Помните этот псто
"Откровения Полишинеля: Здесь какая-то страшная тайна"?
Возможно, теперь финские политики не будут так нервно реагировать на "открытия" своих журналистов - со вчерашнего дня вступил в силу "Закон о военной разведке" (
Laki sotilastiedustelusta), который прямо предусматривает возможность сбора информации за пределами национальной территории, а сколько там у нее тех соседей? Ранее официально такая деятельность якобы ограничивалась лишь обменом данными со спецслужбами тех стран, с которыми у Финляндии заключены соответствующие соглашения. Теперь же закон позволяет собирать сведения о деятельности иностранных вооруженных сил и связанных с ними организаций, по разработке новых видов вооружения и военной техники, о технологиях военного и двойного назначения, а также о характере деятельности военных и гражданских объектов, которые могут представлять угрозу безопасности Финляндии.
Аккурат к принятию закона Начальником разведки (tiedustelupäällikkö) Оборонительных сил Финляндии назначен бригадный генерал Пекка ТОВЕРИ (Pekka Toveri), который три года до этого был военными атташе в Соединенных Штатах.
Как и ранее, впрямую о Российском направлении своей будущей деятельности финский генерал не говорит, но
намекает более чем прозрачно: "В 1980-х годах мы знали, что у Советского союза было двенадцать дивизий в соседних районах, половина из них в шестичасовой готовности к атаке <...> Сейчас ситуация более чувствительная, потому что ситуацию сложно прогнозировать <...> Советский Кремль был более ясным и предсказуемым. Теперь у нас не в Холодная война, а в почти горячая <...> Нет, прямой военной угрозы для Финляндии нет, но есть потенциал для этого. Однако я не провожу из-за этого бессонных ночей".
До принятия закона в Финляндии не существовало единой нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию и ведение разведывательной деятельности. На подготовку закона "О военной разведке" ушло около шести лет. Чтобы два раза не вставать, несмотря на название, его положения действуют не только в отношении вооруженных сил. Закон существенно расширяет полномочия и возможности по сбору информации, как на территории Финляндии, так и за ее границами для полиции безопасности Supo (Suojelupoliisin), а заодно и практически для всех остальных силовых структур государства.
Именно в связи с этим процесс затянулся. Хотя поначалу закон планировали принять ещё в 2018 году, но столкнулись с критикой ряда правозащитных организаций и специалистов-юристов, которые оспаривали конституционную легитимность законопроекта в отношении защиты конфиденциальной информации. Однако 3 октября 2018 года парламент в ускоренном порядке принял специальную поправку к основному закону, которая позволяет получать доступ к конфиденциальным сведениям (переписка в социальных сетях и интернет-мессенджерах, электронная почта, SMS-сообщения и т.п.) в случае, если даже против заинтересовавшего спецслужбы лица не возбуждено уголовное дело, но он находится под подозрением в совершении преступления, и его действия или планы "хайли лайкли" могут представлять угрозу для национальной безопасности.
После этого парламент 11 марта 2019 года во втором чтении единогласно принял законопроект, 26 апреля президент его утвердил со вступлением в силу с 1 июня.
Закон "О военной разведке" призван повысить возможности государства по сбору, обработке и анализу сведений о современных вызовах и угрозах, определить новые методы, формы и способы ведения разведывательной деятельности и в целом расширить полномочия специальных служб, а также разведывательных частей и подразделений министерства обороны Финляндии по добыванию упреждающей информации в интересах своевременного реагирования на них со стороны военно-политического руководства страны. Кроме того, законом регулируются принципы, применяемые к разведывательной деятельности, а также инструкции и контроль над операциями, проводимыми в интересах обеспечения национальной безопасности Финляндии.
Несмотря на единогласную поддержку, тем не менее парламент слегка озаботился таким резким и существенным расширением полномочий спецслужб в отсутствие соответствующего опыта. Поэтому по требованию депутатов министерство обороны до конца 2020 года обязано предоставить доклад о ходе реализации нового закона.
Но генерал П. ТОВЕРИ не видит в этом особой проблемы: "Я верю в движение вперед. Хотя ситуация с демократией сейчас может быть хуже, чем раньше, все вернется на круги своя. Я надеюсь, что даже если мы будем жить в неопределенное время, наше общество сможет найти наиболее конструктивные, а не разрушительные решения". Главной же своей трудностью начальник разведки считает кадровый вопрос. Заработная плата в частном секторе лучше по сравнению с государственными должностями, а потребность в экспертах по безопасности постоянно растет, поэтому сложно будет привлечь хороших специалистов. В ближайшие несколько лет оборонительные силы должны нанять около 200 человек, из которых половина для подразделений кибербезопасности систем управления вооруженными силами, а остальные - для разведки и спецслужб.
Например, полиция безопасности Supo в преддверии принятия закона начала раньше и за пару лет уже увеличила свой штат на четверть. Но и им все еще требуется нанять около ста человек, чтобы закрыть свою потребность в специалистах для новых рабочих мест.
В общем, реальную эффективность и работоспособность нового закона можно будет оценить не раньше, чем через 2-3 года.