В продолжение
темы:
Дания принимала участие в НИОКР по программе JSF (Joint Strike Fighter) с 1997 года. Среди прочего, это обеспечило раннее вовлечение датской промышленности в эту программу. В 2007 году датская сторона подписала соглашение о сотрудничестве с JSF, включая постоянное базирование в США одного F-16 для сравнительных испытаний с американскими F-35. В 2013-2016 гг. произведен так называемый "экспертный выбор типа перспективного истребителя", то есть, формальный конкурс, который завершился подписанием политического соглашения правительства с парламентом о закупке истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35A Lightning II. Но политические баталии продолжались еще больше года, пока в январе 2018 года министерство обороны Дании не подписало с Lockheed Martin первый из
серии запланированных контрактов для закупки в общей сложности 27 F-35A, намереваясь в 2018-2027 гг. затратить на эти цели 16,4 млрд. датских крон (2,6 млрд. долл.).
Первые четыре самолета должны поставить в 2021 году. Их будут использовать для подготовки датских пилотов и наземного персонала с постоянным базированием в США на AFB Luke (шт. Аризона). Первый пилот F-35 ВВС Дании будет обучен к февралю 2021 года. Следующую партию из шести F-35A планируется передать заказчику в 2022 году и в 2023-м перегнать их на датскую авиабазу Скрюдструп, где они поначалу тоже будут использоваться в учебных целях. Параллельно с поставками новой техники из состава ВВС Дании будут постепенно выводить F-16, которые верой и правдой служили с 1980-х годов.
В январе 2020 года на заводе Lockheed Martin в Fort Worth (шт. Техас) началась сборка первого датского F-35A с хвостовым номером L-001 (c/n AP-1). А недавно военное ведомство Дании
отчиталось, что несмотря на коронакризис COVID-19 сборка продолжается по графику, и 16 июля корпус L-001 установили на стенд EMAS (Electronic Mate and Alignment Station), который представляет собой систему электронной центровки и стыковки носовой, центральной и хвостовой частей F-35, а также модуля крыла перед их окончательной сборкой.
Здесь заказчик впервые смог визуально убедиться, что L-001 все-таки самолет, а не набор деталей. Выкатка этой машины с завода должна состояться в октябре текущего года, а передача заказчику ожидается после проведения начальных испытаний 27 января 2021 года.