Ковыряясь со второй частью
Учений в Северной Норвегии времен Холодной войны наткнулся на пост 2015 года коллеги
477768 На мирной службе:
Береговая ремонтно-эвакуационная машина Centurion BARV FV4018 во время обследования норвежских фьордов в ходе подготовки к высадке учебного десанта; конец 70-х гг.
Ну, служба-то мирная весьма условно... В общем, дело было в Harstad,
где-то здесь
Признаю, на заднем плане совпадение линии вершин не идеальное, но точнее привязаться не удалось - гугл-мобиль ездит не везде. Да и дата события слишком размытая - просто "конец 70-х гг.", так что слишком упорно копать глубже особого смысла пока нет.
Что же до возникшей шесть лет назад проблемы идентификации национальной принадлежности техники, то ответ лежал на поверхности, но с другой стороны. Не нужно было
рассматривать форму на бойце - на обоих фото отлично виден номер 02ZR77, а эта машина оказалась очень известной. В коллекции AeroVenture Falklands War Collection в Донкастере хранятся несколько Centurion BARV, из которых 02ZR77 представляет особый интерес.
Изначально он был одним из первых оригинальных танков Centurion, построенным где-то между 1944 и 1946 годами, практически сразу после того, как первые "пляжные" БРЭМ BARV (Beach Armoured Recovery Vehicle) на базе средних танков M4 Sherman получили боевое крещение на пляжах в Нормандии.
Centurion честно прослужил танком более десяти лет, пока в середине-конце 1950-х не признали проблемы с недостаточной энерговооруженностью Sherman BARV для буксировки поступающих на вооружение новых, более тяжелых десантных плавсредств и машин. Работа над заменой началась в 1956-1957 годах, и совершенно логично выбор англичанами базы для перспективного BARV выпал на основной танк британской армии FV4200 Centurion.
Конверсия включала демонтаж башни, установку высокой легкобронированной водонепроницаемой надстройки, смотровой башенки для мехвода, буксирного и толкающего устройств, решетчатых надгусеничных полок, лееров ограждения и т.п.
Конверсия 13-го FV4200 в FV4018 на заводе ROF Barnbow Leeds:
Судя по пустынной окраске и максимально облегченной форме одежды, три из показанных ниже фото 02ZR77 явно откуда-то из теплых южных краев.
А если судить по окраске, расположению навесного оборудования, а особенно прическе командира машины, то четвертый снимок из тех же времени и мест, что и два самых верхних - Норвегия, 1970-е.
Спустя несколько лет, в 1982-м 02ZR77 стал одним из двух BARV, которые от 17 Port Regiment Royal Corps of Transport участвовали в операции Sutton по высадке десанта в Сан-Карлосе на Фолклендских (Мальвинских) островах. При этом один Centurion BARV с ДВКД HMS Fearless поддерживал высадку на "Синем" пляже (Blue Beach), а другой на "Красном" (Red Beach) c борта HMS Intrepid, систершипа "Бесстрашного".
В ходе десанта один Cent BARV надорвался и поломал трансмиссию. Судя по доступным фото-видео, скорее всего, это могло произойти с тем, что возился в грязи на нижней паре снимков, где обеспечивала высадку Amphibious Beach Unit с ДВКД HMS Fearless на "Синем" пляже.
Поскольку окончательные результаты десантной операции в то время еще были не вполне очевидны, вышедший из строя BARV оттащили на глубину и утопили, чтобы не достался противнику, ежели чего. Но после победы машину подняли водолазы и вернули на корабль. Не ясно, где-какой BARV был тогда, но если это случилось с 02ZR77, то для него все закончилось более чем благополучно. В дальнейшем он оставался на действительной службе и принял участие сначала в первой войне в Персидском заливе…
…а завершающим штрихом карьеры в 2003 году стал второй конфликт - участие в операции Shock and Awe/Operation Iraqi Freedom, где он обеспечивал действия Royal Marines с нового тогда десантного вертолетоносца HMS Ocean. Именно там 02ZR77 получил оригинальный камуфляж, которым до сих пор щеголяет, теперь уже в музее.
Срочная потребность в BARV на Ближневосточном ТВД сдвинула окончательное списание 02ZR77 аж на 2005 год. Таким образом, этот Centurion BARV FV 4018 не только был последним "Центурионом" англичан, но после 56 лет в строю прослужил ВС Великобритании дольше любой другой бронемашины.
Между тем, именно с 2003 году началась замена Centurion BARV новыми Hippo Beach (BRV) на шасси ОБТ Leopard 1.
Но это уже совсем другая история.
Два поколения "пляжных" БРЭМ на одном снимке. Слева - Hippo BRV, справа - Centurion BARV FV4018 (жаль, что не 02ZR77)