"Офицеры" и не только: Маленькие секреты старых фильмов

May 09, 2021 03:26

Сегодня фильм Владимира Рогового "Офицеры" будут бесчисленное количество раз крутить по разным каналам. Затрудняюсь даже примерно сказать, сколько десятков раз я уже смотрел эту кинокартину. И буквально с трепетом всегда ожидал последних кадров, чтобы ещё раз услышать проникновенное: "От героев былых времён…"

image Click to view



Наверное, ещё в самый первый раз я заметил, что в видеоряд песни кроме кадров из основного фильма попали крохотные эпизоды о событиях упоминавшихся, но нам не показанных: отстреливается у подбитой "тридцатьчетвёрки" Егор в горящем комбезе; казнь Маши в плену у немцев; раненого генерала Варавву несут в тыл со свежим шрамом на щеке, который стал рубцом к финалу фильма; забрасывают цветами танк с пехотой на броне и радостно улыбающимся Трофимовым в командирском люке.

Часть кадров - явная нарезка из фронтовой кинохроники: выносят раненого с поля боя, танки идут в атаку и мчатся по улицам освобождённого города. Салют у стен Рейхстага - сцена явно постановочная, но, похоже, того самого года, какой надо.

А ещё есть кадры, где юный Варавва несётся в атаку с кавалерийской лавой, и по его губам читается: "Даёшь!!!" Где Трофимов сражается с какими-то азиатами, выскочив из подбитого броневика. Может, именно об этом в сердцах упоминала Люба: "Всю жизнь я только и делала, что ждала. Ждала, когда ты дрался с басмачами в Туркестане. Ждала, когда ты гонялся за бандой Кудряша в павлоградских степях…" Есть там и еще один явно постановочный эпизодик: Т-34 несется по дымному полю прямо на камеру, но за секунды до столкновения её поднимает стрела операторского крана.

И поначалу было ужасно обидно, что не увидели мы всего этого. Наверное, просто не влезло всё в фильм по метражу/хронометражу? В принципе, с возрастом я понял всю прелесть именно такой недосказанности, из которой сейчас бы с радостью сотворили унылое мыло (что и продемонстрировала относительно недавняя одноимённая поделка).

В общих чертах с основами кинопроизводства я был к тому времени знаком, поэтому всё-таки нет-нет, да проскакивало возмущение. Это же надо было целую киноэкспедицию устроить к чёрту на кулички, чтобы снять десятисекундный ролик с Юматовым. А ландшафт там явно иной - не горы, а пески, улочки какого-то среднеазиатского города. Это же надо, всю московско-кавалерийскую часть в атаку кинуть, под совсем небутафорские взрывы, чтобы отснять пару метров плёнки с Лановым.

Но возмущение это чересчур явно было замешано на всё той же детской обиде, и с возрастом они странным образом смешались с гордостью: ничего не пожалели, чтобы прекрасный фильм получился ещё лучше.

И в этой своей оценке я изрядно промахнулся. Занимаясь на "Фантлабе" библиографией Вадима Коростылева, за одну неделю в 2012 году я освоил не один, не два, а десятка полтора фильмов, в титрах которых он был указан автором текстов песен. Интересно, что среди них оказалось сразу несколько картин Владимира Басова середины-конца 1950-х годов. И вот, при просмотре одной из них откровенное "дежа вю" посетило меня. Сравните картинки - слева "Крушение эмирата" (1955), справа "Офицеры" (1971):









После этого я сразу вспомнил про фильм "Павел Корчагин", в 1956-м принесший настоящую известность молодому Лановому. Но лично я его так никогда и не видел - отчего-то и эту картину тогдашние телебоссы не жаловали, хотя "Как закалялась сталь" с Конкиным в 1970-х прокрутили несколько раз. А что если при просмотре снова увижу знакомые кадры, не зря ведь Варавва из блондина стал брюнетом? И точно, начиная с 21-й и до 23-й минуты - слева "Павел Корчагин" (1956), справа опять "Офицеры" (1971):









Теперь оставалось только танк найти:




Казалось бы, кадров такого уровня в советском кинематографе не так много. Как это ни парадоксально. Во-первых, на заднем плане подбитый наш танк. А уж на это я в детстве сильно обращал внимание: "Как так? Почему наш, а не немецкий?" Во-вторых, танк или танкисты - главные герои, что очевидно из уровня сложности съёмки того эпизода. Возможно, скорость воспроизведения там увеличили, но не на много. Что из этого могло быть до 1971 года? Сразу вспоминаются "На войне как на войне" (1968), польские "Четыре танкиста и собака" (1966-1970) и киноэпопея "Освобождение" (1967-1970), где отдельные эпизоды были посвящены экипажу танка с номером 13, а роли исполняли Каморный и Носик. Проблема в том, что "На войне..." я почти наизусть знал - не было там такого. А пересмотреть все фильмы Озерова, тем более - всех поляков получилось только бегло. Увы, искомые кадры при этом не нашлись. Что же, осталась работа для будущих исследователей.

Есть подозрение, что что это будет не так просто. Скорее всего, Роговой имел доступ к рабочим материалам, не попавшим в окончательную версию фильма. Судя по виду Юматова за пулеметом "Максим", снимал его Басов для своего "Крушения эмирата", но сколько не прокручивал этот фильм, найти похожие кадры так и не смог.




Интересно, что при беглом поиске в сети вроде бы никто раньше факт использования в "Офицерах" кадров из других фильмов не замечал. Лично я когда-то с понтом считал себя знатоком советских фильмов со всевозможной стрельбой, но все первые фильмы Басова, вплоть до "Шахты №8", а также "Корчагина" смотрел впервые. Прямо заговор какой-то. И спросить уже не у кого. Нельзя исключать, что такой приём - всего лишь реверанс фильмам Басова от создателей "Офицеров". Может они им в детстве нравились, а там больше 15 лет разницы набежало.

Фильмы те старые, при всей напичканности штампами коммунистической идеологии и незамысловатости, почти примитивности сюжетов, сейчас вызывают зубную боль отличным уровнем актёрской игры, прежде всего в эпизодах. Операторская работа, трюки и даже массовые батальные сцены - современный уровень падения ощущается физически, несмотря на пресловутые цифровые спецэффекты CGI.

Ну, а в заключение разрешите мне поздравить всех, для кого этот праздник пока еще остается одним из главных дней в году

С Днём Победы!


фильмы, СССР, кино, Германия, Великая война

Previous post Next post
Up