В продолжение
темы:
Фрегат УРО "Хельге Ингстад" в сухом доке Хоконсверна
24 апреля фрегат УРО "Хельге Ингстад" поставили в сухой док главной военно-морской базы Хоконсверн. Такое решение вызвало немалое удивление, потому что для этого пришлось вывести оттуда ФР УРО "Нансен". С марта 2017-го он проходит плановый, не менее чем двухлетний ремонт, который после всех пертурбаций должен завершиться в августе.
KNM Fridtjof Nansen в сухом доке судоремонтного завода ГВМБ Хоконсверн. На заводе рассматривали возможность сокращения срока ремонта, чтобы вернуть корабль в строй в марте, но не смогли перевести завод на работу в две смены или набрать дополнительный персонал, но это уже
совсем другая история.
Новый сухой док был введен в эксплуатацию в 2008 году. Чтобы в нем помещались новые фрегаты пришлось снести часть крыши старого.
Но уже 30 апреля в док снова поставили "Нансена" заканчивать ремонт, а "Ингстад" вернули к причалу в Хоконсверне, где он и должен оставаться до решения своей участи. Как пояснили представители ВМС, нужно было срочно произвести в доке дополнительную герметизацию поврежденного корпуса корабля.
15 мая представители закупочного агентства FMA от лица министерства обороны огласили результаты государственного отчета о состоянии аварийного фрегата, перспективах его возвращения в строй и целесообразности восстановления. Оценку технического состояния корабля выполнили специалисты Navantia, а качество их работы проверили DNV-GL, Germanische Lloyd, а также проектные компании LMG Marin и Fireco. Полный отчет носит секретный характер, но для понимания ситуации вполне достаточно короткого резюме,
размещенного на сайте норвежского правительства.
• Спасательная операция по подъему корабля обошлась в 726 млн. крон (84 млн. долл.), что вынудило правительство увеличить оборонный бюджет в середине года на 486,3 млн. крон (61 млн. долл.) и затратить еще не менее 166 млн. крон (21 млн. долл.) с других статей военного бюджета.
• Урон ФР УРО "Ингстад" считается примерно полным. Технически возможно его отремонтировать, но это потребует значительных по объему и очень дорогостоящих работ.
• Ремонт потребует 12-14 млрд. крон (1,5-1,8 млрд. долл.) и займет более пяти лет.
• Строительство нового корабля класса "фрегат УРО" оценивается в 11-13 млрд. крон (1,4-1,6 млрд. долл.), а срок реализации проекта займет несколько более пяти лет.
• Технические, экономические и временные риски ниже для нового корабля по сравнению с ремонтом "Хельге Ингстада".
• Любой вариант утилизации корабля обойдется не менее чем в 50-100 млн. крон (6,3-12,5 млн. долл.). Это уже чистые затраты, с учетом вычета выручки от продажи металла, деталей, запчастей и других материалов.
• Некоторые детали, узлы и агрегаты все-таки могут быть использованы повторно, но это не позволит существенно снизить затраты на ремонт. Стоимость таких деталей оценивается в 100-400 млн. крон (12,5-50 млн. долл.), с учетом необходимости затрат на проведение необходимых проверок и ремонта.
• Наиболее предпочтительно повторно использовать детали, узлы и агрегаты в качестве запасных частей для других фрегатов. Сюда входят и элементы конструкции корпуса и надстроек, так как корабль не деформировался при аварии.
После 115 суток в соленой воде считаются утраченными все электронные и электрические компоненты, за исключением тех, которые избежали погружения, либо были специально сконструированы, чтобы противостоять проникновению воды внутрь. Таким образом, практически все системы вооружения, датчики и системы связи понесли настолько значительный ущерб, что потребуется их замена. Некоторые механические компоненты систем вооружения могут частично использоваться повторно.
Дистанционно-управляемая станция вооружения Kongsberg Sea Protector на надстройке фрегата. Боевой модуль из стальных и бронзовых деталей, а также электроника в герметичном исполнении вполне могут использоваться повторно. А пульт управления и блок питания в ходовой рубке явно подлежат замене
По словам министра обороны, после детального изучения отчета и консультаций с правительством он примет окончательное решение о проведении ремонта корабля или отказе от его восстановления. В последнем случае он надеется на профессиональные рекомендации главнокомандующего. Впрочем, вчерне все основные варианты были озвучены
еще в феврале.
"Я думаю, все понимали, что ремонт корабля обойдется нам дорого, но меня удивило, что это будет дороже, чем приобретение нового фрегата… Учитывая представленные цифры, мне кажется ясным, что единственным разумным решением будет заменить потерянный нами фрегат чем-то новым", - заявил главком вооруженных сил адмирал Брююн-Хансен
В общем, как видится, основная интрига теперь не в том, будут ремонтировать "Хельге Ингстад" или нет, а в том, какой выберут вариант восполнения утраченных после его списания возможностей, причем норвежцы делают основной акцент на противолодочной обороне. Среди чиновников министерства обороны и военных специалистов уже пошли разговоры, что эти деньги лучше потратить на новую подводную лодку или несколько кораблей меньшего водоизмещения.