7 августа EA-18G Growler из состава 23-й испытательной эскадрильи с авиабазы NAS Patuxent River ВМС США успешно провел первое летное испытание среднечастотного контейнера новой системы РЭБ NGJ.
First successfully mission systems flight Next Generation Jammer Mid-Band (NGJ-MB) with an EA-18G Growler BuNo 169220/SD-533 of Air Test and Evaluation Squadron (VX) 23 "Salty Dogs" (NAS Patuxent River, MD, 7 August 2020) © Photo: Erik Hildebrandt / US Navy
НИОКР по программе NGJ (Next Generation Jammer) продолжаются уже четыре года для оснащения самолетов палубной авиации ВМС и корпуса морской пехоты США комплексом подвесных контейнеров РЭБ следующего поколения на основе комбинации современных, гибких методов подавления и новых технологий полупроводниковой электроники, соответствующих как современным, так и перспективным требованиям. Разрабатываемый комплекс получил обозначение AN/ALQ-249 NGJ, и в среднесрочной перспективе он должен полностью заменить аппаратуру аналогичного назначения AN/ALQ-99 ICAP III. Полный комплект одной системы будет включать три отдельные подвесные контейнерные станции NGJ-LB (Low-Band), NGJ-MB (Mid-Band) и NGJ-HB (High-Band) нижнего, среднего и верхнего частотных диапазонов соответственно.
© Raytheon
Станцию AN/ALQ-249 (V)1 NGJ-MB разрабатывает компания Raytheon, чье предложение министерство ВМС США выбрало в 2013 году. В 2016 году с ней заключили первый контракт на сумму 1 млрд. долл. для первого этапа производства и поставок прототипов, включая 15 станций для тестирования и квалификации системы на земле, а также 14 подвесных станций для сертификации летной годности. 5 августа 2019 года руководство Raytheon объявило о поставке первой из них. 30 января 2020 года последовал новый контракт на сумму 403 млн. долларов для продолжения производства прототипов. Программа их начальных испытаний рассчитана на достижение основных эксплуатационных характеристик к концу 2022 года.
Также в рамках объявленного в 2019 году тендера в мае 2020 года ВМС США объявили о готовности к финальным испытаниям двух прототипов станции нижнего диапазона AN/ALQ-249 (V)2 NGJ-LB разработки Northrop Grumman и L3 Harris. Как и NGJ-MB, Их будут тестировать на протяжении лета 2020 года, после чего выберут одну из систем для серийного производства и поставок на флот. Как ожидается, новые системы будут приняты на вооружение в 2022 финансовом году (начнется в октябре 2021 года).
А вот о третьей станции AN/ALQ-249 (V)3 NGJ-HB, увы, пока никакой конкретики нет.
Тем не менее, к настоящему времени систему NGJ планируют закупить ВМС США и ВВС Австралии, а в перспективе возможно и Германии.
Американский EA-18G Grouler (слева) и австралийский (справа) с подвесными контейнерами комплекса РЭБ AN/ALQ-99 под крыльями и под фюзеляжем © Photo: US Navy / Royal Australian Navy
У ВВС Австралии осталось 11 из изначальных 12 EA-18G, а в палубной авиации ВМС США в состав всех авианосных крыльев входит по одной эскадрильев самолётов РЭБ с пятью машинами в каждой. К концу 2020 года планируется завершить полную замену всего оставшегося парка устаревших самолетов РЭБ ЕА-6В Prouler на EA-18G Grouler. При этом к 2025 году все ЕА-18G должны получить на вооружение новые комплексы AN/ALQ-249 NGJ, из расчета для каждого по два комплекта стандартных подвесных контейнеров нижнего, среднего и верхнего частотных диапазонов. В перспективе такими же комплексами должны оснастить самолеты вертикального взлета и посадки F-35B Lightning II корпуса морской пехоты США. Это позволит отказаться от сопровождения боевых порядков машин этого типа самолетами РЭБ предыдущего поколения, не использующими технологии малой заметности для радиоэлектронных средств (РЭС) противника. Рассматривается вариант применения контейнеров комплекса NGJ совместно с перспективными противорадиолокационными ракетами AARGM.
Как и у предшественников, основным назначением системы NGJ является обеспечение действий сил ВМС США путем подавления РЭС управления и наведения систем ПВО противника. Кроме того, при ведении асимметричных военных действий потенциально возможно подавление средств мобильной радиосвязи и дистанционных радиовзрывателей самодельных взрывных устройств.
Основными требованиями, предъявляемыми к технологическим решениям системы РЭБ следующего поколения, являются:
• возможность одновременного прицельного по частоте и направлению воздействия на РЭС различного назначения с различным местоположением;
• высокий энергетический потенциал, примерно в 10 раз превышающий аналогичный показатель для системы AN/ALQ-99;
• управляемая поляризация помеховых сигналов;
• возможность адаптивного подавления;
• открытая архитектура и модульность конструкции.
Одновременное прицельное по частоте и направлению подавление нескольких географически разнесенных РЭС может быть реализовано внедрением широкодипазонных приемо-передающих активных фазированных антенных решеток (АФАР), способных формировать на различных частотах несколько независимо управляемых лучей диаграммы направленности с различной структурой и поляризацией сигналов. Количество таких лучей будет зависеть от ряда условий, включая тип РЭС, их характеристики и режимы работы, наклонные дальности и угловые положения относительно носителя системы РЭБ. Считается, что для обеспечения необходимого сектора сканирования АФАР может быть применена технология задержки сигнала в реальном масштабе времени или истинная задержка времени TTD (True Time Delay).
Высокий энергетический потенциал планируется достигнуть за счет применения монолитных интегральных микросхем с полупроводниковой элементной базой на основе твердотельных технологий нитрида галлия GaN. По ряду характеристик они превосходят широко используемые в АФАР в настоящее время усилители на основе арсенида галлия GaAs, включая стойкость к высокотемпературным режимам работы.
Применение АФАР-излучателей, в сочетании с использованием GaN-усилителей позволяет формировать один или несколько высокоэнергетических прицельных по частоте и заградительных по направлению помеховых лучей шириной около 0,5-1,0°, обеспечивая снижение эффективной дальности обнаружения РЛС в 2-4 раза на дальностях от 100 км и более.
Кроме АФАР передатчиков помех комплексы NGJ оснащаются дополнительными модулями для ведения радиотехнической разведки (РТР) и предупреждения об облучении. Их антенны расположены над основными антеннами.
© Raytheon
У данной подсистемы значительно выше точность измерения угла места и азимута излучающих объектов противника, чем у бортовых средств РТР самолётов EA-18G. Кроме пеленгования подсистема обеспечивает анализ частотных параметров излучения и структуры сигналов, для формирования помеховых лучей с соответствующей спектральной плотностью в необходимых диапазонах волн.
Для увеличения пространственного охвата антенный модуль каждого контейнера комплекса с блоком РТР и излучателем помех имеет вспомогательный электромеханический привод доворота антенн по азимуту и углу места на ±30 и ±15 градусов соответственно. Это позволяет более эффективно подавлять РЛС зенитных ракетных комплексов и истребителей противника, находящихся в боковых полусферах. Данная конструктивная особенность избавляет экипаж самолёта-носителя от необходимости опасного сближения с объектами подавления, в то время как у помеховых лучей лишь незначительно уменьшается излучаемая мощность.
С точки зрения обеспечения высокого энергетического потенциала в системах подавления самолетов РЭБ палубной авиации традиционно используются не электрическая система носителя, а собственные автономные источники питания. Так, в конструкции контейнеров применяемой в настоящее время системы РЭБ AN/ALQ-99 интегрированы электрогенераторы RAT (Ram Air Turnbine) с приводом от носового винта, вращающегося в набегающем воздушном потоке. Однако их выходная мощность не превышает 27 кВт, чего недостаточно для средств РЭБ нового поколения. Поэтому в системе NGJ планируется использовать значительно более производительные генераторы HIRAT (High-power Ram Air Turbine) мощностью 120-140 кВт с приводом от 635-мм воздушной турбины внутри корпуса.
Для разработки модуля выработки электроэнергии в Raytheon заключили субподрядный контракт с компанией ATGI (Advanced Technologies Group), а проведение ее летных испытаний
с 2014 года обеспечивает коммерческий самолет Gulfstream 3 рег. № N710CF (448) авиакомпании Calspan Corp.
Закрытое и открытое положение воздушной турбины электрогенератора HIRAT на испытаниях в аэродинамической трубе © ATGI / Advanced Technologies Group
You can watch this video on www.livejournal.com
You can watch this video on www.livejournal.com
You can watch this video on www.livejournal.com
Источники:
1.
ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН» A.V.Karpenko2.
Об интеграции перспективного подвесного контейнерного комплекса РЭБ NGJ-MB для самолетов электронной атаки EA-18G Growler, Макс Босерман, журнал «Наука и техника»3.
Here Are The First Images Of Next Generation Jammer Mid-Band on the EA-18G Growler4.
Airborn Pod System / Advanced Technologies Group