В продолжение
темы:
Photo credit © FrenchPainter
22 февраля второй построенный для Нидерландов многоцелевой транспортно-заправочный самолет Airbus A330-MRTT (№ EC-336/MRTT055) после покраски совершил перелет из французской Тулузы в испанский Мадрид.
Photo credit © FrenchPainter
Первый самолет того же типа (№№ M1 1830 EC-340/MRTT054) покрасили в прошлом году в Манчестере (Великобритания). Ожидается, что он перелетит в Нидерланды и будет передан заказчику в мае 2020 года.
Слева - Airbus A330-MRTT с №№ MRTT054 и M1 приземляется в Манчестере в ноябре 2018 года, справа - он же на испанском аэродроме Альмерия в ноябре 2019 года © Photo: Shaun Connor / Mike Barker
Хотя 90% интернет-пользователей не переходит по внутренним ссылкам, неохота повторять весь наиболее полный, хотя и уже сокращенный вариант истории. Но желающие могут
попытаться себя пересилить. Зато можно попробовать, чтобы самый общий обзор программы не вышел снова слишком большим.
Итак, первая попытка создания в ЕС общего потенциала дозаправки в воздухе началась под патронажем Европейского оборонного агентства EDA (European Defence Agency) в 2011 году и благополучно заглохла к январю 2015 года, хотя при этом успели согласовать выбор для будущих закупок, которым стал новейший на тот период, да при этом ещё и многоцелевой транспортно-заправочный самолет Airbus A330-MRTT (Multi Role Tanker Transport). В 2013 году в Нидерландах, стране-лидере проекта, официально выразили заинтересованность именно в этой модели для замены двух своих самолетов KDC-10, а большинство остальных её дружно поддержали. Старые танкеры базировались на голландской авиабазе Эйндховен, там же решили разместить и их замену - расчеты показывали, что по нормам шумности здесь можно эксплуатировать до восьми A330-MRTT.
В июле 2016 года министерства обороны Нидерландов и Люксембурга подписали с группой Airbus соглашение о приобретении двух A330-MRTT. Ожидалось, что данная закупка станет началом совместной европейской программы приобретения самолетов транспортно-заправочной авиации, к которой до конца года начнут присоединяться все, кому не лень. Но кроме выражения полной поддержки подписывать обязывающие контракты никто не торопился, поэтому Нидерланды с Люксембургом так и оставались единственными участниками программы. Хотя закупку по-прежнему курировало агентство EDA и новый участник - европейская оборонная закупочная организация OCCAR (Organisation Conjointe de Coopération en matière d'Armement / Organisation for Joint Armament Co-operation).
В феврале 2017 года на министерской встрече НАТО в Брюсселе подписали новую декларацию о намерениях. Потом Польша и Бельгия еще несколько раз то декларировали намерения, то бросали, пока наконец-то в июне 2017 года Германия и Норвегия не
подписали очередной меморандум о присоединении к Европейскому многонациональному флоту транспортно-заправочных самолетов Airbus. Но в этоn раз все-таки вышли за рамки одних только обещаний и в сентябре 2017 года заказали еще пять А330-MRTT, увеличив их общее количество до семи.
В декабре 2017 года Бельгия тоже подписала контракт на один A330-MRTT и в феврале 2018 года официально
присоединилась к уже Многонациональной программе транспортно-заправочной авиации MMF (Multinational MRTT Fleet), таким образом, став пятой участницей данного соглашения.
После первых двух заказанных в июле 2016 года A330-MRTT Нидерландов и Люксембурга в сентябре 2017-го еще пять машин заказали Германия и Норвегия, а вместе с Бельгией общее количество самолетов увеличилось до восьми, со сроками их поставки в 2020-2022 годах. Кроме того, после всестороннего рассмотрения вопроса Чешская Республика в октябре 2019 года cтала шестым участником соглашения.
Вместо фирменного названия A330-MRTT от Airbus самолеты программы MMF станут KC-30M.
При этом формально они будут находиться в собственности НАТО и под управлением Европейского авиатранспортного командования EATC (European Air Transport Command) из Эйндховена. Постоянное базирование пяти KC-30M планируется в том же Эйндховене (Нидерланды), ещё трех в Кёльне (Германия), но при необходимости они будут летать к странам-участницам. Возможно использование самолетов в интересах как самих участников программы, так и других государств НАТО и Евросоюза, но за отдельную плату. За управление жизненным циклом флота KC-30M будет отвечать Агентство закупок и поддержки альянса NSPA (NATO Support and Procurement Agency), а управляет закупкой самолетов по программе MMF продолжит агентство OCCAR (Organisation Conjointe de Coopération en matière d'Armement). Комплектоваться национальные KC-30M будут экипажами ВВС своих стран, а эксплуатация планируется совместной, путем оплаты соответствующего необходимого количества летного времени. Сначала общий годовой ресурс полетов на заправку планировался в объеме 5500 летных часов, но с расширением состава участников их количество увеличили до 8900, распределение которых между странами пропорционально вкладу каждой в финансирование программы MMF. Пока конкретные долевые значения выглядят так: Нидерланды (2000 летных часов), Германия (5500), Бельгия (1000), Люксембург (200), Норвегия (100) и Чехия (100).
С учетом расчетного 30-летнего жизненного цикла самолетов KC-30M стоимость всей программы MMF пока оценивается в рамках от 1 до 4 млрд. евро.