Беспилотники ВМС Норвегии: БЛА Camcopter испытан на патрульном корабле БОХР Svalbard

Oct 03, 2019 18:11




20-23 сентября в акватории заливов Вогсфорд (Vågsfjorden) и Анфьорд (Andfjorden) рядом с Харстадом прошел первый этап испытаний БЛА Camcopter S-100 на патрульном корабле береговой охраны (БОХР) KV Svalbard в сотрудничестве специалистов австрийской компании Schiebel, испытательного центра "Аннёй" (Andøy Test Center), а также ВМС и ВВС Норвегии









Персонал компании Schiebel в посту управления БЛА на борту KV Svalbard

Основной задачей проведения испытаний являлась проверка возможности интеграции контейнерной системы БЛА на морских носителях, безопасного взлета и посадки с палубы, взаимодействия беспилотного аппарата с корабельными системами, а также наведения поисково-спасательного вертолета "Си Кинг" на обнаруженный БЛА в море объект (манекен в спасательном костюме).



Как обычно, видео с Tu.no не встраивается, желающим посмотреть - по ссылкам на страницы.

Для связи с БЛА и передачи потокового видео вне прямой видимости с носителя использовались сети морской широкополосной связи, предоставленные норвежской компанией Radionor Communications (см. ниже).





Испытания являются одним из элементов начавшейся 1 сентября второй части второго этапа программы "БАС ВВП в Арктике" (VTOL UAS i Arktis) по использованию беспилотных авиационных систем (БАС) вертикального взлета и посадки (ВВП) в арктическом регионе для решения задач поиска-спасения, а также наблюдения и разведки.

Программа началась 4 декабря 2018 года, когда муниципалитет Аннёй и испытательный центр "Аннёй" объявили о начале совместного пилотного проекта, призванного способствовать продвижению интересов и укреплению позиции Норвегии в Арктике. Программа рассчитана на реализацию в 2018-2020 годах, для чего выделен бюджет в 23,3 млн. крон (2,8 млн. долл.), из которых 9,7 млн. крон (1,2 млн. долл.) предоставил МИД Норвегии. Партнерами проекта являются служба БОХР, Береговая администрация, Объединенный поисково-спасательный координационный центр в Северной Норвегии (Бýдё), а также Северный университет.

Одним из основных элементов проекта является известный БЛА Camcopter S-100, выбранный после проведения конкурса. При максимальной взлётной массе около 200 кг продолжительность его полёта с полезной нагрузкой 25 кг составляет 6 часов, а при использовании дополнительного топливного бака увеличивается до 10 часов.




Стандартный вариант полезной нагрузки включает оптико-электронную ТВ/ИК систему в стабилизированном шаровом блоке. Кроме того, аппарат может быть оснащен радиолокационной станцией бокового обзора, адаптированной к работе как над наземной, так и над водной поверхностью.




Транспортировка БЛА и управление им осуществляется из стандартного 20-футового контейнера.




Стоимость полного комплекта системы составляет около 1 млн. долларов, но Норвегии она обошлась дешевле, потому что ее взяли в аренду у Schiebel после дооборудования по требованиям заказчиков. И это ещё не считая перекрашивания в модный пиксельный камуфляж. Значить, ежели, чтобы, когда в воду упадёт, на поверхности почти незаметным был.




Слева - норвежский БЛА Camcopter S-100 до переоборудования, справа - после

Судя по внешнему виду БЛА, его конфигурация близка к той, которую Schiebel поставила БОХР Хорватии по программе Европейского агентства обеспечения безопасности на море EMSA (как и БЛА Hermes 900 для БОХР Исландии).

image Click to view


https://youtu.be/oty10P3VkvU

Cудя по видео, в дополнение к основной ОЭС в носовой части установили еще одну поворотную камеру:




Как указывалось выше, программа "БАС ВВП в Арктике" рассчитана на реализацию в 2018-2020 годах в три этапа. В ходе первого из них в декабре 2018-го проведены НИОКР по интеграции на БЛА дополнительной полезной нагрузки и произведено тестирование ее работы.

Второй этап разбит на две части (апрель, сентябрь-октябрь 2019) для исследования способности самого аппарата и его бортовых систем действовать в сложных условиях рельефа и климата, а также возможности установки контейнерной системы на морских носителях.

На третьем этапе (апрель 2020) будет исследована возможность работы БЛА на морских носителях в условиях арктических морей, включая испытания с кораблей БОХР в водах вокруг Шпицбергена. Ожидается, что результаты испытаний позволят определить возможности и степень эффективности использования БЛА вертолетного типа для мониторинга, наблюдения и разведки в арктической морской зоне, включая использование с кораблей БОХР.



Photo © dmitry_v_ch_l

Однако не стоит сильно торопиться радоваться, в надежде, что скоро "Камкоптеры" начнут порхать над волнами Норвежского моря. Если углубиться в историю, то служба БОХР Норвегии давно проявляет интерес к БЛА. Протяжённость береговой линии материковой части этой страны более 25 тыс. км, с прибрежными островами - около 58 тыс. км, а со Шпицбергеном - более 80 тысяч. При этом площадь исключительной экономической зоны Норвегии с рыбоохранной зоной архипелага Шпицберген и рыболовной зоной вокруг острова Ян-Майен превышает 900 тыс. кв. км.

Для решения сложной задачи надёжного освещения обстановки в таком обширном географическом районе со сложными гидрометеоусловиями могут использоваться всего 13 ПК БОХР, из которых 6-7 постоянно находятся в море вдоль всего побережья страны. В связи с предстоящим с 2021 года завершением эксплуатации патрульных самолётов P-3C/N Orion, а также из-за небольшого количества вертолётонесущих кораблей (три фрегата БОХР типа Nordkapp и один ПК БОХР Svalbard) да еще и с учетом перманентных проблем Норвегии с самими вертолетами (историю о палубных NH90 можно прочитать здесь, о поисково-спасательных AW101 здесь), очевидным решением для повышения эффективности наблюдения за морскими акваториями считается использование БЛА.

Данная концепция обсуждается скоро уже 15 лет. Поначалу наиболее вероятным кандидатом на роль перспективного БЛА корабельного и берегового базирования рассматривалась БАС Scan Eagle английского производства, совместной разработки Boeing и Insitu.



К настоящему времени консорциум Boeing Insitu получил заказов на 34 БАС Scan Eagle для ВМС и БОХР Малайзии, Индонезии, Филиппин и Вьетнама

Однако эти планы остались нереализованными, так как в соответствии с разработанной в 2012 году в НИИ МО FFI (Forsvarets forskningsinstitutt) необходим был акцент в оснащении ВС Норвегии БАС национальной разработки. В связи с этим специалисты института начали поиск доступных предложений на норвежском рынке, поначалу остановив свой выбор на разработках компании Maritime Robotics с офисом в Тронхейме. Представители этой фирмы в течение нескольких лет проводили НИОКР по использованию БЛА для решения задач мониторинга морских акваторий, включая использование в военных целях, прежде всего, в интересах БОХР.

Сначала они активно продвигали представителям этой службы различные паллиативные решения, вроде привязных аэростатов с ОЭС. Их испытывали, рассыпались в благодарностях, но упорно отказывались принимать на вооружение. Зато, когда началась реализация программы AMOS (Autonomous Marine Operations and Systems), сразу вспомнили про Maritime Robotics. Работы проводились в тесном сотрудничестве с Норвежским университетом науки и технологий NTNU (Norwegian University of Science and Technology) и были направлены на исследование возможности использования БЛА при минимальном вмешательстве оператора для решения ряда задач, таких как автоматический полет на основе добываемой в реальном масштабе времени информации от бортовых систем (датчики, связь, управление, контроль); "интеллектуальное" выполнение внешних команд, получаемых в ходе автономного полёта по заранее назначенному маршруту; автоматический взлёт с корабля и посадка; обеспечение безопасной эксплуатации и предотвращение столкновений; контроль качества связи, расхода топлива, общей работоспособности и диагностика отказов.

В качестве платформы для проведения своих исследований специалисты Maritime Robotics использовали БЛА Penguin MR (MR - Maritime Robotics) на основе модифицированного ими планера коммерческого БЛА Penguin B, серийно производящегося на американском предприятии латвийской компании UAV Factory.





Особенностями базовой модификации БЛА Penguin B являются модульная конструкция, быстрота сборки, удобство доступа в отсек сменной полезной нагрузки через крупногабаритный верхний люк. Его герметичность обеспечивает возможность приводнения БЛА без выхода из строя бортовой аппаратуры.




Базовый комплект наземной станции системы управления Penguin B помещается в жёстком кофре размерами 1,00×0,42×0,17 м, а также включает дополнительную антенну с отдельной укупоркой.





Для решения более специфических задач в Maritime Robotics разработали мобильную станцию управления, размещаемую в контейнере на автомобильном прицепе, который также можно устанавливать и на палубе корабля.




В начальной конфигурации основным средством обнаружения Penguin B являлась небольшая подфюзеляжная поворотная ТВ-камера. Новая полезная нагрузка для Penguin MR состояла из бортовых систем, разработанных в сотрудничестве с другими норвежскими организациями и компаниями.




Именно тогда компания Radionor Communications впервые предоставила специалистам НИИ оборудование и услуги связи, которые стали важнейшим элементом новой системы. Новяа аппаратура позволяет передавать на базовую станцию в реальном масштабе времени цветные фото-видеоизображения в формате высокого разрешения HD (High Definition). Двусторонний обмен информацией на значительном удалении БЛА от носителя обеспечивается в сетях 3G мобильной связи с помощью стандартных интернет-протоколов. При этом используется та особенность наземной телекоммуникационной инфраструктуры Норвегии, что на господствующих возвышенностях вдоль всего её побережья в начале-середине 2000-х годов установили мощные ретрансляторы сотовой телефонии для обеспечения мобильной связью абонентов в море на удалении от суши до 50-70 километров, а в воздухе и более. Так, в ходе испытательных полётов с авиабазы Эрланн в октябре 2013 года таким образом обеспечивалась устойчивая передача данных с БЛА, летящим вдоль береговой черты на удалении до 150 километров от точки старта. В июне 2019-го это расстояние уже превысило 200 километров.

В конце 2014 года компания Maritime Robotics передала в аренду вооружённым силам сроком на 12 месяцев для проведения оценочных испытаний оба опытных экземпляра БЛА, которые таким образом стали первыми и долгое время являлись единственными БЛА службы БОХР в всех ВМС Норвегии в целом. Информации о начальном этапе их испытаний не нашлось. Скорее всего, в тот период проходили оценочные испытания Penguin MR в качестве прототипа перспективной БАС оптикоэлектронной разведки морских акваторий. А на втором этапе в начале лета 2015 года БЛА передали НИИ FFI для продолжения их испытаний в качестве носителей перспективной БАС уже радиотехнической разведки. Полезную нагрузку заменили, установив вместо камеры аппаратуру, разработанную по программе LINE EW-UAS (Light Navigation-radar ESM Electronic Warfare Unmanned Airborne System), тем самым впервые d НАТО реализовав на беспилотных платформах новый стандарт STANAG 4658 CESMO (Cooperative ESM Operations) по созданию сети обмена информацией РЭР для целей геолокации.

Сначала испытания проходили в заливе Ослофьорд рядом со столицей, затем переместились на аэродром Эггемуен и закончились над акваторией Норвежского моря в районе авиабазы Эрланн.



БЛА Penguin MR с аппаратурой РТР перед началом испытаний
(аэродром Эггемуен, август 2015 г.)

В Эрланне проведена основная программа экспериментов, при этом на дальностях 8-13 км средняя ошибка местоопределения не превышала 300 метров, за исключением тех случаев, когда цель оказывалась на линии пеленгаторной базы.




Эксперимент по пеленгованию судовых РЛС на паромной линии Брёкстад-Анденес (ноябрь 2015 г.)




Испытания успешно завершились в ноябре 2015 года. Руководство Maritime Robotics лелеяло наполеоновские планы завоевания БОХР Норвегии, высоко оценивая свои шансы на получение заказа, так как их бизнес-концепция в сравнении с возможными конкурентами позволяла в кратчайшие сроки получить относительно недорогую, но эффективную беспилотную систему с максимальной локализацией производства на национальных предприятиях. Однако пока воз и ныне там.

По прошествии двух лет в мае 2017 года в жизни норвежской береговой охраны впервые появился Camcopter S-100, когда в испытательном центре "Аннёй" компания Schiebel провела серию демонстрационных полетов этого своего аппарата для представителей службы БОХР ВМС, ВВС, береговой администрации и полицейского управления, включая решение задач патрулирования прибрежных акваторий. В целом осторожно похвалив, тем не менее заказчики отметили, что система не оптимизирована для использования с морских платформ, в районах со сложной береговой чертой и рельефом местности, а также в условиях низких температур. Собственно, именно отсюда и растут ноги у начавшейся позднее программы "БАС ВВП в Арктике".

Интересно, что за год до этого Camcopter S-100 заинтересовались в Канаде для решения сходных задач. У них воздушное наблюдение за полярными районами ведется в рамках программы министерства транспорта NASP (National Aerial Surveillance Program in Canada’s Arctic), единственным ресурсом которой является один специально переоборудованный самолет DHC-7-150IR (Dash 7). К настоящему времени он считается устаревшим, требует значительных вложений в поддержание техготовности и содержание экипажей, при этом аэродром постоянного базирования у него расположен аж в Оттаве (провинция Онтарио), то есть, за тридевять земель от основных районов предназначения. Для устранения ключевых недостатков программы NASP канадские эксперты рекомендовали дополнить, либо полностью заменить существующую систему БЛА. В 2015 году анонсирован проект UASP (Unmanned Aircraft System Project) с бюджетом 31 млн. долларов. В рамках его первого этапа отобрали пару претендентов, одним из которых и стал беспилотный вертолет австрийской компании.

В марте 2016 года на ледоколе George Pearkes БОХР Канады проведели первые его испытания в открытом море к северо-востоку от Ньюфаундленда, продемонстрировав максимальный эффективный радиус применения 200 км.





Schiebel ещё есть куда расти, потому что в тактико-техническом задании UASP задана дальность действия в 2000 км. Кстати, именно это не только предъявляет жесткие требования к БАС, но и приводит к затягиванию реализации программы, изначально заявленной к марту 2020 года. Просто Канада когда-то присоединилась к Режиму контроля ракетных технологий (РКРТ), согласно которому готовые к эксплуатации средства доставки с дальностью свыше 300 км и полезной нагрузкой от 500 кг подлежат обязательному контролю, поэтому на использование БЛА с такими характеристиками необходимо получение лицензии от органов контроля договора. При этом, по опыту, если одна из состоящих в РКРТ стран направляет запрос на использование средств данной категории, в большинстве случаев она сразу получает отказ. По крайней мере, с первого раза. Тем самым прогнозируется отсрочка реализации проекта UASP не менее чем на 2-3 года от первоначально планируемого срока для устранения юридических препятствий.




Так что здесь у Норвегии появляется возможность обойти арктического соседа. Впрочем, руководство проекта "БАС ВВП в Арктике" подчеркивает, что использование Camcopter S-100 в программе отнюдь не предполагает автоматической последующей закупки этого БЛА. Он всего лишь выбран в качестве испытательной платформы, а в дальнейшем, в случае принятия положительного решения о принятии БАС ВВП на вооружение, будет проведен новый конкурс перед началом закупок. Вон, аккурат к тендеру поисковая версия канадского LX300 может подоспеть. Понятное дело, тягаться с раскрученным брендом CAMCOPTER © S-100 Schiebel никому неизвестным Laflamme Aero будет нелегко. Ну, так General Dynamics за сумму малую всегда готова помочь с продвижением на рынке.





Или SAAB Skeldar V-200, который как раз сейчас норвежская фирма Nordic Unmanned адаптирует по заказу EMSA для экологического мониторинга прибрежных вод. Хорошая компания получится: S-100, V-200 и LX300, - это где-то даже красиво.




В условиях постоянного затягивания сроков военных закупок различные подразделения ВС Норвегии начали реализацию собственных программ в качестве неотложных временных мер по преодолению острого дефицита необходимых им беспилотных систем за счет доступных предложений на коммерческом рынке. В частности, служба БОХР в рамках тестового проекта в 2016 году закупила небольшую партию БЛА Indago 2 производства Lockheed Martin у всё той же Nordic Unmanned, официального дистрибьютера этой продукции американской корпорации на скандинавском рынке.



Демонстрация возможностей БАС Indago 2 с ТВ/ИК ОЭС на ежегодном семинаре БОХР ВМС Норвегии 20 апреля 2016 года



Премьер-министр Норвегии Эрна СУЛЬБЕРГ на демонстрации Indago 2 представителями компании Nordic Unmanned в апреле 2017 года



БЛА Indago 2 БОХР Норвегии в марте 2018 года © foto: Kystverket

Кроме того, некоторое количество этих БЛА закупили для объединенного командования ССО, они засветились на фото, но это уже совсем другая история. Хотя именно в БОХР их отчего-то больше не видно. Зато появились какие-то новые, которые впервые засветились во время операции по подъему затонувшего фрегата "Хельге Ингстад". В марте 2019 года на ПК БОХР KV Tor появился некий квадрокоптер, тип которого пока так и не удалось идентифицировать.





Операторы рассказали, что такими системами оснастили все пять патрульных кораблей внутренней береговой охраны (Indre kystvakt), то есть KV Tor, KV Njord, KV Nornen, KV Heimdal и KV Farm. В каждом из их экипажей пара моряков допущена к обслуживанию и применению БЛА, а использовать их приходится практически ежедневно для любых гражданских задач береговой охраны: поисково-спасательные операций, разливы нефтепродуктов, взаимодействие с таможней и т.п. Такой достаточно простой беспилотник также может быть полезным инструментом для решения некоторых военных задач, например, в ходе отражения террористических атак.




И на этом наш рассказ заканчивается, потому что ничего другого, кроме этих игрушек у ВМС Норвегии сейчас нет от слова "совсем". Более того, даже в перспективных планах закупок никаких программ приобретения БАС для военного флота так и не появилось. Руководство министерства обороны и командование вооруженных сил знает о проблемах, но считает, что есть гораздо более важные направления финансирования.

Схожая ситуация складывается и в других видах вооруженных сил (за небольшими исключениями) с минимальными перспективами на возможные изменения. В принципе, давно можно было собрать обзорный материал, да все руки не доходят. Зато название давно готово, что-то вроде "Нереализованные планы и неподтвержденные амбиции". Желающие приобщиться к полному содержанию этой истории могут оставлять свои заявки в комментариях.

(продолжение следует)


norway, БЛА, sjøforsvaret, Норвегия, kystvakt, kv tor, kv svalbard, forsvaret

Previous post Next post
Up