![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/1040245/1040245_600.jpg)
Старт КР NSM c береговой пусковой установки на шасси колесного грузового транспортера Oshkosh 10×10 PLS (Palletized Load System) сухопутных войск США на учении RIMPAC (Rim Of The Pacific)
в июле 2018 г. Вчера 7 мая корпорация Raytheon объявила о заключении контракта на 47,59 млн. долларов с корпусом морской пехоты (КМП) США для поставки крылатых ракет (КР) NSM (Naval Strike Missile) класса "поверхность-поверхность".
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/744735/744735_600.jpg)
В Kongsberg Defense & Aerospace (KDA)
сообщили, что часть этого заказа будут выполнять они. Ранее, в июле 2016 года партнеры консорциума приняли решение о сборке ракет в США из преимущественно норвежских комплектующих на предприятии Raytheon в Тусконе (шт. Аризона), а сборку и собственное производство пусковых установок должны были развернуть на ее же заводе в Луисвилле (Кентукки). К настоящему времени эти работы завершены. По заявлению прдставителей KDA, созданная производственная линия имеет потенциал для дальнейшего расширения, но это будет зависеть от получения новых заказов.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/1024539/1024539_600.jpg)
Производство корпусов КР NSM на предприятии Конгсберг (c) Фото: Per Erlien Dalløkken
Таким образом, NSM стала победителем необычайно скоротечного, объявленного в январе 2018 года конкурса по программе NEMSIS (Navy-Marine Expeditionary Ship Interdiction System - система противодействия для
экспедиционных кораблей ВМС и КМП). Как и в тендере ВМС США по программе OTH-WS (Over the Horizon Weapon System - оружие загоризонтной дальности), конкурентами американо-норвежского консорциума Raytheon & Kongsberg выступали Lockheed Martin c КР LRASM и Boeing с ракетой Harpoon-NG. Представители КМП прямо заявляют, что выбор во многом определялся сокращением сроков закупки, оптимизацией издержек и уменьшением затрат за счет приобретения той же системы, что ранее уже
выбрали ВМС для боевых кораблей прибрежной зоны LCS (Littoral Combat Ship) и весьма вероятно вооружат перспективные фрегаты FFG(X).
"Корпус морской пехоты, который исторически был сосредоточен на наземных операциях, должен быть способным поддержать военно-морской флот в море и повысить возможности амфибийно-десантных сил захватывать и поддерживать «господство на море» в потенциальных районах текущих и будущих операций". В 2017-м развитие этого направления начиналось с экспериментов по запуску ракет GMLRS-U (Guided Multiple Launch Rocket System Unitary) берегового комплекса HIMARS (High Mobility Artillery Rocket System) с
десантных кораблей.
![](https://news.usni.org/wp-content/uploads/2017/10/Oct-23-2017-19-41-56.gif)
Практическая стрельба УР GMLRS-U из ПУ РСЗО HIMARS 5-го батальона 11-го полка 1-й экспедиционной бригады 1-й дивизии КМП США с полетной палубы десантного транспорта-дока "Анкоридж" (USS Anchorage LPD-23) в ходе учения Dawn Blitz (22 октября 2017 г., Тихий океан)
По сценарию учения морпехи одной ракетой успешно поразили на расстоянии 70 километров объект ПВО противника, обнаруженный разведкой на соседнем острове.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/1011676/1011676_600.jpg)
Закончились эти исследования проведением конкурса и закупкой КР NSM. Она изначально способна эффективно наносить удары как по наземным, так и по морским целям, что для GMLRS-U уже много лет обещают только в перспективе.
Исходя из расчетной стоимости единичного изделия по контракту с ВМС США от мая 2018 г. (восемь ракет и одна система управления огнем за 14,9 млн. долл.), заказанная партия вооружения для КМП может включать 24 КР. Причем как и в флотском контракте поставки ракет должны быть завершены весной 2020 года, когда спланировано проведение войсковых испытаний.
Сейчас рассматриваются три возможных варианта шасси для береговых подвижных пусковых установок морской пехоты:
![](https://cdn.dvidshub.net/media/thumbs/photos/1407/1447312/1000w_q95.jpg)
Шасси 6×6 пусковой установка M142 HIMARS
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/1011081/1011081_600.jpg)
Стандартное шасси грузового автомобиля Oshkosh 6×6 MTVR (Medium Tactical Vehicle Replacement)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/1011413/1011413_600.jpg)
Стандартное шасси грузового автомобиля Oshkosh 10×10 LVSR (Logistic Vehicle System Replacement)
Интересно отметить, что сейчас во всех источниках указывают дальность стрельбы NSM "более 100 морских миль" (185 километров). Но это при переменном и преимущественно маловысотном профиле полета с маневрированием по сложной траектории для огибания опасных от ПВО районов. А в самых ранних и порядком подзабытых спецификациях еще для ПКР NSM, разрабатываемой аж с 1996 года, указывали максимальную досягаемость по дальности "до 300 морских миль" (555 километров) - при полете по прямой и большой высоте на маршевом участке. В настоящее время официально этот параметр разработчики не раскрывают. Но если заданную планку в свое время им все таки удалось достичь, то приобретение КМП берегового варианта NSM станет первым фактическим нарушением ДРСМД со стороны США.
В качестве косвенного подтверждения версии: для авиационной версии NSM крылатой ракеты JSM (Joint Strike Missile) в ТТХ указывают дальность 280 км при маловысотном режиме и 560 км в комбинированном.
![](http://counter.co.kz/CounterCoKz?page=andrej-kraft.livejournal.com_163329.html&style=mblack&digits=5)