Новый аэродромный автомобиль ВВС Швеции на замену Dallas Jeep

Aug 18, 2020 17:15




Автомобиль Tgb 152 ВВС Швеции в варианте для обслуживания вертолетов © FMV

В рамках концепции ВВС Швеции BAS 90 / Basbataljon 85 по использованию боевой авиации с аэродромных участков дорог (АУД) для батальонов аэродромного обслуживания (БАО) в 1981 году приобрели в США 450 автомобилей Klargöringsbil 971, представляющих собой адаптированные под требования военного заказчика пикапы Jeep J-20, разработанных на базе находящейся с 1962 года в серийном производстве коммерческой модели Jeep Gladiator 4×4.




Получившие в Швеции прозвище Dallas Jeep, эти машины активно использовались для перевозок технического персонала (модификация Klargöringsbil 9713A), саперных групп разминирования (Klargöringsbil 9711A) и в качестве аэродромных тягачей (Klargöringsbil 9712A), включая как транспортировку на прицепах вооружения и оборудования, так и буксировку авиационной техники с помощью переднего и заднего фаркопов.





На фоне разрядки напряженности после Холодной войны БАО расформировали, и к 2006 году все Dallas Jeep вывели в резерв без замены с передачей на складское хранение. Однако с началом военно-политического кризиса в Восточной Европе ВВС Швеции вернулись к концепции широкого использования АУД. Однако принятое в спешке решение практически никак не подкрепили ресурсно, и поначалу в качестве аэродромных автомобилей использовали любую технику, выбирая лучшее из того, что смогли найти. Например, в 2016 году в таком качестве засветились минивэны Mercedes-Sprinter (Personbil 8), ранее закупленные для миссии KFOR в Косово, некоторое количество которых оставалось на складах. Поэтому возвращение в строй сохранившихся Dallas Jeep стало очевидным решением.





Воскрешение из небытия столь морально и физически устаревшей техники сразу же вызвало резкую критику шведских специалистов, так как проведение восстановительного ремонта при снятии с хранения не устранило целый ряд недостатков. К основным из них относят грубое нарушение современных экологических стандартов и норм безопасности перевозки пассажиров, в том числе использование двигателей без сажевых фильтров, систем рециркуляции и селекции выхлопных газов, расход бензина 12-24 литра на 100 км, несовершенство регулируемых вручную привязных ремней, отсутствие фронтальных и боковых надувных подушек безопасности, а также шипованных шин.

Поэтому управление защиты труда Швеции (Arbetsmiljöverket) в течение всего 2019 года усиленно собирало доказательства и уже совсем было собралось подавать исковое заявление на запрет эксплуатации в войсках Dallas Jeep. Однако в связи с полной бесперспективностью тяжб, не дожидаясь суда, в феврале 2020 года закупочное агентство ВС Швеции FMV (Försvarets materielverk) объявило о подписании контракта с концерном Daimler AG стоимостью около 200 млн. крон (20 млн. долл.) на поставку ВВС страны в 2020-2022 годах 90 новых пикапов 6×6 Mercedes-Geländewagen 461 (военная версия выпускаемой с 1979 года модели Mercedes-Geländewagen G300). Помимо самих транспортных средств, договор также включает пакет типовых обязательств о передаче документации, сервисном и послесервисном обслуживании, модернизации, а также по обучению персонала.

Данный тип автомобилей в ВВС Швеции получил национальное обозначение Tgb 152 (Terrängbil шв., внедорожник) и будет закупаться для ВВС в двух незначительно отличающихся вариантах, первый из которых адаптирован для аэродромного обслуживания вертолетной техники, а второй для боевых самолетов.



Версия Tgb 152 для обслуживания самолетов ВВС Швеции © FMV

Процедуру закупки FMV произвело без конкурса, воспользовавшись положениями действующего договора с Daimler на поставку ВС Швеции внедорожников Tgb 14/15 с колесными формулами 4×4 и 6×6 соответственно, предусматривающими возможность последующих опционов. Благодаря этому после первой поставки 105 автомобилей в 2011 году дополнительно закупии еще две партии по 50 машин в 2014 и 2017 годах. Новый контракт стал уже третьим опционом. Ну, а испытания версии 6×6 агентство FMV провело еще в 2014 году.





Колесная формула
6×6

Шины
265/75 R16

Экипаж, чел.
1+3

Масса пустого/максимальная, кг
4400/6500

Длина, мм
6350

Ширина, мм
2150

Высота, мм
2400

Дорожный просвет, мм
260

Двигатель
Mercedes-Benz 300 CDI дизельный с турбонаддувом, 2 распределительных вала, 6 цилиндров по 4 клапана и электронно-управляемые форсунки впрыска топлива

Объем, см3
2 987

Диаметр/ход поршня, мм
83,0/92,0

Мощность, л.с. (кВт)
184 (135 кВт при 3 800 об/мин)

Максимальный крутящий момент, Нм
400 (при 1 600 об/мин)

Трансмиссия
автоматическая 5-ступенчатая коробка передач, двухступенчатая раздаточная коробка, межосевая и межколесная блокировки всех мостов

Максимальная скорость по шоссе, км/ч
120

Объем внутренних топливных баков, л
96+53

Запас хода по шоссе, км
150

Грузоподъемность, кг
2080

Тяговое усилие, т
17

Преодолеваемые препятствия
глубина брода, м
максимальный уклон, град
         боковой наклон, град

0,6
41
35

Стоимость, тыс. долл. США
ок. 200





Сдвоенная кабина Tgb 152 имеет современную эргономику. Возможна перевозка четырех военнослужащих в полной экипировке, для чего предусмотрены специальные крепления под личное оружие.





В кузов интегрирована платформа длиной 2,17 метра, адаптированная под грузовые модули различного назначения. Кроме того, автомобиль Tgb 152 может быть оборудован средствами связи для использования в качестве мобильного пункта управления подразделением.

Понятное дело, что в сравнении с Dallas Jeep и Mercedes-Sprinter автомобили Tgb 152 кажутся просто космической техникой и существенно повысят возможности подразделений аэродромного обслуживания при базировании авиации на аэродромных участках дорог. Только ценник сильно кусается.


Швеция, АУД, sweden, Försvarsmakten, Luftförsvar

Previous post Next post
Up