NSM шагает по планете: Достижения и перспективы

Dec 04, 2020 21:43

В продолжение темы:



Canadian Surface Combatant © Royal Canadian Navy

Совершенно неожиданно Канада, по-видимому, стала заказчиком крылатых ракет NSM. Ранее никто не сообщал, что их собираются ставить на новых фрегатах CSC (Canadian Surface Combatant). Еще в 2019-м модель CSC с ПУ NSM демонстрировали на выставках Surface Navy и Sea Air Space. Но то была Lockheed Martin, и на DSEI 2019 она же привозила другую модель, с "Гарпунами".




Слева - ПУ NSM на Sea Air Space 2019; справа - ПУ Harpoon на DSEI 2019 © Navalnews

Но все сомнения отпали после появления на сайте военно-морских сил Канады PDF-файла с инфографикой.



Опубликованная 4 ноября конфигурация канадского фрегата Type 26 © Royal Canadian Navy

Журналисты Navalnews связались источниками в ВПК, которые подтвердили, что Kongsberg Defense & Aerospace (KDA) близки к завершению сделки. Но на аналогичный запрос от Teknisk Ukeblad в самой KDA ответили, что "Контракт не заключен, и у нас нет возможности прокомментировать это".

Судя по представленной конфигурации, канадские фрегаты будут оснащены исключительно мощным вооружением. В качестве ударных ракет указаны не только NSM, но и Tomahawk, оба производства Raytheon. А зенитные там аж трех типов - SM-2 и ESSM от Raytheon, а также Sea Ceptor от MBDA. Наличие одновременно двух последних явно привлекает внимание - они являются прямыми конкурентами и откровенно дублируют друг друга.




Photo © Navalnews

Обратите внимание на 32 ячейки УВП MK41 VLS на площадке надстройки перед мостиком - некоторые из них, а может и все будут "стратегической длины" для КРМБ Tomahawk. Вероятно, под крышками на миделе за дымовой трубой 6 ячеек по четыре ЗУР Sea Ceptor - это УВП ExLS (Extensible Launching System) от Lockheed Martin. Канада соперничает за право стать первым заказчиком этой системы вместе с ВМС Бразилии и её новым проектом корвета на базе tKMS MEKO A-100. Первенство будет зависеть от того, кто первым подпишет контракт

Канадские фрегаты разрабатывают на основе проекта Type 26 корпорации BAE Systems, восемь из которых заказала Великобритания (тип Glasgow) и три Австралия (тип Hunter). Канада планирует в серии до 15 таких кораблей с постройкой в Галифаксе на верфи Irving Shipbuilding в сотрудничестве с BAE Systems и Lockheed Martin Canada.

Другие перспективы экспансии NSM включают до 20 новых фрегатов FFG(X) ВМС США на основе проекта FREMM разработки французской Navale Group и итальянской Fincantieri, которые будут строить на верфи американской дочки Fincantieri Marinette Marine Corporation (MMC) в Лейк-Мичиган, штат Висконсин.

Вместе с "фрегатами" LCS всего у американцев может быть 60 кораблей, вооруженных КР NSM, как в начале 2020 года заявил командующий надводными силами ВМС США контр-адмирал Джин Блэк (Gene Black) на лекции во время ежегодного Surface Navy Association Symposium.



Первый американский фрегат FREMM будет введен в строй в 2030 году © Fincantieri

Германия в начале 2020-го подала в Kongsberg официальный запрос на серийное производство NSM и весной получила положительный ответ. В KDA заявили, что переговоры по подготовке твердого контракта должны завершиться до конца этого года. Первыми NSM вооружат фрегаты нового проекта F 126 (бывший MKS 180). Серию из четырех таких кораблей ФРГ заказала у голландской компании Damen Schelde Naval Shipbuilding с передачей первого заказчику в 2027 году и опционным соглашением еще на два. Кроме них NSM получат четыре фрегата новой серии типа Baden-Wuerttemberg (проект F125) и, возможно, старые фрегаты типа Bremen (проект F122).



Первый немецкий фрегат F 126 (MKS 180) будет введен в боевой состав в 2028 году © Thales

Также должны быть оснащены NSM шесть малайзийских фрегатов, строящихся на основе проекта французских корветов типа Gowind 2500.

Головной корабль серии Maharaja Lela заложили в 2015-м, спустили на воду в 2017-м и должны были передать флоту в апреле 2019 года. Постройка второго корвета Shariff Mashor и третьего Raja Mahadi началась в 2017-м, четвертого Mat Salleh в 2018-м. И на этом этапе все остановилось. Изначально завершение строительства шести кораблей серии планировалось в 2023 году, но реализацию этой программы отложили и все сроки перенесли примерно на четыре года. Теперь завершение строительства первого корабля возможно не ранее 2023 года.

Каждый корвет должен быть оснащен восемью пусковыми установками NSM. В апреле 2015 года представители KDA и министерства обороны Малайзии подписали первый контракт на приобретение подсистем управления, электропитания и внутрикорабельной связи комплексов NSM, которые необходимо было интегрировать в конструкцию корветов на этапе их сборки на стапеле. В апреле 2018-го заключили второй контракт стоимостью 124 млн. евро на корабельные пусковые установки и сами КР NSM с планируемой поставкой первых из заказанных ракет в 2020 году, но куда эти сроки сдвинули теперь пока не ясно (UPD - на 2021 год).



Source © Tentera Laut Diraja Malaysia

Корабельный вариант NSM также считается возможным вариантом закупки для британского флота, по крайней мере, в качестве временного решения, потому что англичане и французы надеются разработать собственную современную крылатую ракету большой дальности для замены ею стареющих ПКР Harpoon и Exocet.



Foto (с) WZE/Piotr Leoniak

Береговой вариант NSM с 2009 года использует Польша. В 2019-м американская морская пехота тоже выбрала крылатые ракеты (КР) NSM (Naval Strike Missile), оптимистично планируя вооружить ими автомобили 4×4 Oshkosh L-ATV (Light Combat Tactical All-Terrain Vehicle), которые в ВС США получили обозначение JLTV (Joint Light Tactical Vehicle) (UPD первые стрельбовые испытания успешно проведены в ноябре этого года). А в октябре появилась информация о возможной закупке береговых комплексов NSM Румынией. Её резоны очевидны - для малых стран NSM становится чем-то вроде лайт-версии американских "Томагавков" и российских "Калибров", да ещё и с универсальностью по морским и наземным целям, чего нет у старших собратьев.

И наконец, еще не реализована пара перспективных проектов.

Первый из них - возможность запуска NSM с вертолетов рассматривалась изначально. Правда тогда больше надеялись на тандем NSM+NH90 для Норвегии.



Source © NHIndustries

Но с продукцией концерна NHI до сих пор далеко не все складывается так, как задумывалось. Поэтому теперь ставят на проверенных лошадок. Прежде всего, здесь имеется в виду возможное вооружение NSM индийских вертолетов Sikorsky MH-60R.

Когда в апреле 2019-го Госдепартамент США одобрил их продажу, то выяснилось, что машины должны быть подготовлены к интеграции NSM, а в комплект поставки войдут учебные ракеты этого типа.

На выставке SAS 2019 (Sea Air & Space) в мае 2019-го представители Kongsberg впервые официально объявили, что новый вариант их ракеты теперь называется NSM-HL (NSM Helicopter Launched). А в Raytheon сообщили, что начавшиеся НИОКР по интеграции на вертолет в первую очередь предполагают платформу MH-60R Seahawk. Как и раньше, NH90 остается в списке приоритетов, но отошел на второй план.



Foto © Naval News

Второе направление существенно сложнее, разрабатывается давно, но скорого внедрения не ожидается. Здесь имеется в виду вариант крылатых ракет NSM-SL (NSM Sub Launch) класса "подводная лодка-поверхность". Он напрямую завязан на реализацию норвежско-германского проекта совместного строительства и закупки новых подводных лодок проекта Type 212CD (Common Design) - просто кроме них пока никто не заинтересовался таким предложением. Но программа всё ещё пробуксовывает на старте. После того, как представители федерального агентства Бундесвера по вооружениям, информационным технологиям и их эксплуатации BAAINBw (Bundesamt für Ausrüstung, Informationstechnik und Nutzung der Bundeswehr) и закупочного агентства МО Норвегии FMA (Forsvarsmateriell) дважды проинформировали немецкую верфь tkMS (ThyssenKrupp Marine Systems), что их предложение не соответствуют требованиям, в феврале поступило третье предложение. Официальная цель - заключить полностью согласованный контракт до конца 2020 года.



Крылатая ракета NSM-SL в стартовой капсуле (проект) © Kongsberg

И при всём при этом согласно официальным заявлениям представителей Норвегии и Германии, пока не планируется включение крылатых ракет NSM-SL в состав вооружения перспективных ПЛ. Возможность этого рассматривалась, но в связи с общей задержкой программы NSM на 10 лет НИОКР по адаптации ракеты для подводного старта из торпедного аппарата начались только в 2015 году. В мае 2017 года KDA в сотрудничестве с избранными отраслевыми партнерами провели технико-экономическое обоснование для NSM-SL, чтобы продемонстрировать потенциал недорогой адаптационной программы с низким уровнем риска. В Kongsberg надеются выйти на этап испытательных стрельб с подводных лодок в 2025 году. Окончание НИОКР и готовность к началу серийного производства ожидается не ранее 2026 года, тогда и может быть принято решение о вооружении КР NSM-SL ПЛ проекта 212CD.

Программа реализуется Kongsberg в партнерстве с Nammo и НИИ FFI при финансовой поддержке МО Норвегии. В 2019-м на этапе концептуальных исследований к проекту присоединилась компания Defense Systems Technology, подразделение британской Babcock International. Они отвечают за разработку капсулы подводного старта. Рамочная стоимость программы составляет 4,127 млрд. крон (486,9 млн. долл.).

Поскольку габариты стандартной ракеты не позволяют разместить ее в 533-мм ТА ПЛ, в лодочной модификации планируется использовать несколько удлиненный корпус авиационной версии КР JSM (Joint Strike Missile), совместимой по конструкции с NSM на 70%. Новую ракету оснастят системой управления и твердотопливным ускорителем от КР NSM, а также разработанным Nammo дополнительным вышибным зарядом для минометного старта. Он срабатывает после отстрела капсулы из торпедного аппарата и всплытия ее в вертикальном положении на поверхность, выбрасывая ракету из-под воды для набора начальной высоты, раскрытия аэродинамических поверхностей, запуска ускорителя c управляемым вектором тяги и маршевого двигателя.

Как считают в KDA, КР NSM-SL обладает значительным рыночным потенциалом, поскольку в ближайшем будущем многие военные флоты мира будут вынуждены менять ПКР Sub Harpoon. При этом вариант закупки Tomahawk Land Attack Missile (TLAM) будет доступен далеко не всем, а предложение Kongsberg до сих пор является единственной крылатой ракетой пятого поколения с возможностью высокоточного поражения как морских, так и наземных целей. Перечень возможных заказчиков включает Австралию, Польшу, Сингапур и Японию.

Таким образом, несмотря на отдельные проблемы, успех проекта NSM очевиден. Только вот ценник кусается. Никто прямо стоимость единичного изделия не называет, но его можно оценить в 1,5 млн. долларов - по контракту с ВМС США от 2018 года заказаны восемь КР NSM и одна система управления огнем за 14,9 млн. долл. Скорее всего, именно это стало одной из причин отказа финнов от этого варианта, в пользу вооружения своих перспективных корветов по программе Laivue 2020 (Флотилия 2020) израильскими ПКР Gabriel V корпорации IAI (Israel Aerospace Industries) . Второй резон - переполненный портфель заказов Kongsberg, в то время как Израиль обязался начать поставки уже в первом квартале 2020 года.

Но это скорее то самое "классическое исключение", которое только подтверждает правило.

UPD: Дополнение от коллег bmpd

Так ведь и Украина еще :-)

https://diana-mihailova.livejournal.com/5671675.html

4 ноября 2020: Стали известны новые подробности происходящего вокруг британского предложения. Источники «Думской» в командовании флота сообщают, что подданные королевы Елизаветы II согласились переделать проект с учетом пожеланий ВМСУ. В частности, <...> решается вопрос по противокорабельной ракете - скорее всего, она будет норвежской, компании Kongsberg - NSM (Naval Strike Missile).

Судя по всему, такой катер предложили ВМСУ

ARES 150 FAMB (FAST ATTACK CRAFT)




No comments


Малайзия, Германия, kongsberg, Румыния, Индия, США, rgm-84 harpoon, lockheed martin, Финляндия, Великобритания, ffg(x), Польша, Канада, naval strike missile (nsm), raytheon, mbda

Previous post Next post
Up