окончание, начало
см. здесь
Суровый викинг © Николай Крутиков
НОРВЕГИЯ
Национально-психологические особенности норвежцев сформировались в длительном процессе влияния группы воздействующих факторов, которая сама подвержена определенным изменениям, обусловивших представление о "современном норвежце", который может отличаться от своего предка.
Холодная зима, непродолжительное лето, влажность и морской ветер и здесь способствовали формированию так называемого "нордического характера". Образ "нордического человека", описанный в произведениях национальной литературы, в наши дни постепенно отдаляется от психологического портрета современного норвежца. Развитие высоких технологий и повсеместное применение в обществе последних инноваций постепенно снизили уровень зависимости населения страны от суровой природы. Одновременно с этим в Норвегии наблюдается развитие так называемого "теплолюбивого поколения". Статистика свидетельствует, что 65% молодежи уезжает из северных губерний по достижении совершеннолетия, преимущественную долю рабочих, задействованных в трудовых процессах, сопряженных с переохлаждением (шахтеры, нефтяники, геологи), составляют иммигранты из других стран. На этом фоне норвежские психологи прогнозируют, что к 2010 г. тема "нордического характера" останется лишь искусственно пропагандируемой норвежцами идеей, не имеющей практического проявления.
Ага, в 2012 году прогнозируют на 2010-й ;) Не, нуачё?
Уже в годы Второй мировой войны командование союзных сил признало, что норвежских летчиков не целесообразно обучать ведению воздушного боя на истребителях "ввиду их нерешительности и чрезмерной осторожности". Именно поэтому они проходили подготовку исключительно на самолетах патрульной и поисково-спасательной службы. Современная статистика подтверждает, что образ норвежца-воина, не знающего страха, остался только в сагах VIII-XI в. н.э. В частности, по данным министерства обороны (14) страны, ежегодно на 7% увеличивается количество молодых людей призывного возраста, предпочитающих военной службе альтернативную гражданскую. При этом, как считают норвежские специалисты, религиозные убеждения, на которые ссылаются призывники, являются лишь формальным прикрытием страха перед трудностями казарменной жизни. Кроме того растет количество норвежских офицеров, высказывающих нежелание проходить военную службу за рубежом в составе многонациональных сил ООН и НАТО. Анонимный опрос, проведенный специалистами МО, показал, что каждый 5 военнослужащий в офицерском звании не хотел бы быть отправленным в Афганистан (15) или Судан, мотивируя это тем, что подобные командировки связаны с неоправданным риском для жизни.
14 Eide E. Din plikt [Айде Э.Твой долг] // Forsvaretsforum. [Oslo,] 2007. № 2.
15 NRK. Ikke i kø til Afganistan. 2009. 26.03.
...они проходили подготовку исключительно на самолетах патрульной и поисково-спасательной службы - и снова ошибка.
Mosquito Mk.IIs часто использовался как разведчик, но изначально был отнюдь не разведывательным самолетом, а истребителем.
Пожалуй, единственной чертой, унаследованной современными жителями Норвегии у средневековых викингов, закаленных в суровом северном климате, является упорство и настойчивость в достижении поставленных целей. Норвежец всегда стремится выполнить поставленные задачи, даже если они кажутся нереальными. Его никогда не остановят временные неудачи и сбои в реализации намеченного плана действий. Именно данная черта национального характера объясняет присущую норвежцам страсть к авантюрным и опасным путешествиям.
Географическое положение Норвегии также является важным фактором формирования национально-психологических особенностей. Страна представляет собой вытянутую полоску земли с сильно изрезанной прибрежной зоной, изобилующей островами и фиордами. Такое положение обусловило неравномерное расселение норвежцев на заселяемых территориях, сделало рыболовство основным видом трудовой деятельности, способствовало разобщению крестьянских общин. Рыболовный промысел организовывался, как правило, в составе отдельной семьи или ближних соседей, поселившихся на дальних островах или труднодоступных берегах фиордов. В результате формировался так называемый человек-индивидуалист, самостоятельно организовывающий свою трудовую деятельность, полностью зависящий от результатов своего труда. В настоящее время для Норвегии по-прежнему типичны маленькие поселения с небольшим количеством населения (от 100 до 1000 человек), а также отдельно расположенные на островах и берегах фиордов хуторские рыболовецкие хозяйства.
Крайний индивидуализм в характере современного норвежца проявляется в конформизме семьи или крайне узком круге знакомых, которых могут впустить в дом и поделиться с ними душевными переживаниями. Чужому человеку, в том числе и иностранцу, очень трудно проникнуть в сформированный круг общения отдельного индивида, добиться его расположения. Внешняя доброжелательность и кажущаяся открытость норвежца не означает, что после непродолжительного знакомства он легко признает в собеседнике товарища или потенциального друга и "откроет" ему свои сокровенные тайны.
Тема замкнутости и отчужденности души ярко проявляется в произведениях литературы и кинематографа Норвегии. "Золотой вакуум" - так охарактеризовал Йенс Бъёрнебу в своем произведении "Арсенальная башня" состояние человека, который жаждет общения, но не имеет его, потому что всё его естество противится поиску друга из-за страха ошибиться в выборе.
Стремление человека обособиться усиливается тенденцией так называемого "моббинга" - искусственного отторжения в коллективах отдельных личностей, их изоляции и дискредитации, которое за последние 5 лет с особой яркостью проявилась в Норвегии во всех сферах коллективной деятельности: школа, вузы, коммерческие и государственные предприятия, национальные вооруженные силы. 65% опрошенных норвежцев признали, что когда-либо подвергались моббингу со стороны коллег, из них 22% не смогли противостоять этому психологически и вынуждены были сменить работу или место учебы.
Традиционный индивидуализм норвежцев достаточно ярко проявляется во взаимоотношениях военнослужащих, негативно влияя на чувство общности и коллективизма в подразделениях. По мнению психологов вооруженных сил Норвегии, коллективизм в национальных частях проявляется лишь в форме соблюдения некоторых традиций, ритуалов, совместного выполнения служебных задач. "Искусственная" атмосфера сплоченности не создает у норвежских солдат основ для формирования взаимовыручки и самопожертвования. В последнее время в норвежской армии стали внедрять программу так называемого "тимбилдинга", призванную стимулировать у солдат и матросов чувства единой команды. Как правило, такие тренировки проводятся в виде "курса выживания", в ходе которого немногочисленная группа военнослужащих помещается в экстремальные арктические условия. Другое, более простое упражнение - перемещение на лыжах в сцепке за бронетранспортером, когда при падении одного из солдат, полностью нарушается всё транспортируемое звено.
Одиночество - одна из самых тяжелых психологических проблем Норвегии. По данным Государственного статистического бюро 20% ежегодно совершаемых в стране самоубийств порождены нерешенной проблемой отчужденности (16). Даже среди членов одной семьи постоянно возникают проблемы непонимания и психологической разобщенности, в стране участились случаи "бытового насилия" - издевательства одного члена семьи над другими, нанесения телесных повреждений, принуждения к половому акту. Сегодня этот вид правонарушений занимает одно из первых мест в уголовной статистике Норвегии.
16 См. интернет-сайт центрального статистического бюро Норвегии -
http://www.ssb.no Душевный конформизм и замкнутость, порожденные географической обособленностью, явились также причиной развивающегося в стране алкоголизма. Для норвежца не считается зазорным употреблять алкоголь в одиночку и без особого повода. Государственная политика регулирования продажи алкоголя за счет чрезмерно высоких акцизов больше не удерживает жителей Норвегии от злоупотребления спиртосодержащими напитками. Ежегодно количество официально зарегистрированных случаев алкогольного отравления увеличивается на 25%, причем наибольшее количество этих случаев приходится на возрастную группу до 20 лет. По данным МО Норвегии, за последние 5 лет возросло число происшествий, связанных с пьянством, на территориях воинских частей и кораблях национальных ВМС, причем более 50% таких происшествий зафиксированы в подразделениях, выполняющих задачи в составе миротворческих контингентов за рубежом (17).
17 Forsvarsdepartement. FS foredrag. Oslo, 2009 (Доклад командующего ВС Норвегии).
Исторически Норвегия с XIV в. находилась в унии с Данией и Швецией, имея при этом статус провинции. В 1905 г. Норвегия получает статус независимого государства. С этого момента в стране стремительно развивается демократия, в первую очередь уменьшается влияние королевской власти на функционирование государственной системы, растет роль избираемого народом парламента. Шестивековое провинциальное и политически зависимое положение Норвегии, с одной стороны, и стремительное развитие в стране процессов демократизации и "социализации" общества в XX в., с другой, в значительной степени способствовали развитию у населения уважения свободы личности. Норвежец уважает свою свободу и никогда не станет посягать на свободу другого человека. Самый яркий пример - принятое на основе всенародного референдума решение не вступать в ЕС. По мнению большинства норвежцев, членство в союзе позволило бы крупным странам Европы диктовать Норвегии свои политические и экономические условия, а также получить доступ к природным ресурсам страны.
Стремление к независимости наглядно проявляется и в отношениях между командиром и подчиненными. Солдат, призванный на службу, постоянно помнит о том, что подчинение офицеру или сержанту для него временное явление, срок которого истечет независимо от качества выполнения обязанностей и взаимоотношения с командирами. Именно поэтому норвежский солдат или матрос часто вступает в спор со своим начальником по поводу целесообразности выполнения приказа, стараясь подчеркнуть при этом свои демократические права.
Свободолюбивые норвежцы всячески избегают каких-либо обязательств. Они не любят брать в банках долгосрочные кредиты и давать в долг. Для жителей Норвегии не типичны ранние браки, поскольку создание семьи накладывает на человека ответственность и обязанности, с которыми, по мнению самих норвежцев, могут справиться только люди, имеющие достаточный жизненный опыт и устойчивую социальную позицию.
Норвежцы лишены пафоса в общении и стиле жизни. Обращение на "Вы" применяется только по отношению к высокопоставленным особам в протокольных ситуациях. В разговоре с женщиной мужчина не злоупотребляет ритуалами излишней вежливости, которые, по мнению самих норвежек, могут подчеркивать превосходство одного пола над другим. Жителям Норвегии не свойственно чванство и нахальство, они никогда не станут хвастаться своим социальным статусом и преувеличивать достигнутые ими успехи.
Норвежцы плохо разбираются в канонах моды, стилей и правилах внешнего вида. Они считают, что одежда должна быть удобной, комфортной и дешевой, всё остальное, по их мнению, навязывается обществу исключительно ради прибыли мировых производителей одежды. В Норвегии не принято одеваться роскошно и вычурно. Беседуя с человеком, который одет в дорогой костюм, норвежец будет ощущать неудобство и постарается быстрее завершить беседу.
Норвежские женщины - активные борцы за равноправие, пропагандирующие идеи феминизма, они занимают высокие должности в правительстве, на предприятиях и в вооруженных силах. Именно в Норвегии женщина стала первым и единственным командиром подводной лодки. Не следует ожидать, что за комплимент и проявленное внимание норвежка изменит своим правилам и "предаст" свои жизненные позиции свободной и независимой женщины. Норвежские мужчины считают, что не следует ждать снисхождения, если вас за мелкое правонарушение арестовала норвежка-полицейский.
Получив независимость, норвежцы всегда пытались создать образ обособленной нации исконных викингов, подчеркивая свое превосходство над датчанами и в первую очередь над шведами. Стремление продемонстрировать своим европейским соседям свою самобытность и культурную независимость отражается в почитании норвежцами национальной и государственной символики. Флаг Норвегии, викинги и тролли являются обязательным атрибутом декора жилых помещений, предприятий и государственных учреждений страны. Национальные мотивы присутствуют также и в элементах одежды современных норвежцев. Темы государственного королевского флага и королевской короны используются в рекламе, оформлении печатных изданий. В казармах и кают-компаниях кораблей ВМС Норвегии выставлены фотографии королевской семьи.
Приверженность национальной культуре подкрепляет отрицательное отношение норвежцев ко всему "иностранному", которое для большинства означает в первую очередь американское и шведское. В то же время они закрывают глаза на заметное распространение в обществе мусульманских традиций (ношение женщинами хиджабов, открытие специализированных магазинов, строительство мечетей и т.д.). Норвежские социологи отмечают, что в местной молодежной субкультуре растет популярность американских чернокожих исполнителей хип-хопа и рэпа, элементов одежды, соответствующих этим музыкальным стилям, в молодежном сленге активно используются выражения из американского английского. Норвежские ученые даже предполагают, что через 10 лет в национальном характере вообще может пропасть такая черта, как неприязнь к иностранной культуре.
Стабильная внутриполитическая обстановка в стране и сбалансированный курс правительства, направленный в первую очередь на решение социальных проблем общества; размеренная и вполне предсказуемая жизнь способствовали формированию у норвежцев специфической флегматичности и сдержанности. Норвежцы не ищут быстрых путей решения задач, любую работу они тщательно планируют, изучая и неоднократно обсуждая ее особенности. В то же время присущая норвежцам флегматичность граничит с безалаберностью - они не уделяют серьезного внимания тем деталям, которые считают второстепенными. Парламентская комиссия по спецслужбам выявила с 2002 г. в штабах и руководящих органах вооруженных сил страны многочисленные случаи нарушения правил работы с грифованными документами. В том числе были выявлены факты хранения большого количества секретных документов дома у норвежских офицеров (18).
18 Ǻrsrapport 02. EOS-utvelget. Oslo, 2003 (Доклад комиссии по спецслужбам Норвегии за 2002 г.).
Сами норвежцы считают себя достаточно пунктуальными в вопросах соблюдения времени. При этом для них характерны незначительные опоздания, причиной которых может служить какой-нибудь банальный фактор - незапланированное телеинтервью с местным политиком или внезапно начавшаяся распродажа в близлежащем магазине.
Говоря об особенностях влияния лютеранско- евангелической религии, стоит отметить определенный "либерализм" протестантской веры, отличающейся от ортодоксального (вероятно, православного - А.К) и католического христианства отсутствием огромного количества религиозных праздников, ритуалов и обычаев. Внешне демократизация веры проявляется в специфическом дизайне строящихся в стране церквей, а внутренне норвежцы менее набожны и суеверны, чем представители других конфессий.
Заметим, что в современных традициях страны сохранилось очень много элементов дохристианской языческой культуры. Символика древних богов изображается на одежде и ювелирных украшениях. Среди молодежи считается модным ношение татуировки с изображением "Молота Тора" или сцен из саг о "похождениях древних святых".
Либеральное отношение к церкви не лишило норвежцев уважения к христианским заповедям. В наибольшей степени это проявляется в присущей норвежцам особенности сострадать и сопереживать. Жители Норвегии очень трепетно воспринимают трагедию как ближнего, так и человека совсем незнакомого. Им не безразличны сообщения в СМИ о землетрясениях, авиакатастрофах и террористических актах. Это подтверждается активным участием жителей Норвегии в сборе средств пострадавшим от терактов в России и членам экипажа подлодки "Курск". Побудив норвежца сочувствовать вам, вы можете завоевать его расположение.
Исторически сложилось так, что Норвегия практически не поддерживала твердых отношений с европейскими державами, кроме этого длительная зависимость Норвегии от Швеции и немецкая оккупация во время Второй мировой войны способствовали отрицательному отношению норвежцев к шведам и немцам. И если современные норвежцы уже давно не отождествляют жителей Германии с образом захватчиков, то антипатия к шведам продолжает оставаться национальным феноменом.
Не могу подтвердить про давно не отождествляют. Лично был свидетелем, когда мы зашли в офис какого-то банка в Осло, как изменилось до этого приветливо улыбающееся лицо молодой дамочки в окошке после попытки моего коллеги заговорить с ней по-немецки. - Шпрехен зи дойч? - Найн! И губки сжаты плотно, и зубки сцеплены, аж желваки заиграли. А глазки и не думает отводить - прищурилась, будто в прицел ловит. Мы оба реально опешили. Пришлось мне на моем ломаном английском исправлять ситуацию. Разрулил, конечно, но улыбка к нам так больше и не вернулась. Наоборот, косилась все равно подозрительно, как будто запоминая. Может она за шпионов нас приняла? Шпиономания у них же там, как никак)))
Шведы, будучи ближайшими соседями Норвегии, воспринимаются ими как люди более низкого уровня развития. Об этом свидетельствует огромное количество анекдотов и шуток, в которых главным героем является швед. В норвежском кинематографе существует множество комедийных фильмов, в которых шведы преподносятся как глупые, неприспособленные к жизни люди. Подобное отношение вызвано, вероятно, желанием норвежцев избавиться от ощущения неполноценности, тем более что с развитием национального энергетического комплекса Норвегия сумела быстро набрать обороты роста в экономике и получить превосходство над своими бывшими покровителями. В некоторой степени негативному отношению норвежцев к своим соседям способствуют и сами шведы, которые в аналогичной форме насмехаются над норвежцами и пропагандируют идею того, что всеми своими достижениями Норвегия обязана исключительно Швеции.
Наиболее близкими по духу норвежцы считают нации кельтского и англосаксонского происхождения: ирландцев, шотландцев, англичан, исландцев. Это вызвано не только фактом исторической родственности северных наций, но и постоянным сотрудничеством в трудовой деятельности в первую очередь промысле рыбы и нефте-газодобыче. Кроме социально-политического стереотипа "родственных наций" можно отметить и тот факт, что норвежцы рассматривают Великобританию в качестве надежного политического партнера. Данное отношение норвежцев сформировалось еще во время Второй мировой войны, когда английские семьи принимали эвакуированные семьи из Норвегии; в том числе королевскую семью.
Норвежцы в целом одобряют развитие тесных политических связей с США и верят, что США являются главным гарантом безопасности государства. В то же время среди некоторой части населения, прежде всего в прибрежных районах страны, в последние 10 лет отмечается недовольство по поводу присутствия американских военных кораблей и атомных подводных лодок в норвежских водах. Это, по мнению норвежцев, может спровоцировать неадекватную реакцию со стороны РФ, что приведет к наращиванию присутствия русских в акватории Баренцева моря и в северной Атлантике (19).
19 Lilevik K. Naboskap // Klassekampen. 2007.11.02.
Рассматривая влияние внешнеполитических отношений на формирование национально-психологических особенностей, необходимо затронуть вопрос восприятия норвежцами России и русских. Примечательным является тот факт, что за длительный период "Холодной войны" в Норвегии, в отличие от других стран Европы, не проводилась антикоммунистическая пропаганда, сопровождающаяся материалами, дискредитирующими русскую нацию и моральный облик русского человека. Главным образом это объясняется сильным рабочим движением в стране с преобладающим количеством политиков социалистического толка в парламенте. Кроме того, послевоенное поколение уважительно относилось к советскому народу, освободившему территорию страны от фашистских захватчиков. В то же время в Норвегии проводилась всесторонняя "кампания шпиономании", отмеченная огромным количеством публикаций о деятельности в Норвегии русских шпионов, о проникновении советских подводных лодок в территориальные воды страны и о нарушении российскими самолетами с ядерным оружием на борту норвежского воздушного пространства. Также эта тема воплотилась во многих детективных романах и художественных фильмах 70-80-х гг. ХХ в. В итоге в сознании норвежца закрепился стереотип о том, что русские могут посещать их страну только ради сбора разведанных. В некоторой степени развенчанию этого стереотипа способствовало развитие демократических процессов в России на фоне укрепления экономических и культурных норвежско-российских связей. При этом шпионская тема в СМИ Норвегии сменилась публикациями о разваливающихся вооруженных силах России, что, по мнению норвежцев, противоречило возможности нападения с Востока, но при этом заостряло вопрос экологической катастрофы в приграничных с Россией сухопутных и морских районах. Кроме того, либерализация визового и пограничного режима привели к тому, что норвежцы столкнулись с проблемой распространения в стране криминальных группировок из выходцев бывшего СССР. При этом норвежцы не пытаются делать различия между украинцами, белорусами и другими нациями. На обывательском уровне все, кто приезжает с востока, - русские.
Несмотря на активную поддержку норвежскими учеными норманнской теории, обычные норвежцы не имеют никакого представления о роли скандинавских князей в развитии государственности на Руси. Население Норвегии никогда не ощущало значимости российско-норвежских отношений и не рассматривало Россию в качестве надежного международного партнера. Современные норвежцы также считают, что развитие двусторонних связей с восточным соседом является лишь превентивной мерой в интересах обеспечения безопасности государства. Так, Норвегия активно поддержала планы по проведению Зимних Олимпийских игр в Сочи, но одновременно в норвежских СМИ появились публикации о возобновлении Россией полетов стратегической авиации, в том числе и над акваторией Баренцева моря. В этих статьях муссировалась идея, что в складывающихся условиях возрождения российских ВС норвежскому правительству необходимо приложить максимум усилий для улучшения всесторонних отношений с Российской Федерацией.
Норвежцы весьма серьезно относятся к проблемам современных угроз, сточки зрения как государственной, так и личной безопасности, безопасности семьи. Храбрость и отвага, свойственные "нордическому характеру" викингов, сменились у норвежцев своеобразным пацифизмом, связанным с боязнью возможных конфликтов, трагедий и катастроф, а также осознанием отсутствия реальных возможностей противостоять сильному противнику или угрозе терроризма. В частности, по данным опроса общественного мнения, проведенного государственной компанией теле- и радиовещания, наибольшую обеспокоенность у норвежцев вызвали материалы о проведенных в Дании арестах представителей радикальных исламистских организаций, а также сообщения о готовящихся терактах в Великобритании. Данная информация, как признали 73% опрошенных, произвела на них более сильный, чем сообщения об испытании Россией новой вакуумной бомбы.
Рассмотренные здесь особенности можно считать стабильными лишь относительно и учитывать возможную динамику, требующую постоянного факторного анализа.
ДАНИЯ
Датчане не отличаются повышенной экспансивностью. Они спокойны, неагрессивны. При этом их нельзя назвать флегматиками, как, например, финнов. Прямота и вежливость - наиболее характерные черты характера датчан.
При знакомстве представляются официально, обмениваются рукопожатием. Титулы используются нечасто, хотя во многих датских фамилиях сохранились приставки, свидетельствующие о знатном происхождении. В беседе с незнакомцем датчане легко переходят на "ты". Есть и такие, кто обращается только на "вы". Это тем не менее не означает неприветливость.
Датчане без особого желания говорят о своей личной жизни. В отличие от шведов в беседе избегают интимных сторон своей супружеской жизни, также не любят обсуждать работу, доходы и религию. Датчане высоко ценят приглашение в гости. По традиции преподносят хозяйке дома цветы или отправляют их с курьером заранее, сразу после получения приглашения. Хозяину обычно преподносят спиртное, детям - небольшие недорогие игрушки.
Традиционным напитком датских застолий является пиво. Датчане с большим удовольствием воспринимают похвалу иностранца в адрес датского пива, которое, по их мнению, является самым лучшим в мире. Курение достаточно распространено в Дании. Большинство датчан отдают предпочтение сигаретам и табаку своих национальных производителей. Считается проявлением дурного тона просить сигарету. Если же ввиду крайних обстоятельств датчанин вынужден обратиться с такой просьбой, то, по давней традиции, вам обязательно будут предложены две кроны в качестве компенсации. Несмотря распространенность этой привычки, 78% населения страны поддержали предложение правительства запретить курение в гостиничных номерах, кафе, ресторанах, клубах, общественном транспорте, на всех рабочих местах. Это свидетельствует о честолюбии и аккуратности датчан.
Датчане очень уважительно относятся к своей королеве. В отличие от шведов жители Дании не любят обсуждать сплетни о жизни монархов, эта тема считается закрытой. Впрочем, будучи достаточно либеральными люди, они, в отличие от норвежцев, не стремятся беспрекословно соблюдать старые народные обычаи. Большинство национальных традиций впитали модные оттенки Европы и Америки, молодежь отдает предпочтение относительно новым для Дании праздникам (Хэллоуин, День святого Валентина), нежели древним традиционным обрядам, популярным в Норвегии и Швеции.
Типичному датчанину свойственны воспитанность, добросовестность, искренность, выдержка. Даже люди с проблемами алкогольной или наркотической зависимости в Дании в большинстве своем не опасны. Но проблема роста численности таких людей здесь существует. Причину повышенного интереса нации к алкоголю и наркомании, а также игровой зависимости и зависимости от Интернета психологи видят в безответственности Национально-психологические особенности населения скандинавских стран 151 и отсутствии необходимости работать, спровоцированных социальной денежной помощью, которая выплачивается всем нуждающимся людям. Личности со слабой волей и неразвитым чувством долга пользуются государственными деньгами и не идут работать, находя для этого новые и новые причины, а свободное время тратят на распитие алкоголя, приобщение к легким, а затем и тяжелым наркотикам, а также вовлечение в азартные игры и виртуальную жизнь.
Датчане искренне полагают, что быть датчанином - это особая привилегия. В душе они сочувствуют тем, кто не родился датчанином. Они любят говорить, что если вся Скандинавия - это "миска с рисовым пудингом", то Дания - "золотая ямка в середине этого пудинга, полная растопленного сливочного масла".
В Дании больше всего ценятся уют, личная жизнь и различного рода общества и клубы. При этом в менталитете датчан сильны черты крестьянской психологии. Любимый в народе просветитель Николай Фредерик Северин Грундтвиг очень точно охарактеризовал датчан в одной из своих песен в 1820 г.: "…чем ближе к земле, тем лучше для нас".
Это проявляется и в том, что, кроме конституции, в Дании существует другой, неписаный закон, так называемый "Янтеловен", которому датчане, может быть, и не очень рады, но за рамки которого им трудно выйти. Этот закон впервые был описан Акселем Сандермозе, который столкнулся с чувством всеобщего конформизма и группового мышления на своей родине, что побудило его переехать в Норвегию. Там он написал книгу о вымышленном датском городке Янте, который управляется в полном соответствии с законами ("ловен" и значит "закон"), выражающими глубоко укоренившиеся общественные привычки датчан.
Сама суть этих законов в том, что любого человека, который захочет поставить себя над остальными членами своей социальной группы, немедленно "сшибут с насеста". Существуют десять заповедей, таких как:
"Ты не должен обманываться, будто ты лучше всех нас";
"Ты должен верить, что каждый что-то собой представляет";
"Ты должен верить, что каждый так же важен, как и любой другой";
"Может быть, ты и умнее некоторых, но это еще не значит, что ты лучше их";
"Ты должен верить, что любой человек так же хорош, как и ты";
"Ты должен верить, что каждый человек знает что-то, что стоит знать";
"Ты должен думать о каждом человеке как о равном тебе";
"Ты должен верить, что каждый человек может что-то сделать хорошо";
"Ты не должен смеяться над другими";
"Ты должен думать, что всякий человек заслуживает заботы и внимания";
"Ты можешь у каждого чему-нибудь научиться".
Для власть имущих существуют две другие заповеди: "Не думай, что ты лучше, чем мы" и "Не думай, что ты выше, чем мы".
Перечисленные заповеди воплотились в нетерпимости датчан к авторитетам и деспотам. Подобная нетерпимость проявляется во всех сферах общественной жизни. Большинство датчанок решительно расторгают брак при первых проявлениях у супруга признаков деспотизма. Датские политики открыто критикуют лидеров других стран, демонстрирующих авторитарность.
* * *
Рассмотренные отличительные черты национального характера в Норвегии, Швеции и Дании позволяют сделать вывод о том, что вопреки общности в культурном развитии, схожести языков и духовных ценностей, данные народы отличаются по своим национально-психологическим качествам. Общность исторического развития, перераспределение территорий в ходе захватнических войн и в результате политических союзов не способствовали сближению народностей в единую этнокультурную группу "скандинавов". Как мы видим, наиболее явные различия проявляются у норвежцев и шведов, несмотря на то что эти две страны имеют наиболее протяженную общую границу и столетнее сосуществование в форме политической унии.
В то же время современные интеграционные процессы, происходящие в Северной Европе, отмеченные не только объединением финансовых потенциалов, но и смешением этнических групп, способствуют формированию новых черт за счет взаимопроникновения нравов, традиций и обычаев соседних скандинавских стран. Это в свою очередь в дальнейшем может способствовать утрате самобытности и сближению национальностей по их менталитету и особенностям характера.
<конец документа>
© Гулько Н.Н., 2012 Ну, для начала как-то так. Что же до социально-психологических особенностей населения, не вошедших в этот обзор, то в первую очередь здесь сразу следует упомянуть, чтобы потом поскорее забыть несколько коробящие (это сильно мягко говоря)
глубокие традиции семейной педофилии и инфантофилии а также, по моему глубокому убеждению как-то связанные именно с этим фантастические реалии современной ювенальной юстиции в Норвегии.
Но об этом уже как-нибудь в другой раз.
Для тех же, кто горит желанием самостоятельно продолжить погружение в тему, а заодно и убедиться, что для шпиономании у скандинавов все-таки были определенные основания, предлагаю к ознакомлению воспоминания некоего Бориса Григорьева "Скандинавия с черного хода». Книга вполне доступна в сети. Рекомендую.