Коллеги
bmpd уже
сообщили о приобретении для ВВС Швеции двух самолетов ДРЛО и У S 106 GlobalEye за 7,3 млрд. крон (716 млн. долл.), поэтому не будем повторять их. Но у этой закупки есть интересный нюанс…
Внутреннее пространство кабины самолета ДРЛО и У GlobalEye © Saab
Шведское правительство и Риксдаг ранее фактически гарантировали 100-процентное субсидирование производства двух GlobalEye группе Saab, чтобы те могли включить эти машины в качестве возможного дара будущему заказчику самолетов Saab JAS 39E/F Gripen в случае их победы на конкурсе по
программе HX для закупки перспективных истребителей ВВС Финляндии. С этой целью зарезервировали выделение соответствующих средств из госбюджета. Сумму тогда не называли, но все со значением кивали на ОАЭ, которые в декабре 2020-го заказали пару GlobalEye за 1,018 млрд. долларов.
Что характерно, у депутатов парламента это не вызвало особого противодействия на фоне недавних беспрецедентных вливаний в экономику для ликвидации негативного влияния пандемии Covid-19. В правительстве же представили новую и немаленькую статью расходов почти такой же антикризисной мерой, призванной гарантировать Saab сохранение соответствующих компетенций, загрузку их производства современных самолетов ДРЛО, а заодно и рекламу GlobalEye на международном рынке вооружений. Все-таки, что ни говори, но единственный заказчик в лице ОАЭ - пользователь специфический.
Однако даже такое царское предложение не поколебало мнения финских военачальников, подкрепленного местными же лоббистами американской техники, и в тендере в декабре 2021-го победил Lockheed Martin F-35 Lightning II. Примерно представляя, куда ветер дует, Швеция оказалась в безальтернативной ситуации проведения вынужденной закупки, поэтому еще в ноябре включила в военный бюджет на следующий год начало новой программы замены нынешним двум самолетам ДРЛО S 100D Argus (Saab 340B AEW-300/ASC-890), хотя им еще вполне можно было
летать и летать…