очередь он является алюминиевым клоном ПМП «ПМП» - революционного творения из стали советского полковника Юрия Глазунова.

В связи с приближением 20-летнего срока эксплуатации DB 200 управлению FMV поручили изучить мировой рынок аналогичных систем с учетом особенностей шведской местности, климатических условий и с акцентом на период зимней эксплуатации. После рассмотрения возможных вариантов специалисты FMV остановили свой выбор на двух системах.

Паромно-мостовой парк M3 (Fast Floating Bridge Amphibious Equipment) производства компании Santa Barbara Sistemas (ранее - все та же EWK). С 2002-го производство вооружений этой фирмы перешло к европейскому филиалу GDELS (General Dynamics European Land Systems) концерна General Dynamics, который производит эти ПМП под слегка измененным обозначением М3 Amphibious Bridging and Ferrying System.

Паромно-мостовой парк EFA (Engin de Franchissement de l'Avant) от французской компании CEFA (Chaudronnerie и Forges d'Alsace).

Интересно, что обе эти системы близкие родственники, потому что концептуально являются развитием одного и того же самоходного ПМП Pont Gillois со специальными амфибийными автомобилями-понтонами с колесной формулой 4×4, которые могут использоваться как в качестве отдельных самоходных паромов, так и соединяться вместе, образуя либо большие паромы, либо наплавной мост. Pont Gillois разработан в 1950-е годы французским генералом Жаном Жиллуа, производился все той же немецкой компанией EWK на принадлежавшем тогда ей заводе CEFA (Chaudronnerie et Forges d'Alsace) в Эльзасе, принят с 1965-го на вооружение СВ Франции, а в дальнейшем последовательно ещё США, Великобританией и ФРГ.

Однако дальнейшее развитие пошло по двум параллельным направлениям. EWK перешла от надувных поплавков к водоизмещающим корпусам с жесткими раскладными алюминиевыми понтонами. С 1968 года эта система серийно производилась под обозначением М2, на основе которой затем и разработан улучшенный вариант М3. В свою очередь, отправившаяся в самостоятельное плавание французская CEFA продолжила совершенствовать конструкцию с надувными поплавками, в результате чего появился ПМП EFA. Однако он долгое время никого не интересовал, кроме самих французов, эксплуатирующих эту систему с 1993 года. В 2006-м к ним присоединились военные ОАЭ.

В отличие от надувного варианта, M3 пользуется гораздо большей популярностью на мировом рынке. С 1996 года этот ПМП принят на вооружение армий Германии и Великобритании. Затем были Бразилия, Тайвань, Сингапур, Индонезия, недавно объявлено о закупке Латвией, а также планируется развертывание лицензионного производства в Южной Корее корпорацией Hanwha.



M3 amphibious bridge and ferry system © GDELS

Вот и шведов тогда привлекла не французская, а немецкая новинка. В первую очередь, специалисты FMV объясняли свой выбор M3 тем, что нагрузка на ось у его машин была меньше, чем у ПМП EFA (12-13 и 20 тонн соответственно). Выбор второго варианта значительно снижал доступность сети шведских автомобильных дорог общего пользования, для которых законодательно установлено ограничение до 12 тонн.

В 2002 году FMV арендовало у Бундесвера для проведения испытаний две машины из состава ПМП М3, а также дополнительные рампы и оборудование для их технического обслуживания. Специалисты шведской армии из 2-го инженерного (гэтского) полка Göta Ingenjörregemente - Ing2, инженерного (нуррландского) батальона Norrlands Ingenjörbataljon и военно-технического училища СВ (Arméns tekniska skola) приступили к испытаниям в середине 2002 года, включая зимний этап в октябре-ноябре на Боденском озере (Sand, Älvkarleby).

Качество снимков ужасное, но других тогда не нашлось.





По итогам зимнего этапа выявили целый ряд недостатков. Основной проблемой являлось образование льда на элементах конструкции, что приводило к трудностям при соединении частей ПМП. Кроме того, замерзали некоторые гидравлические поршни. Также были проблемы с водометными движителями, у которых нет реверса, поэтому ледяная крошка часто забивала защитную решетку перед агрегатом, что приводило к потере мощности.

Летом 2003 года народные шведские очумельцы внесли ряд изменений в конструкцию, установив электронагревательные элементы вокруг чувствительных ко льду деталей, а также реализовав как обратную промывку, так и встроенный обогрев водометов. Следующий испытательный период начался в ноябре, прошел значительно лучше и завершился в марте 2004-го. Затем все нештатно установленное в Швеции оборудование сняли и к 30 июня 2004 года технику вернули министерству обороны Германии.





По заключению специалистов FMV, для того времени ПМП M3 являлся "лучшей в мире системой в своем классе". В то время, как по нормативам на развертывание 100-метрового моста Däcksbro 200 требуется один час, 67 человек, 14 грузовиков и 14 понтонов, а с М3 24 солдата на восьми машинах управлялись за полчаса (стало быть теперь, с уменьшенными до двух солдат экипажами получается 16 чел. - 8 машин - 30 мин). На показательных выступлениях в Германии удалось построить целый 180-метровый мост из 15 автомобилей за 15 минут.

При этом у системы высокая грузоподъемность и тяговое усилие. Как паром, одна секция М3 способна нести 20 тонн. Паром из двух машин выдерживает 63,5 тонны (класс MLC 70 для гусеничной техники и MLC 100 для колесной), что обеспечивает переброску основных западных танков. В случае использования как моста обеспечиваются более высокие классы разрешенной нагрузки (85 тонн для гусеничных машин и 132 тонны для колесных).

При этом машины продемонстрировали и высокую подвижность на суше, несмотря на значительные массогабаритные характеристики (масса 25-28 тонн, длина 12,8 метров, ширина со сложенными боковыми поплавками 3,35). Благодаря полному приводу и системе регулирования давления воздуха в широкопрофильных шинах большого диаметра, машины M3 продемонстрировали хорошую проходимость на пересеченной местности. Например, при близкой к максимальной массе они уверенно двигались по 90-сантиметровому рыхлому снегу. Рулевое управление с поворотными колесами на передних и задних осях обеспечивает радиус поворота машин не более 24 метров.




По итогам испытаний система M3 была рекомендована к принятию на вооружение СВ Швеции. Рассматривалась возможность закупки соответствующего количества оборудовании для 1-3 рот, то есть 10-30 автомобилей. Однако, несмотря на очевидные преимущества ПМП М3 по сравнению со старым Däcksbro 200, от этого варианта отказались, а реализацию проекта приостановили. К тому времени по всему миру уже лютовало секвестирование военных бюджетов, а у новой системы была едва ли не самая высокая стоимость среди одноклассников.

Подождав десять лет, осенью 2015 года все-таки пришлось закупать ПМП DB 300 (Däcksbro 300)/IRB (Improved Ribbon Bridge), который был всего лишь дальнейшим развитием прежнего DB 200/RB. Судя по тому, что сейчас FMV закупает дополнительные звенья DB 300/IRB, полностью отказываться от них в Швеции не собираются, а будут использовать AB 400 и DB 300 параллельно. Благо, что они являются полностью совместимыми, поэтому элементы двух систем можно комбинировать между собой и даже с DB 200, которые до сих пор хранят на складах мобзапасов.

12 закупленных машин AB 400 достаточно для формирования одной паромно-мостовой роты, а та в свою очередь способна навести понтонный мост длиной до 150 метров для любой техники СВ Швеции.

В связи с такими замечательными новостями обновил содержание сводного псто "Переправочно-мостовые средства шведской армии". Кто ещё не, вэлкам.


Däcksbro 300, general dynamics, Швеция, sweden, Försvarsmakten, amfibiebro 400, m3, ПМП

Previous post Next post
Up