Как и многие другие нации, Австралия изо всех сил старается заставить свои NH90 летать. Из 46 заказанных в 2006 году машин, получивших местное обозначение MRH90 Taipan, ВМС принадлежат шесть, которые используют для материально-технического обеспечения и поддержки в море. Судя по всему, продукцию европейского концерна NHI австралийские моряки планируют заменить американскими Sikorsky MH-60R Seahawk.
Отработка медицинской эвакуации MRH90 Taipan c ПЛ типа HMAS Collins © ABIS Sarah Ebsworth
Ранее австралийцы уже закупили 24 вертолета MH-60R Seahawk для решения задач ПЛО и ПКО, но с 13 октября их осталось 23 после аварийной посадки на воду одного из них. Увы, эти машины
не умеют плавать, и вертолет затонул, хотя все три члена экипажа успели покинуть машину, и их быстро подняли с воды после "купания" в Филиппинском море.
Но возможно, что потерю скоро восполнят - 8 октября Агентство военного сотрудничества МО США DSCA (Defense Security Cooperation Agency) объявило, что Государственный департамент одобрил продажу Австралии 12 вертолетов MH-60R на общую сумму 985 миллионов долларов по линии программы межправительственных военных продаж FMS (Foreign Military Sales).
Поскольку официального заявления от Минобороны пока нет, австралийские СМИ расходятся во мнениях относительно последствий возможной покупки, но большинство, похоже, согласны с тем, что MRH90 Taipan постепенно выведут из состава ВМС. В частности, журнал Australian Defense Magazine
подтвердил, что новые вертолеты рассматриваются в рамках проекта Sea 9100 Phase 1 (Embarked Logistics Support Helicopter Capability).
Отработка медицинской эвакуации MH-60R Seahawk с ФР УРО HMAS Parramatta © Australian Defence
В этом случае все флотские MRH90 Taipan передадут сухопутным войскам, где продолжат до 2037 года эксплуатировать весь их парк, уже из 47 машин - еще один вертолет NHI "подарит" Австралии в счет компенсаций за задержки программы.
Складывается впечатление, что армейские тоже не в восторге от такого подарка. В июне этого года весь парк MRH90 Taipan ВС Австралии поставили на прикол и запретили полеты из-за "отклонения в процедурах технического обслуживания". ВМС повезло, они могли продолжать использовать MH-60R. А вот армии, согласно
ABC News, пришлось прибегать к найму гражданских вертолетов в аренду для выполнения несложных задач (training and non-combat transport roles), которые не требуют таких современных вертолетов, как NH90.
MRH90 Taipan австралийской армии © Australian Defence
С середины прошлого года Минобороны осторожно
зондирует почву на предмет замены по программе FMS хотя бы части MRH90 Taipan армейской авиации вертолетами американского производства HH-60W Pave Hawk и MH-60M Black Hawk. В частности, речь идет о 6-м авиационном полку, обеспечивающем действия ССО СВ Австралии. Всего за год до этого они получил 12 таких машин, соответствующим образом модернизированных.
Один из 12 австралийских MRH90 Taipan, дооборудованных до версии SOF в 2018-2019 гг. © NHI
Но спецназовцев категорически не устраивает неудачное расположение пулемета в левом дверном проеме, который мешает спуску по десантному тросу. Весьма серьезная причина для отказа, надо признать.