Автомобиль Tgb 152 ВВС Швеции в варианте для обслуживания вертолетов © FMV
В рамках концепции ВВС Швеции
BAS 90 / Basbataljon 85 по использованию боевой авиации с аэродромных участков дорог (АУД) для батальонов аэродромного обслуживания (БАО) в 1981 году приобрели в США 450 автомобилей Klargöringsbil 971, представляющих собой адаптированные под требования военного заказчика пикапы Jeep J-20, разработанных на базе находящейся с 1962 года в серийном производстве коммерческой модели
Jeep Gladiator 4×4.
Получившие в Швеции прозвище Dallas Jeep, эти машины активно использовались для перевозок технического персонала (модификация Klargöringsbil 9713A), саперных групп разминирования (Klargöringsbil 9711A) и в качестве аэродромных тягачей (Klargöringsbil 9712A), включая как транспортировку на прицепах вооружения и оборудования, так и буксировку авиационной техники с помощью переднего и заднего фаркопов.
На фоне разрядки напряженности после Холодной войны БАО расформировали, и к 2006 году все Dallas Jeep вывели в резерв без замены с передачей на складское хранение. Однако с началом военно-политического кризиса в Восточной Европе ВВС Швеции вернулись к концепции широкого использования АУД. Однако принятое в спешке решение практически никак не подкрепили ресурсно, и поначалу в качестве аэродромных автомобилей использовали любую технику, выбирая лучшее из того, что смогли найти. Например, в 2016 году в таком качестве
засветились минивэны Mercedes-Sprinter (Personbil 8), ранее закупленные для миссии KFOR в Косово, некоторое количество которых оставалось на складах. Поэтому возвращение в строй сохранившихся Dallas Jeep стало очевидным решением.
Воскрешение из небытия столь морально и физически устаревшей техники сразу же вызвало резкую критику шведских специалистов, так как проведение восстановительного ремонта при снятии с хранения не устранило целый ряд недостатков. К основным из них относят грубое нарушение современных экологических стандартов и норм безопасности перевозки пассажиров, в том числе использование двигателей без сажевых фильтров, систем рециркуляции и селекции выхлопных газов, расход бензина 12-24 литра на 100 км, несовершенство регулируемых вручную привязных ремней, отсутствие фронтальных и боковых надувных подушек безопасности, а также шипованных шин.
Поэтому управление защиты труда Швеции (Arbetsmiljöverket) в течение всего 2019 года усиленно собирало доказательства и уже совсем было собралось подавать исковое заявление на запрет эксплуатации в войсках Dallas Jeep. Однако в связи с полной бесперспективностью тяжб, не дожидаясь суда, в феврале 2020 года закупочное агентство ВС Швеции FMV (Försvarets materielverk)
объявило о подписании контракта с концерном Daimler AG стоимостью около 200 млн. крон (20 млн. долл.) на поставку ВВС страны в 2020-2022 годах 90 новых пикапов 6×6 Mercedes-Geländewagen 461 (военная версия выпускаемой с 1979 года модели Mercedes-Geländewagen G300). Помимо самих транспортных средств, договор также включает пакет типовых обязательств о передаче документации, сервисном и послесервисном обслуживании, модернизации, а также по обучению персонала.
Данный тип автомобилей в ВВС Швеции получил национальное обозначение Tgb 152 (Terrängbil шв., внедорожник) и будет закупаться для ВВС в двух незначительно отличающихся вариантах, первый из которых адаптирован
для аэродромного обслуживания вертолетной техники, а второй для боевых самолетов.
Версия Tgb 152 для обслуживания самолетов ВВС Швеции © FMV
Процедуру закупки FMV произвело без конкурса, воспользовавшись положениями действующего договора с Daimler на поставку ВС Швеции внедорожников Tgb 14/15 с колесными формулами 4×4 и 6×6 соответственно, предусматривающими возможность последующих опционов. Благодаря этому после первой поставки 105 автомобилей в 2011 году дополнительно закупии еще две партии по 50 машин в 2014 и 2017 годах. Новый контракт стал уже третьим опционом. Ну, а испытания версии 6×6 агентство FMV провело
еще в 2014 году.
Колесная формула
6×6
Шины
265/75 R16
Экипаж, чел.
1+3
Масса пустого/максимальная, кг
4400/6500
Длина, мм
6350
Ширина, мм
2150
Высота, мм
2400
Дорожный просвет, мм
260
Двигатель
Mercedes-Benz 300 CDI дизельный с турбонаддувом, 2 распределительных вала, 6 цилиндров по 4 клапана и электронно-управляемые форсунки впрыска топлива
Объем, см3
2 987
Диаметр/ход поршня, мм
83,0/92,0
Мощность, л.с. (кВт)
184 (135 кВт при 3 800 об/мин)
Максимальный крутящий момент, Нм
400 (при 1 600 об/мин)
Трансмиссия
автоматическая 5-ступенчатая коробка передач, двухступенчатая раздаточная коробка, межосевая и межколесная блокировки всех мостов
Максимальная скорость по шоссе, км/ч
120
Объем внутренних топливных баков, л
96+53
Запас хода по шоссе, км
150
Грузоподъемность, кг
2080
Тяговое усилие, т
17
Преодолеваемые препятствия
глубина брода, м
максимальный уклон, град
боковой наклон, град
0,6
41
35
Стоимость, тыс. долл. США
ок. 200
Сдвоенная кабина Tgb 152 имеет современную эргономику. Возможна перевозка четырех военнослужащих в полной экипировке, для чего предусмотрены специальные крепления под личное оружие.
В кузов интегрирована платформа длиной 2,17 метра, адаптированная под грузовые модули различного назначения. Кроме того, автомобиль Tgb 152 может быть оборудован средствами связи для использования в качестве мобильного пункта управления подразделением.
Понятное дело, что в сравнении с Dallas Jeep и Mercedes-Sprinter автомобили Tgb 152 кажутся просто космической техникой и существенно повысят возможности подразделений аэродромного обслуживания при базировании авиации на аэродромных участках дорог. Только ценник сильно кусается.