Всплеск интереса к способам борьбы с массовым применением БЛА начался в 2014-2015 годах на фоне известных событий на Украине и в Сирии. Тогда параллельно с разработкой новых систем стали пытаться адаптировать к решению новой задачи существующие или находящиеся на завершающей стадии испытаний технологии ближней ПВО. В частности, по опыту операции НАТО в Афганистане к этому времени уже около 10 лет в нескольких странах разрабатывались системы C-RAM (Counter-RAM - Rocket, Artillery, and Mortar) для борьбы с реактивными, артиллерийскими и минометными снарядами. Так, в а армии США по программе EAPS (Enhanced Area Protection and Survivability) разрабатывалась система, предназначенная для уничтожения на дальностях 2-4 километра оперативно-тактических ракет, неуправляемых ракет РСЗО, ПТУР, артиллерийских снарядов и минометных боеприпасов. Первоначально предназначенная для защиты только от ракетного и артиллерийского оружия, в дальнейшем её возможности были расширены и оптимизированы также и для борьбы с БЛА.
Финансирование НИОКР по программе EAPS, а также доводку, интеграцию и испытание новой системы обеспечивал научно-исследовательский центр и производственный центр перспективных вооружений СВ США ARDEC (Armament Research, Development and Engineering Center) на базе арсенала Пикатинни (Моррис, Нью-Джерси) командования научных исследований армии США RDECOM (U.S. Army Research, Development and Engineering Command), организационно входящего в состав командования материально-технического обеспечения СВ США (U.S. Army Materiel Command).
По названию самой программы и головной организации-разработчика для обозначения прототипов новой системы на испытаниях использовалось общее временное рабочее название EAPS ARDEC ID (Integrated Demonstration).
Требования тактико-технического задания (ТТЗ) для комплекса EAPS ARDEC ID:
• конструкция и принципы применения снарядов-перехватчиков должны обеспечивать высокую вероятность поражения цели;
• возможность использования готовых технических решений - РЛС поиска и сопровождения целей, система управления огнём и др.;
• использование в качестве шасси тяжелого колесного транспортного средства повышенной проходимости типа HEMTT (Heavy Expanded Mobility Tactical Truck);
• модульный принцип компоновки пусковой установки - артиллерийское орудие или транспортно-пусковые контейнеры ракет;
• сравнительно низкая трудоёмкость и стоимость производства снарядов-перехватчиков, составляющая не более 16 тыс. долл. за единицу;
• принцип открытой архитектуры, который позволяет заменять отдельные элементы без вывода из строя всей системы и обеспечивает высокий потенциал для последующей модернизации.
Состав комплекса EAPS ARDEC ID:
1. Высокоточная интерферометрическая РЛС обнаружения и сопровождения цели, разработанная и произведенная фирмой Technovative Applications (Бри, Калифорния). В конструкции РЛС применяется несколько принимающих антенн, что позволяет повысить частоту угловых вычислений и обеспечить точность определения параметров полёта цели до нескольких сантиметров.
Прототипы РЛС перед испытаниями
2. Специализированная ЭВМ управления огнём. Алгоритмы её управления разработаны группой экспертных организаций под общим руководством специалистов компании Propagation Research Associates, Inc. (Атланта, Джорджия).
3. Радиочастотное приёмопередающее устройство, при помощи которого осуществляется связь со средствами поражения;
4. Ракетная пусковая установка или гладкоствольное орудие калибра 50 мм.
5. Комплект снарядов-перехватчиков калибра 50 мм.
В основу принципа действия комплекса положен следующий алгоритм. После обнаружения РЛС потенциально опасного объекта автоматически осуществляется его классификация, и со входом в зону поражения комплекса производится обстрел. ЭВМ обрабатывает данные о траекториях полёта цели и перехватчика, по результатам их сравнительного анализа вычисляет оптимальную баллистическую траекторию сближения, а затем корректирует полётные параметры снаряда, подавая по радиоканалу на летящие к цели боеприпасы соответствующие сигналы управления. При оптимальном сближении снаряда с целью с наземной станции поступает команда на подрыв. С целью минимизации количества электроники и удешевления стоимости всей системы, конструкция снаряда-перехватчика максимально упрощена, а все электронные вычислительные системы сосредоточены в комплексе оборудования наземной станции управления.
В качестве снарядов-перехватчиков комплекса EAPS ARDEC ID разрабатывались боеприпасы двух типов.
Малая зенитная управляемая ракета (ЗУР) ближнего радиуса действия концерна Lockheed Martin. Длина 75 см, калибр 50 мм, масса менее 5 кг, дальность полёта до 3 км, стоимость около 16 тыс. долл.
Выполненная по аэродинамической схеме "утка", на среднем участке траектории полета ЗУР использует радиокомандный способ наведения на цель за счет поворота передних аэродинамических поверхностей. По БЧ ЗУР унифицирована со снарядами компании Orbital ATK (см. ниже).
Для запуска ЗУР планируется использовать пусковую установку (ПУ) контейнерного типа, состоящую из девяти модулей по 15 ракет в каждом. Таким образом суммарная емкость ПУ составляет 135 снарядов-перехватчиков. В ходе испытаний ЗУР использовался стендовый прототип пусковой установки.
Пуск прототипа ЗУР со стендовой ПУ
В отличие от всех существующих мелкокалиберных зенитных артиллерийских систем, предусматривающих стрельбу нарезными снарядами, в комплексе EAPS ARDEC ID впервые применены оперенные корректируемые артиллерийские 50-мм боеприпасы компании Orbital ATK (Плимут, Миннесота). Для ведения огня используется спаренная автоматическая 50-мм гладкоствольная артиллерийская установка Bushmaster суммарной скорострельностью 200 выстрелов в минуту.
Артиллерийский боеприпас представляет собой стальную оперенную стрелу, корректируемую после выстрела в полете на среднем участке траектории за счет последовательного радиокомандного включения нескольких одноразовых ракетных микродвигателей, установленных по периметру головной части cнаряда. По БЧ боеприпас унифицирован с ЗУР компании Lockheed Martin (см. выше).
Сравнительные размеры снарядов-перехватчиков обоих типов
Как указывалось выше, оба типа снарядов-перехватчиков унифицированы по их боевой части. Первоначально ее конструкция создавалась совместно специалистами ARDEC и фирмы Orbital ATK в рамках создания гладкоствольных оперенных снарядов. Высокая эффективность БЧ по итогам проведенных испытаний и необходимость экономии финансовых средств привели к решению унифицировать по БЧ все боеприпасы, разрабатываемые по программе EAPS. Мелкосерийное производство БЧ этого типа организовано на предприятии компании Aerojet Rocketdine (Сакраменто, Калифорния).
Конструкция боевой части такова, что при её подрыве БЧ образуется направленный фронтальный поток проникающих частиц из тантало-вольфрамового сплава, обеспечивающий эффективное поражение ПТУР, артиллерийских и миномётных снарядов. Дополнительно создается расходящийся поток стальных осколков, поражающих элементы конструкции БЛА.
Первые полевые испытания прототипа комплекса EAPS ARDEC ID провели весной 2015-го на полигоне Юма (Yuma Proving Ground) в Аризоне. При этом с применением технологии EAPS был перехвачен и сбит в патрулирующий БЛА средних размеров, имитирующий разведывательный полёт на удалении около 500 метров от пусковой установки. По итогам испытаний произвели корректировку системы управления огнем, эффективность которой подтвердилась в процессе следующей серии тестов.
19 августа 2015 г. также на полигоне Юма в ходе завершающего этапа демонстрационных испытаний успешно сбили два БЛА типа Outlaw. Первый выстрел с дистанции 1000 метров повторил результат предыдущего весеннего испытания. Вторую цель сбили на дистанции 1500 метров, что даже превысило первоначальные требования, предъявляемые на данном этапе демонстрации возможностей системы.
Интересно, что что программа EAPS стала одновременно и испытаниями для новой беспилотной мишени UAS-T (Unmanned Aircraft System-Target). По их результатам в октябре 2015-го её приняли на вооружение армии США под обозначением MQM-171A BroadSword.
Она разработана на базе серийного БЛА типа Outlaw компании Griffon Aerospace, ранее уже активно применявшегося при испытаниях прототипов нового комплекса. Есть также беспилотная мишень MQM-170С Outlaw, являющаяся фактически серийной моделью G2 этого БЛА.
По итогам серии испытаний EAPS ARDEC ID в начале октября 2015-го командование СВ США объявило об успешном завершении демонстрации новейшей технологии для противодействия БЛА. Однако статус этой системы пока по-прежнему находится на уровне испытаний и доводки прототипа. Специалисты центра ARDEC все еще ожидают составления и утверждения ТТЗ на новые системы нейтрализации БЛА, после чего разработанные в рамках программы EAPS технологии могут быть быстро адаптированы для создания перспективных тактических систем вооружения.
Но командование американской армии отчего-то совсем не торопится, несмотря на кажущуюся остроту проблемы. То ли слишком узко заточенной получилась система, опоздавшая к периоду конфликтов низкой интенсивности. Таскать за собой везде эдакую махину всего лишь для охоты за одиночными боеприпасами, даже с допопцией по БЛА? Дороговато будет. И стоимость боеприпасов за 16 тыс. долларов теперь не кажется такой уж дешевой. Ненамного дороже выходит сбивать БЛА
модернизированными ПЗРК Stinger - хоть и за 40 тыс. долларов, но зато их серийное производство давно налажено и отлажено. И вообще, теперь даже из простого гранатомета можно, хотя и с
новыми боеприпасами.
В общем, выжидают пока.
Напоследок пара отчетов по испытаниям
за 2009 и
2016 год.